Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) дала интервью по поводу гибели 15 августа 2018 года члена Исполнительного комитета АОК и представителя координационного Совета езидского общества Мам Зеки Шенгали.
- 15 августа в результате нападения турецких ВВС в Шенгале погиб Мам Зеки. Как освободительное движение расценивает эту агрессию?
- На мой взгляд, прежде всего, нужно обратить внимание на все акты геноцида, совершенные против езидского общества. Целью всех этих актов, определяемые езидами, как массовые убийства, является уничтожение езидизма. Причина всего этого далека от традиционных мусульманских представлений, но власти, принявшие идеи ислама, развили его в политическом направлении и взяли под контроль. С тех пор на Ближнем Востоке происходят массовые убийства народностей. Этому фундаментальному геноциду подвергли и езидизм. Езиды, как исконно настоящие курды, смогли сохранить до сегодняшнего дня в себе курдские корни, родной язык, культуру и обычаи. По этому поводу лидер Апо говорит, что сегодня мы обязаны обществам езидов и алевитов. В частности, женщин, поскольку они смогли сохранить живым все курдское. На основе этого можно увидеть, что всегда, когда хотели уничтожить курдизм, его язык и историю, то начинали это с самых корней, фундамента общества. Вот первая причина этого по отношению к езидскому обществу.
Езиды - это общество, которое 73 раза подверглось геноциду, и 60 процентов его населения было уничтожено. Это общество распространилось по всему миру. В Курдистане, начиная с Эзидхана в Шенгале, враг преследует цель притеснения езидов. Если эта земля останется без езидов, то попадет в руки радикальных исламистов, арабов, которые усилили свою деятельность с идеями ИГИЛ (запрещенная на территории Российской Федерации террористическая группировка). Не правильно будет отнести это ко всему арабскому народу. Убивая товарища Зеки, враг преследовал цель нанести урон всему езидскому обществу. В 2014 году во время агрессии в Шенгале езиды под руководством освободительного движения и товарища Мам Зеки совершили революционный прорыв. Вместе с тем, Зеки сыграл большую роль в создании общественной самозащиты. Ему было трудно убедить езидский народ сформировать из его сынов силы самообороны, поскольку ранее езиды сами не становились солдатами. В этом плане товарищ Зеки внес существенную лепту в организации сил самообороны Шенгала.
- В этой агрессии есть непосредственное участие турецких властей. Можно ли говорить, что турецкое государство организовало его убийство?
- Все верно. Зеки организовал самозащиту езидов, выразил их политическую волю, основал совет демократического самоуправления. Он смог развить их дипломатию. Зеки развивал дипломатические отношение с арабами, туркоманами, шиитами, и таким образом формировал единство народов. Посредством жителей Шенгала он формировал здесь гражданское единство. Основной причиной убийства стала роль товарища Зеки, который являлся значимой фигурой среди езидских лидеров, остановивших 73-й акт геноцида езидов и не давших сломить волю этого народа. Насилие ИГИЛ было рассчитано на то, чтобы заставить езидов окончательно покинуть эту землю. Они хотели оставить Шенгал без езидов, как и Эзидхан без Шенгала. Но товарищ Зеки не допустил этого, имея за собой твердую позицию и большое влияние, которые и стали причиной натиска фашизма Партии справедливости и развития (ПСР) на него.
- Народ Эзидхана назвал эту атаку продолжением акта геноцида, совершенного 3 августа 2014 года. Но, по сути, есть много политических партий и личностей, которые не выступили с заявлением по этому поводу. На ваш взгляд, какова роль партий Южного Курдистана, Америки, правительства Ирака в этой агрессии?
- Это открытый вопрос. Шенгал находится в составе Ирака. Еще до геноцида Шенгал был спорной территорий по статье 141 Конституции этой страны. Он также не относится и к курдской автономии. Иными словами, эта проблема не была полностью решена. Шенгал находится на Ниневийской равнине, где проживает множество народов. Если бы тут не было американского соглашения, то вряд ли турецкие самолеты оказались в небе над Шенгалом. Опять же, если бы не было поддержки, разведки и региональных контактов, то вряд ли они могли сюда прилететь и совершить атаку. Как только обращаешь внимание на эти моменты, то сразу всплывает причастность иракских властей, правительства курдской автономии и американского согласия в этой агрессии. Но, опять же, сколько мы открыто не говорили об этом, есть детали, которые все еще не выяснились.
