В связи с этим ДПН подготовила краткий отчёт, выделив наиболее важные моменты, чтобы привлечь внимание к деспотическим действиям режима Эрдогана и его авторитарным методам борьбы против ДПН и против курдов вообще – как в Турции, так и за её пределами.
В кратком отчёте, озвученном Девришем Чиманом, представителем ДПН в Турции, выделены следующие моменты.
- 4 ноября сопредседатели Демократической партии народов (ДПН) Фиген Юксекдаг и Салахаттин Демирташ вместе со многими другими парламентариями «отметят» пятую годовщину своего ареста.
- На данный момент в тюрьмах пребывает более четырёх тысяч членов ДПН.
- ДПН грозит полный запрет со стороны Конституционного суда.
- По так называемому «делу Кобани» 108 видным членам ДПН грозят пожизненные сроки.
- Парламент Турции продлил мандат о пребывании турецких солдат в Ираке и Сирии.
- Турция продемонстрировала неуважение к международным законам и правам человека, проигнорировав в том числе решения нескольких международных институтов, включая Совет Европы, Европарламент и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
- Турция продолжает оставаться «силой, осуществляющей оккупацию» в северной Сирии (Рожава) и северном Ираке (южный Курдистан), а турецкие солдаты продолжают творить преступления против человечености в оккупированных регионах.
- Существует множество свидетельство об использовании Турцией химического оружия в северном Ираке (южный Курдистан).
При помощи этого отчёта мы хотим привлечь ваше внимание к деспотической политике режима Эрдогана и его авторитарным методам борьбы с курдами в самой Турции и за её пределами. Ниже мы более подробно остановимся на некоторых выделенных в отчёте пунктах.
4 ноября наступила пятая годовщина ареста соруководителей ДПН Фиген Юксекдаг и Салахаттина Демирташа, которые находятся в тюрьме с 2016 года. Партия продолжает сопротивляться деспотитической и антизаконной политике и систематическим репрессиям. В турецких судах продолжают устраивать судилища над заключёнными в тюрьму сопредседателями, парламентариями ДПН, смещёнными со своих должностей соруководителями городов и муниципалитетов, против рядовых членов партии и против самой партии. Наиболее примечательными здесь являются так называемое «дело Кобани» и попытка запретить ДПН. Если суд одобрит принятое ранее решение, это будет означать полный запрет на любую политическую деятельность для ДПН и 451 политика от партии.
Антизаконные суды и тысячи заключённых за решётку
ДПН считает, что данные судебные расследования преследуют политические цели и изначально были продиктованы политическими интересам. По-другому их невозможно объяснить. В Турции мы видим, что режим Эрдогана подмял под себя все государственные институты. ДПН на данный момент является второй крупнейшей оппозиционной партией в Турции и при этом подвергается систематическим репрессиям со стороны режима националистов-исламистов. С 2016 года за решётку попало более десяти тысяч членов ДПН, более четырёх тысяч из них до сих пор находятся в заключении. В Турции имеются также тысячи других политических заключённых. На сегодняшний день 95% турецких СМИ контролируются властью, а оставшиеся пять процентов подвергаются жёсткой цензуре. За эти годы десятки журналистов попали за решётку в связи со своими репортажами, полными критики.
Все эти политические заключённые подвергаются нарушениям прав, включая изоляцию, отказ в оказании необходимой медпомощи, а также в их отношении применяются физические и психологические пытки. Об этом говорится в докладах многих правозащитных организаций.
Бывший соруководитель ДПН Салахаттин Демирташ являлся участником многих судебных расследований в Турции. Турецкий конституционный суд постановил, что его арест был незаконным. Европейский суд по правам человека осудил его заключение и потребовал немедленного освобождения. Однако в связи с тем, что все аресты членов ДПН имеют политическую основу, Демирташ продолжают удерживаться в качестве заложника режима Эрдогана.
Почему ДПН преследуют в связи с событиями в Кобани?
Салахаттин Демирташ вместе с ещё 107 обвиняемыми проходит по «делу Кобани». Их обвиняют в том числе в подрыве целостности и единства страны в связи с протестами, проходившими в 2014 году в связи с событиями в Кобани.
Когда так называемое Исламское государство (организация, запрещённая в РФ) напала на курдский город Кобани в Сирии, находящийся недалеко от границы с Турцией, по всему миру и в том числе в самой Турции прошли многочисленные демонстрации и акции солидарности в поддержку жителей Кобани. В Турции во время протестов, состоявшихся в начале октября 2014 года, произошли жестокие столкновения между демонстрантами и представителями сил турецкой безопасности. ДПН обвиняется режимом Эрдогана в ответственности за эти столкновения. При помощи данного расследования режим хочет криминализировать эти демонстрации и поддержку сопротивления Кобани в целом.
