Война на Ближнем Востоке: действия курдов влияют на события
Хакан Гюнеш: «То, что будут делать в этой ситуации курды, очень важно. Они пытаются расширить свои коллективные возможности и отстоять права в этом многофакторном и сложном уравнении».
Хакан Гюнеш: «То, что будут делать в этой ситуации курды, очень важно. Они пытаются расширить свои коллективные возможности и отстоять права в этом многофакторном и сложном уравнении».
Заявив, что события на Ближнем Востоке заставляют каждую страну менять свою стратегию и тактику, профессор Хакан Гюнеш сказал: «То, что будут делать в этой ситуации курды, очень важно. Они пытаются расширить свои коллективные возможности и отстоять права в этом многофакторном и сложном уравнении».
Хаос на Ближнем Востоке разрастается с каждым днем. 7 октября ХАМАС начал военную операцию против Израиля, получившую название «Потоп Аль-Аксы», за которой последовали израильские атаки на Газу, а затем и на Ливан. По мере того, как Израиль наносил удары по Ливану, росла напряженность в отношениях между Израилем и Ираном. Мы поговорили с экспертом по международным отношениям, профессором Хаканом Гюнешем о переменах и событиях на Ближнем Востоке, в регионе, охваченном пламенем вооруженного конфликта.
Это совершенно новые перемены
Баланс на Ближнем Востоке менялся часто, но нынешние изменения имеют новое качество, когда большая территория превратилась в поле боя, говорит Гюнеш. В регионе происходят вооруженные конфликты между Израилем и Ираном и союзниками обеих стран, меняющие политический ландшафт. Он добавил, что столкновения происходят в Йемене, Ливане, Сирии и Ираке: «Конфликтный процесс, начавшийся с Палестины, похоже, расширяется на новые территории. Вероятно, впервые за долгое время здесь началась межгосударственная война. Иран атакует со своей территории, а Израиль – со своей. Это не полноценные военные действия. В военной терминологии это война на истощение. Это стратегия, которая разворачивается во времени и направлена на ослабление ресурсов противника, сокращение возможностей и боеспособности другой стороны».
Начнется ли масштабная война в регионе?
Отметив, что Израиль пытается втянуть Иран в войну при поддержке США, Гюнеш сказал, что другие игроки, кроме Ирана и союзных ему держав, в основном довольствуются наблюдением за текущей ситуацией. В ближайшем будущем региональной войны, в которой будут непосредственно участвовать Египет, Саудовская Аравия, Турция, центральное правительство Ирака или другие страны региона, не ожидается, сказал Гюнеш, добавив: «Нынешняя война – скорее конфликт между Ираном и его союзниками, палестинским народом и такими странами, как США и Великобритания, которые поддерживают Израиль. Есть причины, по которым другие игроки не участвуют в этой войне. Иран – сильный соперник в регионе и игрок, которого нужно ослабить. Поэтому можно сказать, что Саудовская Аравия, Катар, Турция и Египет приветствовали бы потерю власти «Хезболлой» в Палестине. Таким образом, силы, которые она поддерживает, получат шанс укрепить свои позиции и действовать эффективнее. Это справедливо и для других регионов, а также для Йемена и Сирии».
Израиль будет расширять зону своих атак
Недавно министерство обороны Израиля объявило, что наземная операция в Южном Ливане будет расширена, и страна будет интенсивнее атаковать позиции «Хезболлы», главным образом в Ливане и порой в Сирии. Но наземная операция – более сложная и масштабная инициатива, чем может показаться. Мы видим, что Израиль не справляется с контролем даже в 15-40-километровой зоне Газы. Возможно, ему не удастся легко захватить территорию Южного Ливана, контролируемую «Хезболлой», за несколько недель, месяцев или даже лет. «Хезболла» обладает гораздо большим арсеналом, техническими возможностями и территориальным превосходством, чем ХАМАС. Тем не менее, наземная операция уже началась. Израиль хочет свести к минимуму военный потенциал и боевой арсенал «Хезболлы» в Южном Ливане. Но никто не знает, чем это обернется», – сказал Гюнеш.
Отметив, что недавнее уничтожение Израилем политического и военного командного центра «Хезболлы» – большая потеря для последней, Гюнеш сказал, что, несмотря на это, организация не лишилась управления полностью, хотя и оказалась в неудобном положении. «Крах командного центра «Хезболлы» не означает краха организации», – отметил он, добавив, что замедление наземной операции Израиля в Южном Ливане подтверждает, что организация сохраняет военные возможности и эффективность.
