Что общего у парижских стрелков
Хотя их методы различны, между Омером Гюнеем и Уильямом Мале, убивших курдских революционеров и активистов в Париже 9 января 2013 года и 23 декабря 2022 года, есть много общего.
Хотя их методы различны, между Омером Гюнеем и Уильямом Мале, убивших курдских революционеров и активистов в Париже 9 января 2013 года и 23 декабря 2022 года, есть много общего.
Почти через 10 лет после убийства курдских революционерок Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейлы Шайлемез 9 января 2013 года курдскую общину и ее друзей глубоко поразило очередное массовое убийство курдов в Париже 23 декабря 2022 года. Во время второй бойни, потрясшей французскую общественность, погибли член исполнительного совета АОК Эмине Кара (Эвин Гойи), певец Мир Первер и курдский патриот Абдуррахман Кызыл.
Второй теракт, совпавший с 10-й годовщиной тройного убийства курдских революционерок 9 января 2013 года, как и первый, организовала турецкая разведывательная служба MIT. Первое убийство совершил наемник MIT Омер Гюней в информационном бюро Курдистана, расположенном недалеко от Северного вокзала в Париже, второе — Уильям Мале перед Курдским культурным центром в страсбургском районе Сен-Дени.
Методы, выбранные в обоих массовых убийствах, кажутся похожими, а у двух стрелков есть общие черты, хотя один из них французского, а другой турецкого происхождения. Вот общие моменты между стрелками Уильямом Малле и Омером Гюнеем.
Они не захотели сбежать
После того, как Уильям Мале застрелил Эвин Гойю, Мира Первера и Абдуррахмана Кызыла перед культурным центром имени Ахмета Кайя около 11:40 утра в субботу, 23 декабря 2022 года, он открыл огонь по ресторану «Авеста» напротив курдской ассоциации, а затем пошел в курдскую парикмахерскую «Мунзур». Там он продолжил стрельбу, и был арестован после того, как его остановили посетители заведения, когда у него закончились патроны.
Мале был пойман с 25 патронами, сумкой с полными магазинами и пистолетом Кольт 1911 года выпуска. Он решал не сбегать, хотя он мог это сделать после убийства трех человек. Точно так же Омер Гюней не сбежал, хотя у него была возможность сделать это. Через несколько дней после 9 января его передали полиции курды, как и Мале.
Оба профессиональные стрелки
Стрелок Мале заявил, что он расист и ненавидит курдов. В Германии, где ранее жил Гюней, его знали как турецкого расиста, а в Париже он создал образ турка-«друга курдов».
В беседе с ANF после резни 9 января, владелец дома в Германии, где жил Омер Гюней в городе Бад-Тельц, рассказал о нем такое: «Он несколько раз говорил мне, что он турок осман, националист и ненавидит курдов».
Гюнею было 32 года на момент убийства, а Мале — 69 лет. Несмотря на такую разницу в возрасте, оба были профессиональными стрелками. Гюней не допустил осечки, когда открыл огонь по Сакине Джансыз, Фидан Доган и Лейле Шайлемез в Информационном бюро Курдистана.
Точно так же стрелок Мале поразил все свои «цели», несмотря на преклонный возраст. Он выпустил в общей сложности семь пуль. Две пули смертельно ранили Эвин Гойи, одна — Мира Первера и одна— Абдуррахмана Кызыла, а остальные три пули ранили посетителей парикмахерской. Как и Сакине Джансыз, погибшая во время первой бойни Париже, Эвин Гойи, погибшая во время второй, была ведущим борцом за свободу женщин и большую часть участвовала. Вторая пуля, выпущенная Мале в Гойи с близкого расстояния, — доказательство того, что Турция спланировала «казнь» этой курдской революционерки.
Тренировки в тире
В заявлении после резни 23 декабря министр внутренних дел Джеральд Дарманин привел поразительную информацию о стрелке. Министр Дарманин рассказал, что Малет регулярно посещал тир спортивного клуба и сам был «стрелком». Схожим образом, Омер Гюней был членом стрелкового клуба в Баварии, Германия, где он жил много лет и проходил там подготовку.
Хотя его друзья подтвердили, что Гюней регулярно посещал стрелковый клуб, немецкая полиция и подразделения безопасности не проводили никакого расследования в отношении этого клуба. Тир, о котором идет речь, находящийся, как полагают, недалеко от Мюнхена, до сих пор остается загадкой.
У обоих есть судимости
У обоих стрелков есть судимости. Сразу после бойни 23 декабря прокурор Парижа обнародовал, что у Мале было три предыдущих судимости. В 2017 году Мале был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения за хранение запрещенного оружия. В июне 2022 года он был приговорен еще к 12 месяцам тюремного заключения за совершение актов вооруженного насилия в 2016 году.
Пока после апелляции продолжался судебный процесс продолжался, Мале ранил двух человек, когда в декабре 2021 года ворвался с холодным оружием в парижский лагерь для беженцев, где размещались граждане Судана. Заключенный почти на год в тюрьму за преднамеренное вооруженное нападение с расистскими мотивами, Мале был освобожден под залог 12 декабря 2022 года с запретом на выезд за границу и ношения оружия.
В свою очередь, Омер Гюней, стрелок, устроивший бойню 9 января, имел судимость в Германии. Он был пойман с пистолетом, на который он не получил лицензии, в 2005 году, а в 2011 году в его кармане нашли запрещенный слезоточивый баллончик и нож. Уголовное дело Гюнея, которое долгое время не разглашалось общественности, было обнародовано Министерством внутренних дел Германии после настойчивых парламентских запросов, внесенных бывшим парламентарием от Левой партии Уллой Елпке.
Франция попустительски относилась к Мале, а Германия — к Гюнею
Несмотря на судимость, в том числе за нанесение ранений и нападения, французские подразделения безопасности попустительски относились к Уильяму Мале, а после освобождения за ним не было никакого надзора. В свою очередь, против Гюнея не было начато никакого расследования, несмотря на его след в Германии, где он прожил около 1,5 лет до резни 9 января. Более того, Гюней был причастен к нескольким нападениям на курдов на фабрике, где он работал с турецкими фашистскими группировками.
Оба стрелка заявили, что «больны»
Стрелок Мале сообщил полиции сразу после ареста, что болен. Когда он описал свою болезнь как «патологическую ненависть», врачи, обследовавшие его, пришли к выводу, что он не может оставаться под стражей. После этого полиция на второй день перевела его в психиатрическую клинику при полицейском управлении. Однако после возражения прокурора стрелок был выписан из клиники и снова отправлен в тюрьму.
Несмотря на то, что с тех пор прошло 10 лет, болезнь Гюнея всегда вызывала сомнения и ему до сих пор не поставили диагноз. Сам Гюней и те, кто знал его в Германии и Франции, неоднократно заявляли, что у него опухоль головного мозга. Однако, был ли он на самом деле болен и степень его заболевания, не ясны. Гюней умер 17 декабря 2016 года, примерно за месяц до начала судебного процесса по делу о массовом убийстве 9 января.
Источник, который в то время общался с французскими СМИ, утверждал, что у Гюнея, который содержался в тюрьме Фресне, была болезнь под названием «легионеллез» из-за рака мозга, а умер он от пневмонии в больнице, куда его доставили. Его адвокаты сделали следующее заявление: «Состояние пациента, который страдал от опухоли головного мозга, значительно ухудшилось в последние месяцы. Он заразился легочной инфекцией, которая привела к смерти». Однако французские власти еще не объявили причину смерти Гюнея.