За последние 38 месяцев от курдского лидера Абдуллы Оджалана и его сотоварищей Хамили Йылдырыма, Омера Хайри Конара и Вейси Акташа, содержащихся в закрытой тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы в Мраморном море, не поступало никаких известий.
Представители адвокатского бюро «Асрин» провели пресс-конференцию в Бейоглу, рассказав о ситуации своих клиентов.
Адвокат Резан Сарыджа отметил, что ситуация в тюрьме на Имралы не ограничивается запретами на свидания и дисциплинарными взысканиями, и сказал: «Это положение дел характеризуется абсолютной изоляцией, при котором узники не только не имеют возможности видеться со своими адвокатами и семьями непосредственно, но не допускается даже общение по телефону и переписка. Эта ситуация не менялась и в случае смерти их близких родственников, а также эпидемий и землетрясений, от которых могли страдать семьи наших клиентов. После прерванного телефонного разговора 25 марта 2021 года мы не смогли связаться со всеми четырьмя нашими клиентами ни разу. В этих условиях мы не располагаем информацией о состоянии их здоровья и условиях содержания».
Освобождение Вейси Акташа отложено
Сарыджа заявил, что срок тридцатилетнего заключения Вейси Акташа, курдского политзаключенного, содержащегося в тюрьме на Имралы, истек 28 апреля, но его освобождение было отложено:
«По данным о правовом статусе, предоставленным главной прокуратурой Бурсы, Акташ должен был выйти на свободу 28 апреля. В условиях абсолютной изоляции на Имралы мы хотели оказать ему юридическую помощь и узнать его мнение о происходящем хотя бы в письменной форме. Поэтому мы отправляли ему заказные письма с обратным уведомлением в разные дни. Однако, ответа на эти письма мы не получили. Из-за изоляции мы даже не можем знать точно, дошли ли до него эти письма. Недавно мы обратились в прокуратуру и к исполнительному судье, чтобы предпринять меры предосторожности, и попросили выдать нам копию исполнительных документов, желая оказать юридическую помощь нашему клиенту. Однако, и эти просьбы остались без ответа.
Это должностное преступление
28 и 29 апреля мы предприняли попытки встретиться с г-ном Акташем, как его адвокаты, чтобы выяснить, есть ли какие-либо препятствия для его освобождения, и выступить с необходимыми возражениями. К сожалению, администрация тюрьмы сообщила нам в устном формате, что его освобождение было отложено на 1 год по решению наблюдательного совета. Эти действия явно противоречат закону и означают, что права и свобода г-на Акташа были попраны. Это решение неправомерно. Также, несмотря на наши просьбы, нам не было передано официальное решение об отсрочке освобождения на 1 год. Возможно, наши ходатайства и возражения, которые мы уполномочены подавать в качестве его адвокатов, не были получены соответствующими органами или не были рассмотрены. Это должностное преступление.
Препятствование освобождению г-на Акташа, отклонение ходатайств команды защиты и отсутствие любой информации делает положение наших клиентов, которые содержатся в режиме строгой изоляции уже 38 месяцев, еще более деликатным и сложным. Запрет на визиты адвокатов и родственников – не единственная проблема. Остров Имралы закрыт для посещений контролирующими организациями, а контакты узников с внешним миром не разрешаются даже в таких случаях, как смерть близких родственников, тяжелые болезни и стихийные бедствия. Наши запросы на получение информации о клиентах бюро «Асрин» остаются без ответа. Мы хотим напомнить и об отказе дать разрешение на публикацию отчета ЕКПП, невыполнении просьбы Комитета ООН по правам человека о принятии мер предосторожности, срок на исполнение которой уже истек, и о том факте, что г-н Акташ не был освобожден, несмотря на истечение срока, дающего возможность для условно-досрочного освобождения. Тот факт, что всё это проходило без участия адвоката, также вызывает максимальное подозрение.
Жалобы на ответственных лиц остаются без ответа
Несмотря на преклонный возраст, наши клиенты содержались в непростых тюремных условиях, пагубно влияющих на их здоровье, очень долгое время. Помимо хронических проблем со здоровьем, у них неизбежно возникнет ряд проблем, обусловленных как возрастом, так и тяжелыми условиями содержания, в которых они провели длительный срок. Несмотря на утверждения о том, что обращение с нашими клиентами является бесчеловечным и представляет собой форму пытки, судьи, отвечающие за контроль условий содержания осужденных и обеспечение их связи с внешним миром, имеют право непосредственно выносить запретительные решения, которые оправдывают содержание под стражей в полной изоляции. Все жалобы и иски в отношении ответственных лиц остаются без ответа, никакого расследования не проводится.
«Мы ожидаем, что власти выполнят свой долг»
Помня об универсальных правовых нормах и человеческих ценностях, мы хотим сказать, что каждая инициатива, направленная против пыток, имеет большое значение для демократии и прав человека в нашей стране. Поэтому мы ожидаем внимания к этой ситуации от каждого, кто чувствует свою ответственность, и надеемся, что власти как можно скорее выполнят свои обязанности перед законом и покончат с пытками.
«Двери тюрьмы на Имралы должны быть открыты для свободы»
Г-н Акташ, лишенный свободы, несмотря на то, что провел в заключении 30 лет, должен быть освобожден без проволочек.
Мы обращаем внимание всех сторонников правовых норм, демократии, гуманности и человеческих ценностей на эту вопиющую ситуацию. Мы просим вас поддержать наше требование немедленно прекратить изоляцию, которой подвергаются наши клиенты в тюрьме на Имралы, и добиться для них возможности встречаться со своими семьями и адвокатами».