В этом вопросе также открыто расследование. Например: откуда взялись эти самолеты? Сколько километром они пролетели? Был использован беспилотник SIHA. Этот самолет, согласно заявлению турецких властей, не мог прилететь в Шенгал из-за малого радиуса действия. Вопрос, откуда он он вылетел, тоже вызывает сомнения. Предположения идут в сторону турецкой военной базы в Южном Курдистане. Это с вероятностью в сто процентов выходит наружу, однако необходимо четкое выяснение. Вот почему за день до случившегося иракские власти провели переговоры с Турцией. По поводу этих встреч существует необходимость в разъяснении. Возможно, они хотели натравить езидское общество на иракское правительство, и это стало игрой. Вряд ли это совершалось без их участия. Другими словами, одни заявили, что атакуют Шенгал, вторые, что взамен пустят воду из реки Тигр, и тогда первые не вмешаются в Талль-Афар и Киркук. Вместе с Шенгалом они разделили места, которые попадают под экономическое влияние турецких властей.
- Другими словами, вы считаете, что это стало вопросом торговли?
- Да, это стало торговым вопросом. Какой был на него ответ, мы не знаем. В заявлении Ирака было сказано, что они не были причастны к этому. На данный момент мы не можем удостовериться в этом. Однако мы на сто процентов уверены, что с ними поделились об этом. Это очевидно, поскольку спустя день после этой встречи появились факты об участии в убийстве региональных сил. Поэтому сегодня проводится расследование. Координационный совет езидского общества ведет расследование, во время которого будут уточнены подробности о том, кто и какую роль сыграл в этом нападении. Иначе говоря, можно ошибиться, заявляя о чем-либо на этом этапе.
Вот, что надо еще сказать: силы, причастные к соглашению по нападению на Шенгал, являются соучастниками этого убийства. Войти в Шенгал боевикам ИГИЛ позволили Америка, Турция и региональное правительство автономии, которое отозвало тогда 12 тысяч своих пешмерга и не защитило здешний народ. Почему сейчас они нацелены на Шенгал, который сам сформировал свой совет и управляется демократической администрацией? Почему сейчас они поднимают в небо над Шенгалом самолеты, наносят удары по силам самообороны Шенгала и напоследок 15 августа 2018 года убили товарища Зеки Шенгали? Это невозможно без участия этих сил.
- Уважаемая Авеста, тут существуют разногласия…
Да, и очень большие разногласия. Очевидно, что они также становятся сообщниками для того, чтобы вывести отсюда езидов. Это не только региональная, а международная концепция. Правильно сказать, что существует международная концепция, а региональная с ней только соглашается. Она направлена не только против езидского общества. Посредством езидов они выражают угрозу и в адрес туркоманов, какаи, ассирийцев и другим национальных и этнических меньшинств Ниневийской равнины. Эта концепция стремится все это разнообразие подвести под один государственный цвет. Им не хотят позволить жить согласно своей культуре. И поскольку им не удалось этого сделать 3 августа 2014 года, они хотят вновь начать свою кровопролитную игру.
- Вы езидка, и товарищ Мам Зеки тоже был езидом. Расскажите нам, в чем проявлялось его влияние и сила воли?
- Несомненно, роль и миссия товарища Мам Зеки Шенгали была руководящей в освободительном движении. Товарищ Зеки был одним из тех, кто в 70-80 годы вместе народом эмигрировал из северного Курдистана за пределы страны. Эмигрировали люди, которые придерживались идей партии, в своей основе они представляли рабочий народ. Товарищ Зеки первым начал нашу работу в Европе. Как член Исполнительного комитета АОК он принял большое участие в создании системы демократической нации. Если посмотреть на это, то выясняется, что товарищ Зеки сыграл различного рода роли и миссию.
