Иран близок к первому испытанию ядерного оружия
Быстрые темпы разработки Ираном оружейного урана приближают возможность первого испытания ядерного оружия исламской республикой.
Быстрые темпы разработки Ираном оружейного урана приближают возможность первого испытания ядерного оружия исламской республикой.
Исламская Республика Иран близка к возможному испытанию ядерного оружия и стремится получить технологии для своей активной программы создания атомного оружия. Об этом говорится в серии шокирующих докладов европейских разведок, опубликованных в 2023 году.
Институт изучения СМИ Ближнего Востока (MEMRI) впервые опубликовал переводы документов разведки. The Jerusalem Post - первая израильская газета, сообщившая о результатах работы разведок Нидерландов, Швеции и Германии.
Наиболее тревожное откровение из этой партии разведывательных данных исходит от Нидерландской службы общей и разведывательной безопасности (AVID).
По мнению AVID, быстрые темпы разработки иранским режимом оружейного урана «приближают возможность проведения первого ядерного испытания».
Согласно докладу голландской разведки, «в прошлом году Иран продолжил реализацию своей ядерной программы. Страна продолжает наращивать запасы урана, обогащенного до 20% и 60%. С помощью центрифуг он может быть использован для дальнейшего обогащения до 90%, необходимого для создания ядерного оружия».
В докладе AVID добавляется, что «Иран продолжает игнорировать договоренности, достигнутые в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) - ядерной сделки. Развертывая все более совершенные центрифуги для обогащения урана, он расширяет свой обогатительный потенциал».
Европейские доклады в основном посвящены предполагаемому незаконному поведению Ирана в 2022 году.
Шведская служба безопасности в своем ежегодном отчете за 2023 год пишет, что «Иран занимается промышленным шпионажем, который в основном направлен на шведскую высокотехнологичную промышленность и шведскую продукцию, которая может быть использована в программе создания ядерного оружия».
Федеральное ведомство по охране конституции Германии (BfV) - федеральная служба внутренней разведки страны - в своем отчете отмечает: «Органы по охране конституции смогли обнаружить в 2022 году стабильно высокое число признаков попыток Ирана закупать товары для своих ядерных программ, имеющих отношение к распространению».
Немецкая внутренняя разведка определяет распространение как «деятельность иностранных держав, (которая) также включает закупку продукции и знаний для производства оружия массового уничтожения, средств его доставки, других вооружений или элементов новых систем оружия».
Газета Jerusalem Post опубликовала доклад службы национальной безопасности и разведки Дании (PET) за 2023 год, в котором говорится: «Международные санкции были введены против Ирана из-за его ядерной и ракетной программ, нарушений прав человека и продажи оружия России. По оценке PET, иранские субъекты пытаются обойти санкции, пытаясь приобрести датскую продукцию и технологии, в том числе через третьи страны, которые могут быть использованы в производстве оружия или военных программах Ирана».
Израильский бригадный генерал (в отставке) Йосси Купервассер, старший научный сотрудник Израильского форума по оборонной безопасности и эксперт по Ирану, заявил Post: «Очевидно, что Иран привержен своему плану создания ядерного оружия».
«В докладах европейской разведки описываются тайные усилия Ирана по сокращению времени создания ядерного арсенала путем нелегального приобретения оборудования и знаний в различных европейских странах», - продолжил Купервассер.
Купервассер, которого многие считают ведущим экспертом по иранской программе создания ядерного оружия, добавил: «Эти отчеты раскрывают лишь часть усилий Ирана в Европе, и было бы разумно предположить, что многое так и остались тайными. Иран, вероятно, интерпретирует политику Запада в отношении него как признак слабости, поскольку действия Европы и США в отношении Ирана (были) пассивными и не внушающими доверия».
По его словам, США и другие международные державы, стремящиеся заключить с Исламской Республикой временное атомное соглашение, «вознаграждают Иран новым «пониманием» и лишь мотивируют его продолжать и наращивать свои усилия по получению необходимых компонентов ядерного оружия».
Ранее The Post уже сообщала об обходе Исламской Республикой Иран санкций, направленных на ее программу создания атомного оружия, до заключения JCPOA в 2015 г. и после достижения соглашения. Бывший президент Дональд Трамп вышел из JCPOA в 2018 г., поскольку, по мнению его администрации, сделка не остановила амбиции Ирана по созданию ядерного оружия и не прекратила спонсирование Тегераном международного терроризма.
Правительство США как при демократах, так и при республиканцах относило иранский режим к числу худших в мире государств-спонсоров терроризма.
Айелет Савьон, директор иранского медиа-проекта MEMRI, отметила: «Реальность такова, что Иран ни в коей мере не отказался от своих усилий по созданию ядерного оружия, использовал любую возможность для развития своего технологического потенциала с этой целью и в течение многих лет вводил в заблуждение международное сообщество и лгал о своих намерениях, одновременно широко рекламируя свою цель законного достижения порогового ядерного статуса.`Он продолжает делать это по сей день».