Эбдулкерим Омер, ответственный сотрудник Автономной администрации северной и восточной Сирии, заявил, что международное сообщество не выполняет своих обязательств в отношении вопроса организации суда над членами и семьями членов ИГИЛ*, и предупредил, что «ситуация очень серьезная».
Эбдулкерим Омер, сопредседатель Департамента внешних связей Автономной администрации северной и восточной Сирии, заявил, что члены ИГИЛ, пойманные в результате борьбы с этой террористической организацией, не находятся под контролем международных государств, равно как и их семьи и дети.
Омер сказал, что СДС (Силы демократической Сирии) положили конец территориальному господству ИГИЛ в 2019 году, добавив, что это была военная и территориальная победа, но это не означало, что ИГИЛ прекратило свое существование. Он добавил, что в районах, которые уже много лет находятся под контролем ИГИЛ, все еще существуют сотни спящих ячеек.
«Эти наемники все еще пересекают границу из районов, находящихся под контролем иракского и сирийского правительств. Они пересекают границу из регионов, находящихся под оккупацией со стороны Турции. Они уже помогают спящим ячейкам. Вот почему наша борьба с ИГИЛ продолжается. Терроризм ИГИЛ все еще не побежден. Для прекращения терроризма со стороны ИГИЛ в Сирии должна быть стабильность. Сирийская проблема нуждается в решении. Террористические идеи распространились в регионах, которые уже много лет испытывают террор ИГИЛ, и это большая опасность, потому что это способствует потенциальному возрождению ИГИЛ».
Заявив, что закрытые пункты пропуска на границе, отсутствие помощи и экономические проблемы являются причиной возрождения ИГИЛ, Омер сказал: «Тот факт, что пограничный пункт пропуска Тель Кочер закрыт, помощь, направленная международными организациями через Дамаск, не поступает, а также многие другие факторы, которые способствуют созданию плохой экономической ситуации в этих регионах, способствовали проникновению идей ИГИЛ в общество и его попытке реорганизоваться в нем. Если мы хотим уничтожить терроризм ИГИЛ, мы должны оказать помощь этим регионам».
Подчеркнув, что количество личных дел на членов ИГИЛ в тюрьмах и лагерях очень велико и что они не могут справиться с этой проблемой в одиночку, Омер обратил внимание на опасность, которая имеет место в лагерях следующими словами: «Международное сообщество должно помочь нам. Во-первых, нет никакой помощи в преследовании банд ИГИЛ. Во-вторых, семьям членов ИГИЛ (женщинам и детям, находящимся в лагерях) не оказывается никакой помощи. Мы постоянно призываем к созданию суда, судебному разбирательству и удалению членов ИГИЛ отсюда, но нам никто не помогает. Женщины и дети, находящиеся в лагерях, представляют большую опасность. Их присутствие в лагерях фактически помогает создать новую почву для роста числа членов ИГИЛ. В лагерях воспитывается террористический менталитет. Эти дети воспитаны в ненависти. Если ситуация останется неизменной, последствия будут очень серьезными».
Ситуация в лагерях
Говоря о ситуации в лагере «Холь», крупнейшем лагере, где находятся жены и дети членов ИГИЛ, Омер сказал, что ситуация выходит из-под контроля, совершаются убийства, оттуда похищают членов ИГИЛ, сжигают палатки. «Для этого вопроса также следует подготовить отдельный доклад. ИГИЛ еще не прекратила существование как террористическая организация… Мы все еще продолжаем нашу борьбу. Необходимая помощь в борьбе с терроризмом еще не оказана. Мы заранее предупредили всех о том, что происходит в лагере Хол. В течение многих лет мы говорили международному сообществу, что лагерь Хол – это бомба замедленного действия. Мы не знаем, когда она взорвется. Но если это произойдет, это повлияет не только на нас, это повлияет на весь мир».
ИГИЛ – это международная проблема
Омер сказал, что 30 июня прошлого года была проведена онлайн-встреча с 50 людьми, включая представителей министерств иностранных дел европейских государств, представителей министерств иностранных дел США и Канады и европейских учреждений, относительно ситуации в лагере «Холь» и тюрьмах.
«Мы предложили каждой стране прислать своих представителей и забрать своих граждан. Мы не можем справиться с этой проблемой в одиночку. Правда, эта проблема имеет место здесь, но это не только наша проблема. Это международная проблема. Мы сказали это тем, кто не смог заставить своих граждан помочь нам. С этой помощью мы хотели сделать лагеря более безопасными и удобными для жизни. Ничего этого не произошло. На данный момент у нас есть временный проект. Постоянный проект может быть реализован только при международном участии. Мы подумали, что на это потребуется время, поэтому разработали временный проект. Мы стремимся разделить лагерь Хол на секции. Мы рассматриваем возможность разделения его на 5-6 частей. Таким образом, мы сможем обеспечить безопасность в лагере.
Опять же, мы можем улучшить условия жизни еще больше. Мы можем лучше бороться с сетью, созданной турецкой разведкой НРО (Национальной разведывательной организацией) для похищения членов ИГИЛ, но нам нужно вкладывать в нее деньги. После разделения лагеря должны быть созданы центры для перевоспитания этих женщин и детей. Таким образом, мы можем взять под контроль лагерь и улучшить там условия. Теперь мы ожидаем, что международное сообщество поддержит нас в этом вопросе. Оно должно оказать поддержку, чтобы немедленно приступить к реализации этого проекта».
