Ветеран курдской политики Дуран Калкан коснулся взаимоотношений освободительного движения Курдистана с Латинской Америкой: «Все общественные силы Южной Америки, особенно женщины, молодежь и рабочие, являются нашими друзьями, а также естественными идеологическими и стратегическими союзниками».
Предлагаем вам первую часть интервью с представителем Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Дурканом Калканом – беседу о взаимоотношениях южноамериканских правительств с Турцией, уроках мирных процессов прошлого, роли самообороны, союзнической политике в целом и её влиянии на Рожаву в частности, понимании социалистической революции, геополитической роли Китая, сопротивлении народа Палестины, потенциале демократического конфедерализма на Ближнем Востоке и роли Израиля в курдском вопросе. Эта беседа прошла 24 сентября 2023 года.
- Президент Венесуэлы Мадуро прибыл в Турцию, чтобы принять участие в церемонии присяги Эрдогана. Лула поздравил его с переизбранием в социальных сетях. Куба имеет тесные экономические связи с Турцией. Ни одно из таких самопровозглашенных социалистических государств не критикует Эрдогана за его антикурдскую политику. Но, помимо экономических причин и связей, есть и те, кто рассматривает Турцию как антиамериканскую державу. Как Вы оцениваете это положение дел? Чего ожидает курдское освободительное движение от правительств и общественных сил, действующих в Южной Америке?
- К сожалению, «государственный социализм» основан в первую очередь на интересах конкретного государства и приносит идеологию в жертву этим интересам. Основные принципы социализма – свобода, равенство на основе разнообразия и взаимообмен, – нередко забываются. Так случалось во времена Советского Союза, и тогда «защита социалистического Отечества» не спасла советское государство и не устранила причин его распада. С этой точки зрения следует рассматривать и действия таких стран, как Венесуэла и Куба, в их взаимоотношениях с Турецкой Республикой. Мы, курдское движение, считаем, что идеологические принципы не должны быть привязаны к политическим интересам, напротив, идеология должна направлять политику. Мы также считаем, что невозможно воплотить и сохранить основные принципы социализма, используя власть государства, которое по сути представляет собой политический и военный институт и, таким образом, выступает непосредственно как инструмент угнетения и эксплуатации в руках капиталистических монополий. Поэтому мы придерживаемся позиции, согласно которой принципы социализма должны быть реализованы и развиваться не через государственное правление, а путем создания демократических структур – через демократический конфедерализм, который приходит на смену «государству без государства», как называл этот феномен Карл Маркс.
Что касается утверждения о том, что Турецкая Республика и фашистский режим ПСР/ПНД – антиамериканские явления, то к этому утверждению невозможно привести какие-либо серьезные доказательства. Тайип Эрдоган создал ПСР (Партию справедливости и развития) и пришел к власти с разрешения и при поддержке администрации США; его сегодняшняя единоличная диктатура – результат совместного планирования в ходе встрече Буша и Эрдогана, имевшей место 5 ноября 2007 года. ПНД (Партия националистического движения) была основана Алпарсланом Тюркешем, который прошел определенную подготовку и обучение в США. Турция стала членом НАТО ещё в 1952 году и участвует во всех натовских атаках, в частности, в войне против Северной Кореи. Турецкая армия – вторая по численности в НАТО после армии США. Все военные перевороты в Турции происходили при поддержке альянса НАТО. Военный переворот 12 сентября 1980 года, который в итоге привел к власти нынешнюю администрацию Тайипа Эрдогана, также был переворотом при участии НАТО. С июня 1985 года турецкое государство перешло к войне с курдскими партизанами, оправдываясь 5-й статьей НАТО, и до сегодняшнего дня получает от этого альянса активную военную, экономическую и политическую поддержку. В определенном смысле именно НАТО ведет нынешнюю войну на геноцид против курдского партизанского движения, народного сопротивления и курдов в целом. Стоит привести в пример и недавние переговоры о вступлении Швеции в НАТО, и координационный центр по борьбе с терроризмом, созданный в рамках НАТО для войны против курдских партизан. Может ли такое государство быть антинатовским и антиамериканским?