Товарищ Зеки верил, что свобода езидского общества заключается в свободе Курдистана, которая, в свою очередь, связана с идеями и мыслями лидера Апо. Поэтому товарищ Зеки без колебаний присоединился к движение и построил здесь свою семью. На протяжении сорока лет он вел борьбу в различных областях. Он имеет особое значение для нас. В езидском обществе он был первым, кто вступил в освободительное движение Курдистана. Мы в основном оказались под влиянием авторитета товарища Зеки, и есть много погибших товарищей, которые также встали с ним на один путь. Сейчас можно с уверенностью заявить, что все мы являемся последователями товарища Зеки. Товарищ Зеки открыл нам путь. Мы видим его роль и миссию. Гибель товарища Зеки обернулась великой потерей для езидского общества. Сейчас для нас важно понять, что необходимо сделать, чтобы товарищ Зеки всегда жил. Мы философски подходим к болям, которые вместе с тем дают нам рост. Сейчас на наши плечи ложится перенос боли в великую борьбу, в большой проект, который надо создать.
- Мам Зеки вел беспрерывную работу для того, чтобы достичь статуса Шенгала и езидов. Что езиды сами должны сделать для того, чтобы осуществить мечты Мам Зеки о свободном Эзидхане?
- Во время гибели товарища Зеки в Европе, России, Рожаве и Курдистане, практически везде выражалась преемственность, которые заслуживают приветствия. Эта преемственность была очень значимой. С ней мы выразили роль и миссию товарища Зеки. На сегодняшний день существует истина: очевидным будет все, что предпримет наше езидское общество, в частности, Шенгал. Явным становится то, что было сделано за четыре года под руководством товарища Зеки, и то, что надо еще сделать. Мы рассматриваем боль от потери товарища Зеки, как продолжение акта геноцида, и нам важно понять, что нужно сделать, чтобы покончить с подобными убийствами. Осуществить месть, образ которой определяет лидер Апо. Если это убийство, то ты останавливаешь его. Если необходима оборона, то ты формируешь ее. Если ты не организован, то ты создашь свою организацию. Если ты не един, то ты создашь свое единство, и если ты изгнан из своей страны, то ты возвращаешься в нее. Это и есть образ достижения надежд и стремлений, а также той мести, о которой говорит лидер Апо. Поэтому мы можем с уверенностью заявить, что товарищ Зеки подарил езидскому обществу автономный и демократический Шенгал, отдав для этого все свои дни и ночи. Он достиг здесь такого уровня, которого ранее не было. Вместе с тем, была сформирована взаимосвязанная система из Демократического совета Шенгала, Партии свободы и демократии Шенгала, Союза езидской молодежи, Движения езидских женщин, Отрядов самообороны Шенгала, и особенно системы образования Шенгала.
Во-первых, под руководством товарища Зеки вот уже четыре года Шенгал ведет самоуправление и поддерживает жизнеспособность. До этого не было даже предположений, что здесь может что-либо предприниматься. Сейчас Шенгал достиг такого уровня, что способен самоуправляться. Справедливо сказать, что на этой земле народ смог вновь возродить себя. Это подобно тому, как сгореть и вновь возродиться из своего праха. То же самое произошло с езидским обществом, которое смогло поднятьс после акта геноцида. Тысячи людей вернулись на свои места. Во время геноцида 2014 года в Шенгале оставались порядка 10-15 тысяч человек, но сегодня люди возвращаются, и количество населения здесь составляет 70 тысяч человек. Это все произошло благодаря совершенному труду. Этим убийством враг попытался устранить все проделанное. Враг заявил, что под руководством Мам Зеки удалось остановить геноцид езидов и уверить их, что они могут вернуться на родные земли. Вот почему организации Шенгала и всех езидов должны гордиться этим и всеми путями стремиться к самостоятельности и статусу Шенгала.
