Иран

Иранское правительство снова нападает на женщин

31-летняя иранка Арезу Бадри по-прежнему прикована к постели в больнице Тегерана. У нее парализованы нижние конечности и она с трудом говорит.

Бадри была застрелена во время полицейской погони в северном городе Нур 24 июля. В заявлении полиции не приводится никаких дополнительных подробностей, но оппозиционные СМИ со ссылкой на семью Бадри сообщили, что в ходе регистрации автомобиля Бадри ранее получила уведомление о хиджабе, которое обычно выдается водителям или пассажирам, запечатленным без хиджаба на дорожных камерах. Согласно этим правилам, автомобили, не соответствующие требованиям, конфискуются, а нарушителям грозят различные наказания - от штрафов до тюремного заключения.

Переведенная в Тегеран из своего родного города, Бадри уже перенесла несколько операций. При этом медицинский персонал сталкивается с ограничениями, наложенными сотрудниками спецслужб, включая конфискацию телефонов. Их цель в том, чтобы избежать обнародования какой-либо информации, говорят правозащитники.

Власти Ирана озабочены потому, что случившееся напоминает дело Махсы Амини, погибшей в сентябре 2022 года во время задержания печально известной полицией нравов, за неправильное ношение хиджаба. Убийство Амини ввергло Иран в многомесячные потрясения. В ходе последовавших за этим жестких репрессий против участников протестов силы безопасности убили более 550 человек, тысячи оказались за решеткой, а по меньшей мере 10 протестующих были казнены.

В другом случае, в октябре 2023 года, 16-летняя Армита Гараванд впала в кому и умерла через месяц после того, как ее избили на станции тегеранского метро сотрудники полиции нравов.

На этом фоне история Бадри вызвала ярость среди иранцев, которые видят, что Исламская Республика продолжает проводить в жизнь прежнюю политику, убивая и калеча молодых женщин, не сталкиваясь с эффективным международным давлением. В Интернете появились призывы к широкой общественности «распространить информацию» и «стать голосом жертвы, которая не может громко кричать», пока не стало слишком поздно.

«Нападения на женщин стали нормой в Исламской Республике», - заявила иранская диссидентка и активистка движения за права женщин Масих Алинежад, проживающая в США. Она призвала иностранные СМИ освещать дело Бадри. Она «нуждается в нас сейчас», - написала Алинежад.

Дело 31-летней женщины поставило президента-реформиста Масуда Пезешкиана в затруднительное положение. Новоизбранный политик, выступающий за реформы, пришел к власти благодаря платформе перемен во время своей предвыборной кампании. Он все время подчеркивал свое намерение покончить с навязанными государством ограничениями на ношение хиджаба для иранских девушек и женщин.

Его отказ ззаняться судьбой Бадри вызвал разочарование и возмущение по всему Ирану. Многие разместили рядом фотографии трех жертв - Бадри, Амини и Гараванд - на больничных койках, утверждая, что голосование за Пезешкиана было продиктовано «пустой надеждой» на то, что «будет иметь реальное значение, кто станет президентом».

«Все просто: он должен сделать то, что, по его словам, не смогло сделать предыдущее правительство в случае с Махсой Амини. Почему сейчас он прибегает к молчанию?» - написал тегеранский журналист Хасан Асади Зейдабади на сайте X.

«Господин Пезешкиан! Инцидент произошел, когда вы уже вступили в должность», - заявил на той же платформе известный адвокат и участник кампании Реза Шафаха. «Неужели вы не чувствуете срочности в издании распоряжения о создании комиссии по установлению фактов?».