Казни меньшинств – стратегия страха правящего Ираном режима
Human Rights Watch осуждает применение иранскими властями смертной казни в отношении этнических меньшинств, политических активистов и иностранных граждан.
Human Rights Watch осуждает применение иранскими властями смертной казни в отношении этнических меньшинств, политических активистов и иностранных граждан.
Human Rights Watch осуждает применение иранскими властями смертной казни в отношении этнических меньшинств, политических активистов и иностранных граждан. Правозащитники обвиняют правящий страной режим в нарушении процессуальных норм с целью создания атмосферы всепроникающего страха. Дело курдской политзаключенной Вариши Муради и смертные приговоры, вынесенные пяти курдам в Урмии, подчеркивают рост репрессий, которые стали обыденной практикой и средством сохранения власти.
11 ноября правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) выступила с заявлением, в котором решительно осудила растущую зависимость Исламской Республики Иран от казней, как механизма запугивания, репрессий и подавления любого инакомыслия.
Организация отметила, что этнические меньшинства, политические активисты и иностранные граждане получают непропорционально большое количество приговоров к смертной казни, часто сталкиваясь с «грубыми нарушениями процессуального законодательства». HRW также обвинила режим в использовании высшей меры наказания для создания атмосферы страха и террора по всей стране.
Правозащитники упомянули случай Вариши Муради, курдской политзаключенной и активистки Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), которая была приговорена к смертной казни 15-м отделением революционного суда Тегерана. Приговор для Муради вынес судья Сальвати.
Дополнительную обеспокоенность вызвал вердикт революционного суда Урмии, который недавно приговорил к смерти пятерых курдских мужчин по обвинению в шпионаже в пользу Израиля.
HRW ссылается на отчеты Организации по правам человека Курдистана, в которых подробно описываются приговоры, вынесенные Насеру Бакрзаде из Урмии, Идрису Али и Азади Шоджаеи из Сердешта города, расположенного в Западном Азербайджане, Шахину Васафу из Сельмаса и Расулу Ахмаду Расулу, уроженцу Южного Курдистана (Северного Ирака).
Правозащитная организация также обратила внимание на приговоры к высшей мере наказания, вынесенные шести молодым людям из квартала Экбатан в Тегеране. По мнению правозащитников, эти случаи отражают систематическую стратегию по нагнетанию страха среди населения, которую правящий страной режим взял на вооружение уже давно. Кроме того, тревогу вызывает и учащение казней афганских граждан в Иране: только в этом году было казнено не менее 49 граждан Афганистана.
Недавние расправы подчеркивают серьезность сложившейся ситуации. За последние четыре дня в тюрьмах Бирдженда и Урмии были казнены Рахим Факири из Сельмаса (провинция Западный Азербайджан) и Амандж Азизи, молодой курд из Сердешта (Рожхилат). По сообщениям местных СМИ, с октября в Иране было приведено в исполнение уже 166 смертных приговоров, и в их число входят казни 12 граждан Афганистана и одного человека с двойным гражданством.
Нахид Накшбанди, исследовательница проблем Ирана в Human Rights Watch, подчеркнула, что смертная казнь используется властями, как «инструмент запугивания», особенно против этнических меньшинств и политических диссидентов, которые сталкиваются с судебными процессами, которые характеризуются многочисленными нарушениями правовых норм. Она отметила: «Эта жестокая тактика направлена на подавление всяческого инакомыслия и укрепление автократической власти режима путем запугивания населения».
Иранские правозащитники поддержали эти опасения, предупредив, что Исламская Республика, переживающая сейчас один из самых нестабильных периодов в своей истории, полагается на репрессии и массовые казни, чтобы сохранить власть и статус-кво. Махмуд Амири Могадам, глава Иранской правозащитной организации, подчеркнул, что политическая цена такой практики велика и продолжает расти, провоцируя постоянные общественные протесты, кампании гражданского общества и международное давление. «Каждая казнь требует соразмерного ответа, чтобы предотвратить дальнейшие расправы», – отметил он.
Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране Май Сато также выразила тревогу по поводу растущего числа казней, отметив их значительный рост за последние несколько месяцев.