Во-вторых, необходимо создать единство в езидском обществе. Говорят, что это всего лишь мечты и стремления, однако езидское единство стало основной целью, которую поставил перед собой товарищ Зеки. Вместе с тем, единство езидов способствует перспективе создания демократической нации с объединением других обществ, отсюда, несмотря на противоречия между родами, политическими партиями, семьями, надо понять, что необходимо прекратить существующие конфликты и начать
Еще один важный момент, который некоторое время оставался на повестке дня. Сейчас есть некоторые езиды, которые оставляют свои земли. Возможно, такого нет в Шенгале, однако это происходит в лагерях беженцев в Южном Курдистане. Здесь я хочу сказать лишь одно: если правительство Южного Курдистана не будет останавливать это явление, то это будет означать, что они сами хотят такого стечения обстоятельств. Они хотят посредством людей, которые зарабатывают на организации переправки беженцев, заставить людей повернуться в стороны Европы. Это белый геноцид, по сути, уничтожение езидов. Это даже хуже нападений боевиков ИГИЛ. Все должны понимать, что подобные действия и политика будут еще сильнее развиваться после гибели товарища Зеки. Это своего рода намек, мол, смотрите, вы теперь не можете вернуться в Шенгал. Это означает, что те, кто действуют в Шенгале, должны быть убиты и таким образом не оставить здесь шансов для жизни. Путем ведения специальной войны они продвигают анти пропаганду, заставляя жителей в лагерях беженцев поворачиваться в сторону рубежа. В связи с этим преемственность достижений товарища Зеки способствует возвращению жителей на родные земли. Такой геноцид совершили в Африне против местных жителей и, в частности, езидов. По сути, против езидов существует концепция, и для того чтобы обезвредить эту международную игру, езидам необходимо возвращаться в свою страну. Они должны вновь повернуться в сторону родных земель и определить для себя лозунг: “Шенгал не возможен без Эзидхана, как Эзидхан не возможен без Шенгала”. Если не делать этого, то мечты и стремления так и останутся несбыточными.
Другой важный момент, на который я хочу в этой связи обратить внимание, это то, что с гибелью товарища Зеки на протяжении долгого времени сохранится влияние его трудов, которые способствовали единству среди езидов. С гибелью товарища Зеки езиды заявили, что для них он был опорой, горой и навесом Эзидхана. Действительно, он был таким товарищем. А теперь существует множество разговоров о том, кто был к этому причастен, другими словами, начали винить друг друга. С другой стороны, враг стремится столкнуть езидов. В этом, несомненно, кто-то сыграл свою роль. Мы не можем заявить, что турецкие власти убили товарища Зеки. В этой гибели была сыграна роль, однако, какая и чья, никто не может сказать. Сейчас будет неправильно обвинять друг друга. До этого предательства некоторые демонстрировали себя как жертвы, вели вражду против товарища Зеки и нашего движения. Однако сейчас нельзя с уверенностью сказать, что они причастны к этому, поскольку это будет неправильно.
В связи с этим я хочу сказать следующее: пускай никто не пытается играть, а ждет результата расследования, которое еще продолжается. Поэтому все, у кого есть какая-либо информация, должны предоставить ее следственному комитету. Еще раз заверяю, пускай никто не ведется на игру, поскольку тот, кто причастен к этому, должен уйти с пустыми руками. Кто и как был причастен в этом деле, будет обнаружено в результате расследования. Таким образом враг стремится создать основу для убийства езидов. Натравить езидов друг на друга и устроить разруху, создать противоречия между родами и столкнуть их. Этой культуре и родам присуще вести вражду и совершать месть. Важно, чтобы никто не принимал на счет товарища Зеки низкие слова, поскольку весь Курдистан на стороне товарища Зеки, он является его родом. Он боролся за него и внес в это большой вклад, поэтому товарищ Зеки является целым и неразделимым. Вот как должен восприниматься товарищ Зеки. Только так можно выразить све достоинство по отношению к нему. Опять же, от нас требуется увековечение памяти товарища Зеки. В этом плане на наши плечи ложится бремя больших обязанностей. Исходя из этого, необходимо предпринимать принципиальные действия. Я призываю езидское общество оставить в стороне существующие разногласия и принять путь товарища Зеки к единству, демократической автономии Шенгала, определению его линии, которая способствует воссоединению всего общества. Путь товарища Зеки – это стремление к свободе женщин, новаторству молодежи, просвещению езидов и до последнего служение своему народу. На этой основе и есть демократический манифест Шенгала! Такой формой мы и осуществляем мечты и стремления товарища Зеки и всего угнетенного народа.