Эрдоган рассматривает курдское сопротивление и победу курдов над джихадистами как угрозу. В то время жители Турции ожидали, что турецкая власть окажет поддержку сопротивлению Кобани. Однако для Эрдогана появление ИГИЛ стало отличной возможностью уничтожить курдские завоевания в Рожаве (северная и восточная Сирия) без прямого вмешательства.
Во время этих событий всё ещё продолжался так называемый мирный процесс между режимом Эрдогана и Рабочей партией Курдистана (РПК). Данные переговоры были направлены на то, чтобы укрепить демократию в Турции и решить так называемый курдский вопрос мирным и демократическим путём. Однако в итоге мирные переговоры были сорваны из-за антикурдской позиции Эрдогана.
На парламентских выборах, прошедших в июне 2015 года, ДПН удалось улучшить свои предыдущие результаты на шесть миллионов голосов, набрав в итоге 13,1 процента. Это не позволило эрдогановской ПСР добиться парламентского большинства, которое было ей необходимо, чтобы иметь возможностьи внести поправки в конституцию страны. После этого Эрдоган начал систематическую кампанию мести в отношении ДПН. Города в юго-восточной части Турции, где значительная часть избирателей поддержала ДПН, оказались наводнены военными и представителями сил правопорядка, что привело в итоге к сотням смертей. Чрезвычайное положение, введённое в этих городах, стало повседневной рутиной для местных жителей. Вместо демократизации страны режим Эрдоган обратился именно к войне как к политическому инструменту.
Продление мандата на присутствие военных сил Турции в Ираке и Сирии
26 октября 2021 года турецким парламентом была принята резолюция, позволяющая отправить дополнительные военные силы в Ирак и Сирию. Другими словами, эта резолюция позволила продолжить военные вторжения и оккупацию. Это оказалось продолжением резолюций, принятых в 2007 году в отношении Ирака и в 2012 году в отношении Сирии. В обеих странах Турция создала свои военные базы. На прошлой неделе мандат был продлён ещё на два года – до октября 2023 года.
Демократическая партия народов (ДПН), Республиканская народная партия (РНП), Рабочая партия Турции и Демократическая партия регионов (ДПР) – все эти партии выступили против продления мандата. Политические партии, не прошедшие в парламент, а также общественные организации также были против. Однако члены парламента от ПСР, ПНД (Партия националистического движения) и «Хорошей партии» поддержали продление. Соруководитель ДПН Первин Булдан назвала мандат расширением военных действий и оккупации.
Турецкое присутствие и турецкие действия в Сирии и Ираке нарушают международный закон и права человека. Турция совершает преступления против человечности в больших масштабах. Не так давно комиссия от ЕС назвала Турцию «силой, осуществляющей оккупацию» в северной Сирии (Рожава) и северном Ираке (южный Курдистан). На протяжении многих лет Турция ведёт войну против Рабочей партии Курдистана (РПК), расширяя сеть своих военных баз.
Использование запрещённого химического оружия
В рамках вторжения в северном Ираке Турция использовала химическое оружие, о чём было упомянуто в нескольких докладах. Использование химического оружия является военным преступлением и нарушением международных законов. Звучит всё больше призывов в адрес Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) заняться расследованием этого дела – со стороны международных женских организаций, от курдской и арабской интеллигенции, от жителей северного Ирака и оставшейся части Ирака.
На протяжении недель продолжаются протесты, самые разные организации обращаются в ОЗХО и ООН. Данный вопрос был поднят в Европарламенте и парламентах европейских стран, а Группа друзей курдского народа в Европарламенте призвала расследовать эти атаки.
Турция должна соблюдать международные законы и нормы и права человека. На данный момент она этого не делает. Если так всё и будет продолжаться, тогда международные институты должны вмешаться и привлечь Турцию к ответственности, используя доступные и законные способы.
С самого момента своего создания ДПН выступала за права человека и человеческие ценности. ДПН и дальше продолжит свою борьбу за демократизацию и будет прилагать усилия, чтобы обеспечить со стороны Турции соблюдение прав человека и международных норм и законов. Если международные институты заинтересованы в демократической Турции, то они должны поддержать ДПН, не оставляя её на произвол судьбы. На самом деле, как это часто упоминалось, ДПН является единственной реальной оппозицией Эрдогану. ДПН – это мост, который ведёт к демократической Турции.