Омер заявил, что после встречи, состоявшейся 30 июня, представители министерств иностранных дел стран-участниц провели закрытую встречу между собой, и что они также обсудили принятие некоторых мер, но что требуемые шаги до сих пор не были предприняты и на данном этапе существует настоятельная необходимость предпринять радикальные шаги.
«Проблемы начались и в лагере Рож»
Подчеркнув, что ситуация в лагере «Рож» лучше, чем в лагере «Холь», Омер сказал, что они добавили в лагерь еще одну секцию и взяли еще одну группу из лагеря «Холь» и что в последние несколько дней начали возникать некоторые проблемы: «Ситуация может быстро ухудшиться и стать такой же, как в «Холе». Вот почему мы говорим, что, хотя эта проблема локализована здесь, но это международная проблема. Вот почему мы, международное сообщество и страны и их граждане, должны решать эту проблему сообща. Много раз мы хотели провести международную конференцию по проблеме ИГИЛ и положению женщин и детей. Мы решили провести эту конференцию для суда над членами ИГИЛ и передачи женщин и детей странам их происхождения. Но мы не получили необходимой поддержки в этом отношении».
«В лагерях дети воспитываются на основе менталитета ИГИЛ»
Омер сказал, что они забирают подростков в исправительные дома, которые они открыли в попытке помешать им сформироваться как личность на основе менталитета ИГИЛ. «В этих исправительных домах находится около 500 детей. Они держатся порознь. Мы обратились за поддержкой к международному сообществу в связи с необходимостью открытия центров по перевоспитанию этих детей. У нас есть центр под названием Холи. Дети получают образование в этом центре. Были действительно положительные результаты. Сейчас мы планируем открыть еще 10-15 таких центров. Когда детям в лагерях исполняется 12 лет, их выдают замуж, чтобы увеличить число детей в лагере. Вот с какими ситуациями мы сталкиваемся. Должны быть созданы центры для изъятия этих детей. Нам нужна поддержка для создания этих центров».
Комментируя опубликованный организацией «Международная амнистия» отчет о детях в лагере «Холь» за последние несколько дней, Омер сказал: «Мы уже говорили то, что написала организация «Международная амнистия». Мы говорим об этой ситуации гораздо дольше, чем они. Это правда, дети там находятся в очень плохом положении. Число людей там превышает 27 тысяч. В настоящее время в центрах содержания под стражей находятся более 500 детей. Они переживают очень тяжелые времена. Они растут и формируются как личности уже с террористическим менталитетом. Проблема эта очень серьезная. Нас очень беспокоят эти проблемы. Мы постоянно находимся в диалоге со странами, из которых родом эти люди. Мы хотим, чтобы все эти страны забрали своих граждан и выполнили свои обязанности».
Детей необходимо изолировать от радикальной среды
Омер продолжил: «Представители каждой страны должны приехать и забрать своих граждан, детей и женщин, обратно в свои страны и перевоспитать их в обществе. Они должны поддержать нас в решении проблемы перевоспитания детей. Выведите их из этой радикальной среды. Нам очень жаль забирать детей у их матерей. По нашим законам, детей все равно не отнимают у матерей. На самом деле, многие европейские страны хотят забрать детей и оставить здесь их матерей. Мы не согласны с этим. Даже если матери скажут «да», мы не согласимся забирать у них детей. Место детей находится рядом с их матерями. Но иногда нам приходится разделять их. Когда эти дети вырастают, когда им 13-14 лет, их учат делать зло. Если мы откроем центры по воспитанию детей с проектом разделения лагеря на секции, нам не придется держать детей вдали от их матерей. Мы можем обучать детей и их матерей в этих лагерях. Однако все это требует поддержки. Международное сообщество не выполняет своих обязанностей. Все взвалили это бремя на нас. 60 тысяч человек остаются в обоих лагерях. Ситуация в лагерях известна, а ресурсы Автономной администрации очень ограничены. Мы оказываем необходимую помощь, но международное сообщество нас не поддерживает».
Международное сообщество должно предпринимать реальные шаги в этом вопросе
Объясняя, что до сих пор не было предпринято никаких шагов в отношении судебного преследования членов ИГИЛ, Омер сказал: «Продолжать в том же духе означает не достичь никакого результата. Удерживание членов ИГИЛ так долго без суда само по себе стало преступлением. Страны, граждане которых находятся здесь, не хотят забрать своих граждан обратно, но они также не помогают нам судить их здесь. Опять же, число женщин и детей, доставленных в другие страны, очень мало по сравнению с общим их числом. Европейские страны принимали в основном детей и женщин. Страны судят женщин, которых они забирают, и приговаривают их к 2-4 годам заключения. Они снова перевоспитывают детей. Насколько мы можем судить, состояние этих детей хорошее».
Ирак тоже не выполняет своих обязанностей
По имеющейся информации, число иракских беженцев в лагере «Холь» составляет около 30 тысяч, и большинство из них являются гражданами Ирака.
Эбдулкерим Омер сказал: «Ирак, безусловно, не выполняет свои обязанности. Два года назад приехала большая делегация. Они осмотрели лагерь. 5 тысяч человек заявили, что готовы вернуться в Ирак, и мы записали их имена. Они уже дважды приезжали, чтобы забрать своих граждан, но их число не достигает даже тысячи. Это число очень мало по сравнению с примерно 30 тысячами иракских граждан. Мы ведем с ними такие же переговоры и диалог, как и с международным сообществом. Мы хотим, чтобы в Ираке был создан суд для суда над этими людьми. Но Ирак тоже не выполняет своих обязанностей».
*-террористическая организация, запрещена на территории РФ