Билмез: решение курдского вопроса в Турции – свобода Оджалана
Ибрагим Билмез, адвокат Абдуллы Оджалана, подчеркивает: «Мы призываем всех помнить, что свобода Оджалана – это свобода всего народа курдов, а свобода курдов – условие вашей свободы».
Ибрагим Билмез, адвокат Абдуллы Оджалана, подчеркивает: «Мы призываем всех помнить, что свобода Оджалана – это свобода всего народа курдов, а свобода курдов – условие вашей свободы».
На сайте пикета за освобождение Оджалана было опубликовано интервью с одним из адвокатов курдского лидера, Билмезом.
Ибрагим Билмез описал ситуацию так: «Мы находимся здесь, в Страсбурге, не впервые. Мы приезжаем сюда уже много лет кряду. Выступая адвокатами Абдуллы Оджалана, мы пытаемся сделать все возможное в рамках здешней системы правосудия. Европейский суд по правам человека – высший судебный орган Европы, и у нас, защитников Оджалана, есть открытые дела в суде и другие дела из прошлого, которые требуют нашего участия. Некоторые прошлые вердикты были положительными, другие – отрицательными. Мы работаем над тем, чтобы положительные решения были реализованы на практике, поскольку Турция не выполняет вердиктов, вынесенных судом. И так же, как курды годами выходят на пикет перед Советом Европы и Европейским судом по правам человека, мы собираемся здесь год за годом, пытаясь добиться выполнения принятых решений».
Комментируя решение суда от 2014 года о том, что тюремное заключение Оджалана без возможности условно-досрочного освобождения лишает его фундаментального «права на надежду», которое было рассмотрено Комитетом министров Совета Европы в прошлом году, Билмез сказал: «Турции дали время до конца сентября, чтобы подготовить ответ. Однако, на сентябрьском заседании Комитета министров этот вопрос не был вынесен на повестку. Мы ждем, коснутся ли этой проблемы на следующем заседании. НПО, действующие в Турции, работают над тем, чтобы попытаться продвинуть этот вопрос.
Турция, с одной стороны, пытается затягивать всё, что может, – она не выполняет того, что от неё требуют, и тянет время. С другой стороны, Совет Европы фактически помогает турецким властям действовать в подобном ключе. Эти институты не поддерживают фундаментальные принципы и ценности, ради которых они были созданы, ведь они помогают Турции уклоняться от соблюдения этих норм. Акции протеста у здания Совета и в других местах могут оказать необходимое давление на сам Совет и европейскую систему правосудия. Права не дают без борьбы. В этом суть нашей прискорбной реальности.
Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) (который посетил тюрьму на острове Имралы в сентябре) наносит визиты в это учреждение почти 24 года. На протяжении этих лет мы всегда информировали их о ситуации, и они видели происходящее там своими глазами. В их отчетах перечислен ряд нарушений. И все эти годы мы встречаемся с ними, и они говорят нам: «Да, мы побывали там. Мы не можем сказать об этом визите ничего. Мы подготовим отчет и передадим его заинтересованным странам, и если и когда они дадут свое согласие, этот отчет будет обнародован. До этого момента никакой информации дать нельзя». Мы надеемся, что на этот раз процедура не займет год, или полгода. Мы не получали никакой информации от нашего клиента вот уже девятнадцать месяцев».
Билмез добавил: «В отчетах ЕКПП есть критические замечания и комментарии о нюансах, которые требуют внимания – например, необходимо разрешить свидания с родственниками и адвокатами. Но кто потребует, чтобы это было выполнено? За всё это время мы не увидели реальных изменений.
Целью международного заговора (который привел к похищению Абдуллы Оджалана) был не только сам Оджалан; этот план задуман против всего народа курдов и его освободительной борьбы. Однако, участники заговора не добились искомого результата. Оджалан изолирован от внешнего мира в стенах темницы на Имралы, но его мысли и идеи распространились не только в Курдистане – во всем мире. Мы видели, что произошло в Рожаве, наблюдая сопротивление против ИГИЛ*, а теперь мы видим события в Иране, когда женщины выходят на улицы, выкрикивая лозунг Оджалана – Jin Jiyan Azadi (Женщины, жизнь, свобода). Идеи Оджалана охватывают регион и выходят на международный уровень; распространенность идеологии освободительной борьбы ширится».
Билмез напомнил о необходимости исключения РПК (Рабочей партии Курдистана) из списков террористических организаций, подчеркнув: «Это очень важно, потому что такой ход событий откроет путь к демократическому и мирному решению курдского вопроса. Исключение из этого списка нужно для того, чтобы положить конец политике отрицания и уничтожения народа курдов, которую реализует Турция и ряд держав международной арены. Это откроет возможности для достижения реального решения, отвечающего интересам курдов и не игнорирующего их права. Если вы настаиваете на том, что РПК – террористическая организация, то нельзя подталкивать Турцию решать вопрос с террористами. Государства, которые внесли РПК в этот список, не хотят решать курдский вопрос, проблему, которую они создали 100 лет назад. В таком случае, мы спрашиваем их – в чем же состоит их подход к решению этой проблемы? Какие права есть у курдов?
Наш народ ведет борьбу уже сорок лет с помощью своих друзей по всему миру. Каждый из этих друзей вносит свой вклад в общее дело. Мы верим в международную солидарность, и рост этой солидарности будет иметь большее значение в решении не только курдского вопроса, но и общечеловеческих проблем, имеющих отношение к ситуации курдов. Вот почему мы призываем всех осознать, что свобода Оджалана – это свобода всего народа курдов, а свобода курдов – условие вашей свободы. Помня об этом, мы сможем укрепить международную солидарность».
* - террористическая организация, запрещена в РФ