Озгюр Эрол: Имралы показывает будущее Турции

Адвокат Озгюр Фаик Эрол подчеркнул, что изоляция курдского лидера Абдуллы Оджалана напрямую влияет на будущее Турции: «Остров Имралы — это машина времени».

Уже 25-й год длится международный заговор, начавшийся с отъезда курдского национального лидера Абдуллы Оджалана из Сирии 9 октября 1998 года и достигший кульминации 15 февраля 1999 года, когда его насильно увезли в Турцию. Абдулла Оджалан, покинувший Ближний Восток и открывший свои идеи миру для того, чтобы поставить курдский вопрос на демократическую основу, был объявлен в нарушение международного права «персоной нон грата», и после «боя», продолжавшегося 130 дней, доставлен в Турцию, где ему грозила смертная казнь. Абдулла Оджалан уже 25 лет содержится в условиях строгой изоляции в тюрьме строгого режима типа F на острове Имралы.

Абдулла Оджалан, которому запретили общаться с семьей и адвокатами, смог воспользоваться своим правом на телефонную связь лишь дважды за 25 лет. В течение 31 месяца от него нет никаких вестей.

Адвокат бюро «Асрин» Озгюр Фаик Эрол сказал, что тюрьма Имралы не подчиняется никаким законам и нормам. Он проанализировал ситуацию с изоляцией и «правовой» системой Имралы. 

Политика неопределенности на Имралы

Эрол заявил, что, поскольку государство систематически продолжает политику неопределенности в тюрьме Имралы, курдов также хотят оставить в таком состоянии и без статуса: «Несомненно, Оджалан больше всех страдает от состояния неопределенности. На некоторых встречах со своими адвокатами он по-разному рассказывал об условиях, в которых он находится. Одно из самых ярких высказываний звучало так: «Я живу здесь в узком коридоре». Он уточнял: «Я не могу повернуть ни налево, ни направо в переполненном коридоре». «Быть в узком коридоре» — фраза, устоявшаяся в правозащитной литературе. Такие условия содержания осуждаются как режим жестокого обращения. Я думаю, что это состояние неопределенности на Имралы превратилось в положение, которое Турция навязывает курдам. По сути, курды живут в неопределенности и на Имралы, и за его пределами. Такая ситуация в последние годы стала господствующей и устоявшейся формой политики. Сегодня мы видим, что политика поддержания такого состояния неопределенности применяется в отношении курдов не толькоТурции, но и всего Ближнего Востока. 

Позиция Оджалана

Эрол заявил, что даже в пределах «узкого коридора» Абдулла Оджалан прилагает серьезные усилия для демократического решения курдского вопроса: «Это, несомненно, относится к курдам, которые требовали своих коллективных прав и смогли их реализовать, особенно в последние 50 лет.Эта ситуация связана с мобилизацией масс, с той ролью, которую играет Абдулла Оджалан и его положением. Эти настойчивые действия, удержание курдов в состоянии фрагментарной неопределенности со времен Лозанны и соглашения Сайкса-Пико, связаны с мыслями и идеями курдов об условиях и статусе. За последние 10 лет особенно в Турции стала более очевидной роль Оджалана в решении курдского вопроса. С момента заключения на Имралы он настойчиво и четко придерживался позиции приглашения государства к переговорному процессу и диалогу для решения курдского вопроса. Он ясно обозначил свою позицию».

Парадигма стала надеждой для народов

Эрол подчеркнул, что парадигма Абдуллы Оджалана — надежда не только для курдов, но и для всех народов, живущих на Ближнем Востоке: «По этой причине они пытаются изолировать идеи Оджалана». Юрист напомнил, о словах Абдуллы Оджалана, сказанных на встречах со своими адвокатами в 2019 году: «Если они дадут мне шанс, я решу этот вопрос за неделю». 

Кроме того, Эрол сказал: «Это его роль. В период с 2013 по 2015 год мы наблюдали, как он конкретизировал свои идеи. Начался процесс решения. С его завершением в 2015 году изоляция Оджалана ужесточилась. Возникающую силу пытались вогнать в состояние неопределенности. Предложения Оджалана по решению курдского вопроса касаются не только турок и курдов. Эти идеи показывают, как арабы, курды, армяне, персы и другие народы смогут жить в мире». 

Имралы показывает будущее Турции

Эрол рассказал, что изоляция Абдуллы Оджалана напрямую влияет на будущее Турции: «Каждый, кто хочет демократии, должен выступить против изоляции Оджалана. Если вы хотите увидеть, в каких условиях можно будет жить в Турции завтра, я советую вам посмотреть на Имралы сегодня. Это своего рода машина времени. Она показывает будущее Турции, потому что мы знаем: то, что было реализовано только на Имралы 10 лет назад, постепенно внедряется в общественную жизнь. Это государственная идеология. Поэтому каждый человек — будь то писатель, художник или юрист, который хочет жить в свободной стране, должен видеть эту реальность, независимо от своей этнической принадлежности или религиозных убеждений. Цель — понять, как эта система, созданная на Имралы, переплетается с тупиком в решении курдского вопроса. Соответственно, исправить ситуацию можно, только решив все эти проблемы. Нужно четко и смело заявить, что этот процесс должен идти параллельно».