Не стоит даже упоминать о расправах, которые Турция устроила в Курдистане в прошлом веке, о попытках изменить демографическую ситуацию в стране, об ассимиляции курдского народа, одного из древнейших народов в истории, путем запрета языка и культуры, прививая курдскому населению исключительно турецкую культуру. Каждый может узнать об этом самостоятельно, проанализировав историю прошлого века и проследив за развитием событий вплоть до сегодняшнего дня. Поэтому мы хотим обратить внимание на то, что Турецкая Республика является не только антикурдским образованием, осуществляющим геноцид курдов, но и антиармянским, антигреческим и антисирийским государством. Этот режим осуществляет геноцид народов на протяжении ста лет. Сегодня все, включая США, обсуждают и принимают решения по поводу геноцида армян 24 апреля 1915 года. Для социалистов недопустимо не исследовать эти факты и не формировать мнения и взгляды по поводу преступлений прошлого века.
Мы, освободительное движение, не рассматриваем ни одно государство в качестве стратегического союзника. Наше отношение к государственным образованиям реализуется на уровне тактических отношений. Стратегическими союзниками мы считаем силы, находящиеся вне властных и государственных структур, т.е. вне тисков капиталистического модерна, и так мы строим связи со всеми угнетенными и эксплуатируемыми социальными слоями, особенно с женщинами, молодежью и рабочими. Этот общий подход применим и к правительствам и сообществам Южной Америки. Было бы хорошо, если бы правительства стран Южной Америки не поддерживали фашистский турецкий режим и уважали национально-демократическую борьбу армянского, сирийского и греческого народов, ассирийских христиан и курдов. Тогда режим Эрдогана утратит силу, а значит, НАТО также ослабнет. Это будет полезно для всей Южной Америки.
Что касается общественных сил и организаций Южной Америки, особенно женщин, молодежи и рабочих, все они являются нашими идейными и стратегическими союзниками и товарищами. Любое демократическое развитие этих сил в сторону эмансипации – это и наше развитие и успех. Успех курдского народа и женщин – их успех и сила. Например, революция под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», которую инициировали женщины Курдистана, – это также революция женщин Южной Америки, это борьба за свободу всего человечества. Так мы рассматриваем братство народов и освободительную борьбу. Кубинская революция и идеология Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары оказали большое влияние на возникновение нашего движения, на наше развитие и апочизм в целом. Мысли и практика Че Гевары всегда были для нас источником вдохновения, особенно в годы формирования партизанского сопротивления. За точку отсчета мы взяли Молодежную революцию 1968 года. Сегодня демократическая борьба народов Южной Америки и достигнутые ими успехи придают нам сил и вдохновляют на дальнейшее развитие. Мы верим, что борьба курдского народа против ИГИЛ* и турецкого фашизма произвела такое же впечатление на них, и что они уважают наше сопротивление. Мы желаем успехов всем нашим друзьям в Южной Америке.
- У многих есть живой интерес к тому, какие уроки ваше движение извлекло из мирных процессов в Южной Америке. Многие подобные движения были ликвидированы, когда начались процессы мирного урегулирования. Как Вы оцениваете свой опыт освободительной борьбы? Каковы Ваши выводы, что следует учитывать в отношениях с государствами?
- Несомненно, этот вопрос очень важен с точки зрения нашей практической позиции, а также способности выживать и развиваться. Наши взаимоотношения с государством и поиск политического решения были для нас в новинку и дали нам свежий опыт. В то же время мы столкнулись с международным заговором и пережили смену парадигмы. Иными словами, мы должны действовать в двух разных парадигмах. В частности, мы столкнулись с определенными трудностями в понимании и реализации практического подхода в условиях новой парадигмы, и это отразилось на ходе наших переговоров с представителями турецкого режима. Я хотел бы упомянуть уроки, которые мы выучили с момента первого прекращения огня, объявленного Оджаланом 17 марта 1993 года:
Прежде всего, мы должны помнить, что государственные представители – лжецы, что они подходят к таким процессам тактически, всегда рассчитывая воспользоваться ситуацией и уничтожить вторую сторону. Они действуют тайно, ведут процесс военной и организационной подготовки. Мы же способны проявить наивность, так как всегда руководствуемся благими намерениями и оцениваем оппонента по себе. Это серьезная и пагубная ошибка. С 1993 года мы сталкивались с комплексными наступлениями со стороны турецкого государства и стоящих за ним НАТО и США четыре раза. На процесс прекращения огня, инициированный 17 марта 1993 года, они ответили тотальной атакой. Боевые действия шли в период с июня 1993 года по август 1998 года. 9 октября 1998 г. они отреагировали на попытку прекращения огня, о которой партизаны объявили 1 сентября 1998 г., атакой в рамках международного заговора, и системой пыток, изоляции и геноцида, лабораторией которых стал остров Имралы. 2 августа 1999 г. начался политический геноцид, а с 14 апреля 2009 г. – тотальные атаки, которые продолжались по 2012 г. Весной 2013 года они разработали свой «План истребления», реагируя на очередную попытку прекращения огня. Они перешли к реализации этого плана 24 июля 2015 года. Иными словами, всякий раз, когда мы пытались создать почву для политических переговоров и поиска решений, мы сталкивались с тем, что Турция втайне готовилась к уничтожению и войне. Это положение необходимо признать и принять во внимание.
