Лейла Гювен: то, что нас объединяет, больше, чем то, что нас разделяет

«Мы не одинаковы. Но есть больше вещей, которые нас объединяют, чем разделяют», - сказала политик Лейла Гювен, находящаяся в заключении.

Тысячи курдских активистов и политиков главной прокурдской политической партии, Демократической партии народов (ДПН), были лишены парламентского статуса или заключены в тюрьму, а иногда в Турции им грозит пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами.

Одна из них – сопредседатель Конгресса демократического общества (КДО) Лейла Гювен, которая была лишена статуса депутата 4 июня 2020 года. Вскоре после этого она была арестована и приговорена к 22 годам 3 месяцам лишения свободы по обвинению в «принадлежности к террористической организации» и «ведении пропаганды террористической организации». 21 декабря 2020 года Гювен была отправлена в тюрьму типа E в Элязыге на востоке Турции.

ANF делится выдержками из интервью с Лейлой Гювен по поводу последних событий. Интервью взято Jin News.

«Тюрьма – это лишь одно из мест, одно из испытаний во время борьбы за свободу, – сказала курдский политик. – Для политических заключенных тюрьмы – это одно из мест, где они могут укрепить самодисциплину и выработать коллективное понимание жизни».

Она кратко описала распорядок дня в тюрьме: «Наше самое регулярное занятие в тюрьме – это чтение книг. На сегодняшний день мы, женщины-заключенные, прочитали около 400 книг. Недавно мы подготовили брошюру на курдском языке. Мы также работаем над отдельными темами исследований, такими как женское движение, история феминизма, движение курдских женщин, новейшая история Ближнего Востока. Мы читаем книги по различным темам и превращаем эти исследования в письменные работы».

Что касается участившихся нарушений прав человека в тюрьмах, Гювен сказала, что заключенные подвергаются жестоким пыткам, бесчеловечному обращению и произвольным наказаниям.

«Жестокое обращение и нарушения прав были всегда, и они усиливаются. Но также растет и сопротивление. Администрация хочет создать хаос в тюрьмах, однако политзаключенные знают об этом грязном плане и сопротивляются ему.

Заключенные подвергаются жестокому обращению и пыткам, несовместимым с человеческим достоинством. Например, обыски с раздеванием в полночь. Это почти то же самое, что было во времена Кенана Эврена. Банды ИГИЛ (запрещена в РФ) помещаются в места, где находятся политзаключенные».

Она считает, что притеснения в тюрьмах глубоко связаны с режимом изоляции, наложенным на курдского национального лидера Абдуллу Оджалана, который с 1999 года находится в заключении на острове Имралы.

Она сказала: «Как курдские политзаключенные, мы также обращали внимание на режим изоляции, который уже много лет подряд применяется к Абдулле Оджалану. Мы говорили, что изоляция распространится на все общество. Права заключенных, начиная от посещения семьи и адвоката и заканчивая общественной деятельностью, ограничиваются под предлогом карантинных мер. Конечно, как всегда, женщины-заключенные испытывают эти нарушения прав в большей степени. Матери не могут видеться со своими детьми уже около двух лет. Больных заключенных практически оставляют умирать.

Если этот режим не будет ликвидирован, он распространится на все тюрьмы и даже на общество в целом. Действительно, в настоящее время мы сталкиваемся с изоляцией, которая распространилась на все слои общества. Курдские заключенные приложили огромные усилия, чтобы добиться прекращения незаконной практики изоляции и ее отмены в целом.

Коалиция ПСР (Партия справедливости и развития) - ПНД (Партия национального движения) разрабатывает планы по удержанию тысяч заключенных в тюрьмах, несмотря на то что срок их заключения истек. Для этого они применяют на практике все виды несправедливости.

Правительство упорно продолжает проводить меры безопасности и применять старые методы, чтобы избежать решения курдского вопроса. Курдский вопрос может быть решен только путем демократизации Турции».

Она также упомянула о том, что главная оппозиционная партия, РНП, проголосовала против предложения о трансграничных операциях Турции.

«Заявления РНП по курдскому вопросу, ее голосование «против» в вопросе о трансграничных операциях и ее заявление по поводу заключенных политиков чрезвычайно важны для турецкой политики. В ближайшие месяцы мы увидим, являются ли эти шаги просто тактическими шагами в преддверии выборов. Если РНП продолжит предпринимать такие шаги, то хронические проблемы Турции, особенно проблемы в области демократии, права человека и свободы, будут решены».

Лейла Гювен также обратила внимание на 25 ноября, Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Она заявила: «Мы подумали, что в этом году 25 ноября должно быть посвящено афганским женщинам. Пока человечество обсуждает общечеловеческие ценности, демократию и экологию в XXI веке, на Ближнем Востоке, и особенно в Афганистане, усиливается мрачный менталитет мужского доминирования талибов.

Мы, курдские женщины, подвергаемся жестокому насилию со стороны государства в дополнение к более общему насилию со стороны мужчин. Мы подвергаемся всем видам пыток и насилия при аресте. Мы подвергаемся всем формам насилия в тюрьмах. По этой причине, где бы женщина ни подвергалась насилию в мире, мы чувствуем ее боль в наших сердцах. Вот почему мы говорим: «Мы не одинаковы. Но есть больше вещей, которые нас объединяют, чем разделяют».