Выборы в США и новые переговоры
Ослабление Ирана на Ближнем Востоке создаст новые возможности для других игроков, полагает Гюнеш: «Если анализировать Ближний Восток с широкой точки зрения, мы увидим, что здесь есть зоны влияния Ирана и его союзников, которые в основном опираются на шиитские общины и организации. Кроме того, здесь присутствуют важные игроки, которые имеют проблемы друг с другом. Турция, Саудовская Аравия, Египет, Катар. Они считают, что ослабление Ирана даст им новое пространство, и они смогут действовать свободнее. Во-вторых, у большинства этих игроков также есть различные проблемы с западными центрами, особенно с США. Поэтому текущий процесс дает им возможность вести торг в зависимости от того, на чью сторону они готовы стать в региональном уравнении. Это дает им шанс на то, чтобы создать новые обстоятельства, заключать новые соглашения. Это новое уравнение в отношениях Катара и США, Эр-Рияда и Саудовской Аравии и США, Турции и США. Можно сказать, что упомянутые мною акторы ждут выборов в США и что они сядут за стол переговоров с новой администрацией, имея больше влияния в новом уравнении. И, несмотря на горькую реальность этой войны, у государств региона есть возможность создать новые альянсы или укрепить свои позиции в существующих союзах».
Напряженность в отношениях США и Турции
Отметив, что отношения Турции с Западом находятся на спаде в стратегическом отношении уже почти десять лет, Гюнеш подчеркнул, что Турецкая Республика остается в одном и том же международном политическом лагере. Сегодня между Анкарой и центральными странами Запада, особенно США, есть немалая напряженность: «Самый важный фактор этой напряженности – курдские организации, действующие в регионе. Поддержка, оказываемая США и Западом ПДС (Партия «Демократический союз»), является одной из самых важных причин напряженности. Во-вторых, важен тот факт, что они не действуют сообща, несмотря на то, что придерживаются одной и той же точки зрения в сирийской политике Турции. В-третьих, Анкара и Вашингтон не смогли прийти к консенсусу о партнерстве, хотя их интересы очень близки в Ливане, Ираке, Йемене и во всех этих районах. Вашингтон дал понять, что Анкара нужна ему для укрепления западного фронта союзников, в который входит Израиль, и что США «готовы» к новому соглашению с Турецкой Республикой, как и к пересмотру взаимных вопросов. Конкретика заключается в том, что Турции до сих пор не были предоставлены самолеты F-35. Вместо них Анкара должна была получить новые версии истребителей F-16, но и с ними ничего не удалось. Прогресс в области сотрудничества, которого хотела Турция, не достигнут».
«Важно, что будут делать курды»
Обратив внимание на положение курдов, находящихся в эпицентре войны на Ближнем Востоке, Гюнеш сказал: «Курды обладают очень важным организационным потенциалом в регионе несмотря на то, что у них нет государственного центра. Так обстоит дело в Сирии, Турции и Иране. В Ираке они располагают собственной региональной администрацией. Эта война окажет огромное влияние на курдские районы. По мере формирования новых геополитических альянсов на Ближнем Востоке в нынешнюю эпоху важно, что будут делать Саудовская Аравия, Катар и Турция. Но также важно, что будут делать курды. Они стремятся расширить сферу своих возможностей, отстаивая свои законные и коллективные права в многомерном, многоакторном и сложном уравнении на Ближнем Востоке».
Курды – важный игрок
Отметив, что курды остаются важным игроком, Гюнеш сказал: «Естественно, курдский вопрос также важен. Турция, Иран и Ирак рассматривают эту проблему в рамках Саадабатского пакта. До сих пор эти три государства действовали соответствующим образом. Никто из них не пытался поддерживать курдов для противодействия соседу, и этот подход сохраняется. Расширение автономии курдов и рост их политического влияния, особенно в Турции, нежелательны для режима. Турция рассматривает курдское движение, как экзистенциальную угрозу. Однако, каждая страна вынуждена принимать различные новые решения. Жизнь не может оставаться такой, какой она была раньше, поскольку в регионе появляются новые силы и новые политические союзы и образования».
Инициатива курдов подойдет всему Ближнему Востоку
Отметив, что Турция потерпела неудачу в попытках решения курдского вопроса, Хакан Гюнеш подчеркнул, что позитивные перемены в курдском вопросе станут «открытием» для Ближнего Востока. Говоря о текущих политических дебатах по решению курдского вопроса, он сказал, что рукопожатие Девлета Бахчели с представителями ПНРД было «пробой».
Профессор подытожил сказанное так: «В эти дни Турция в очередной раз проверяет, может ли возникнуть новое уравнение в отношениях с курдами в регионе и как оно повлияет на общий баланс на Ближнем Востоке. Это не начало мирного урегулирования, но некие процессы уже идут. Рукопожатие Бахчели с депутатами ПНРД следует оценивать именно в таких рамках. Это проба. И это определенно попытка оценить возможности формирования нового процесса на Ближнем Востоке. Баланс ещё не установился, но при наличии различных возможностей и шансов может начаться новая ближневосточная экспансия турецкой буржуазии. В проблематичных отношениях Турции с Западом может появиться почва для менее сложных связей, которые будут нести элемент сотрудничества. Анкара работает над преимуществами создания нового уравнения в курдском вопросе, одновременно оценивая, как это может помочь её региональной экспансии. Я не думаю, что какие-либо из этих вариантов уже полностью приняты на вооружение. В любом случае, вскоре мы увидим, как пойдут дела и какие стратегии будут реализованы».