Во-вторых, мы и сами должны приложить серьезные усилия для создания новой основы для взаимоотношений и переговоров. Мы можем объявить одностороннее прекращение огня, и мы ведем очень интенсивную работу, пытаясь успокоить общественное мнение. Иногда это задачи, которые требуют долгой работы. Порой мы сами можем поверить в свои пожелания мира, а наша аудитория может оказаться под чрезмерным влиянием. Это может привести к неосторожности и беспечности. Разумеется, другая сторона сразу же использует эту ситуацию в свою пользу. Необходимо осознавать эти нюансы и вести работу осторожно, тщательно выверяя содержание и тон информации, которой мы делимся с людьми. Мы никогда не должны забывать о стремлении государства растворить в себе такие образования, как наше движение.
В-третьих, иногда государства могут стремиться ускорить подобные процессы, предпочитая сразу же показать свои истинные намерения и переходя в наступление, а иногда они могут затягивать их относительно надолго. Например, режим может инициировать процесс, а затем не предпринимать никаких реальных шагов, заставляя вас ждать следующего шага в тревоге о том, как будет решена ваша судьба. Чем дольше продолжается неизвестность, тем более серьезными могут быть ваши ошибки. Угроза заключается в том, что вы можете преуменьшать реальные проблемы, с которыми сталкиваетесь. Иными словами, государства могут попытаться втянуть революционные и демократические силы в процессы, в ходе которых те начнут терять бдительность и ослабнут. В результате вам придется непросто при столкновении с запланированной и подготовленной атакой. Это следует учитывать.
Наконец, необходимо правильно скорректировать идеологические, стратегические и тактические аспекты таких переговоров. Исходя из нашей новой парадигмы, мы подходим к этим взаимоотношениям на основе политической формулы «государство плюс демократия». Уровень согласия мы определяем взаимным принятием позиций сторон. Иными словами, в той мере, в какой государство принимает нашу демократию (демократическое общество или демократический конфедерализм), мы будем принимать это государство. Мы хотим, чтобы государство и демократические структуры существовали бок о бок. Всё это требует полной ясности и больших усилий. Иными словами, нам нужно убедительное просвещение. Существующую государственную систему нельзя назвать открытой к таким знаниям и эволюции. Они не хотят делить власть и позволять обществу брать на себя управленческие функции. Сегодня вся национально-государственная система имеет такие черты. Турецкое национальное государство, создавшее систему геноцида – отличный пример. Поэтому вести переговоры и искать политическое решение – весьма непростая задача. Один из двух важных факторов – за основу следует взять создание собственного общества и структур самоуправления, и тогда такие переговоры можно будет использовать, как средство и возможность для дальнейшей работы. Иными словами, в основе должна лежать ваша собственная сила. Никогда не забывайте об этом. Во-вторых, привести государства к такому сбалансированному состоянию можно только путем долгой работы. Для этого нужен долгосрочный план; вам придется вести постоянную борьбу в рамках самой системы и против неё. Ожидать, что переговоры с государствами дадут результат за короткое время, и вы получите искомое легко и без борьбы, – это очень серьезная ошибка. Мы поняли это на практике, и потому стараемся преодолеть собственные заблуждения на этот счет.
- Роль партизан и самообороны в освободительной борьбе очень важна для Южной Америки. Поэтому опыт, накопленный в Курдистане, представляет интерес для стран этой части света. Какое значение имеет сопротивление НСС (Народных сил самообороны) в этом контексте? Что нового оно дает для понимания партизанских движений? Что значит быть частью сил самообороны?
- Значимость сопротивления НСС можно обозначить на двух примерах. Во-первых, курдские партизаны привнесли в наше общество современную военную науку. Все предыдущие структуры сопротивления, включая пешмерга ДПК и ПСК, представляют собой традиционные структуры, которые возникают в рамках народного восстания. Последние попытки милитаризации, по сути, не выходят за рамки этой ситуации. Партизаны же ведут свою подготовку, строят организацию, разрабатывают стратегию и тактику на основе требований современной военной науки.
Второй нюанс связан с численностью и структурой турецкой армии. Это вторая по численности армия НАТО. Она наследует традиции Османской империи, которая представляла собой военную систему. Это опора турецкого государства. Она создана на принципах подавления общественных восстаний и народного сопротивления. Со вступлением страны в НАТО в рамках турецкой военщины была создана мощнейшая контрпартизанская система. Она основана на подавлении любых протестов с помощью самой жесткой, грубой силы. Поэтому противостоять турецкой армии нелегко. Все попытки восстаний до появления курдского освободительного движения были разгромлены и подавлены в кратчайшие сроки. Единственная сила, которая изменила историю, –партизаны РПК. Именно в этом заключается истинное значение партизанского сопротивления, которое ранее существовало под названиями HRK (Отряды освобождения Курдистана) и ARGK (Народно-освободительная армия Курдистана). После смены парадигмы партизанское движение реорганизовалось под названием НСС (Народные силы самообороны). Впервые турецкая армия столкнулась с непобедимой военной силой. Так воля курдского народа получила свое воплощение.
Партизанские структуры, созданные под названиями HRK и ARGK, представляли собой движения, ставящие своей целью создание регулярной армии. Они опирались на классическую теорию и практику партизанской борьбы и предполагали действовать в Курдистане – в сельских районах его территорий. Однако, развить партизанское сопротивление в Курдистане, как это случалось в других странах, не удалось. И дело не в людях и не в особенностях местности – Курдистан, особенно его горы, как нельзя лучше подходили для классической партизанской системы, а у курдского народа и молодежи было более чем достаточно мужества и самоотверженности, чтобы участвовать в борьбе. Но именно геноцид со стороны турецкого режима не позволил применить классическую партизанскую теорию и практику в Курдистане. Противостоять этому давлению, не имеющему аналогов в мире, было просто невозможно даже для патриотов и революционеров. Курдские борцы должны оставить в своей жизни лишь один путь – путь самоотверженной партизанской борьбы. Попытки, аналогичные практике других стран, не дали результатов, и упорные усилия привели движение к этому выводу. НСС продолжили эту традицию. Курдские партизаны задали высокую планку отваги и готовности жертвовать собой. Так возникло движение, которое стало воплощением воли курдского народа к свободе.
Безусловно, отряды НСС в их нынешнем виде стали силой самообороны курдского народа. Они выражают волю курдов к борьбе и противостоят внешним и внутренним актам реакционной агрессии против народа, защищая его свободу. Однако, нынешняя структура НСС все еще неполноценна, как силы самообороны курдского народа. В своем нынешнем виде НСС представляют собой профессиональные партизанские отряды, и в этом отношении они являются первопроходцами в своем деле. Но для того, чтобы курдский народ имел самооборону, адекватную вызовам времени, одних профессиональных партизанских структур недостаточно. НСС – авангард своего времени, их существование необходимо для самообороны народа.
Однако, необходимо создать и местные партизанские силы, опирающиеся на народные массы. Профессиональные бойцы-партизаны – авангард самообороны, а местные партизаны должны стать основной силой. Такие люди будут бороться за свободу в местах своего проживания. Иными словами, это граждане, которые вооружены ночью, а днем ведут свою обычную жизнь. Их деятельность включает в себя как организацию и поддержание жизни общества, так и ведение боевых действий в рамках самообороны. В парадигме демократической современности силы самообороны состоят именно из таких отрядов. На смену регулярной армии государств приходит самооборона демократического конфедерализма, которую формируют профессиональные бойцы и местные партизаны. Иными словами, определение К. Маркса о «замене регулярной армии вооруженным народом» воплощается в жизнь именно таким образом.
* - террористическая организация, запрещена в РФ