Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и Партия националистического движения (ПНД) продолжают говорить о процессе политического урегулирования, одновременно проводя политику, направленную на подавление оппозиции. На этот раз правительство использовало судебную систему в качестве оружия против Народно-демократического конгресса (НДК), продолжая заниматься криминализацией инакомыслия.
Последним примером репрессий стал незаконный арест Фирата Эпоздемира, представителя исполнительного совета адвокатской ассоциации Стамбула. Задержание было обосновано тем, что его имя фигурировало в списке кандидатов, обнаруженном при обыске помещений НДК; это были списки кандидатур на пост со-мэра муниципалитета Багджылар на местных выборах 2024 года. Вскоре начались новые репрессии против НДК – после арестов, основанием для которых правоохранительные органы Турции называют городской консенсус между Народно-республиканской партией (НРП) и Партией народного равенства и демократии (ПНРД) в рамках местных выборов.
Репрессии усилились 18 февраля с новой волной задержаний. В ходе операции политического геноцида в Стамбуле были задержаны 52 человека, включая членов и руководителей социалистических партий, журналистов, музыкантов и сторонников Палестины. Все эти политики и активисты столкнулись с обысками во время предрассветных рейдов. Главная прокуратура Стамбула прямо указала на НДК в своем публичном заявлении, комментируя задержания. Тем временем Искандер Байхан, депутат от Партии труда (EMEP), заявил, что эти оперативные мероприятия были лишь первым этапом крупномасштабной операции, которая коснется 6 000 человек. Данное заявление свидетельствует о начале очередного сфабрикованного дела против НДК.
Сопредседатель НДК Али Кенаноглу побеседовал с ANF о нынешних преследованиях – комментируя давление на НДК, он сказал, что ПСР, не справившаяся с первым этапом политического урегулирования, пытается подавить общественную оппозицию, чтобы не допустить нового поражения. Он подчеркнул, что правительство стремится искоренить всё, что считает препятствием для себя в политическом ландшафте страны, уничтожая инакомыслие.
Они рассчитывают подавить всю оппозицию
Кенаноглу подчеркнул, что, хотя прокуратура Стамбула утверждает, что операция была направлена против НДК, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что среди 52 задержанных оказались представители разных групп социальной оппозиции – социалисты, активисты, экологи, журналисты, политики и представители культуры и искусства. Более того, среди них есть люди, не имеющие никакого отношения к НДК – т.е., власти намеренно используют организацию в качестве инструмента для подавления оппозиции. Кенаноглу также отметил, что судебная система стремится к криминализации городского консенсуса – соглашения, заключенного между оппозиционными партиями НРП и ПНРД накануне участия в местных выборах в прошлом году. Кенаноглу подчеркнул, что эти события – часть более широких репрессий, направленных против всей оппозиции.
Попытка подавить объединенную борьбу
Политик подчеркнул, что «НДК служит платформой для общей борьбы, объединяя курдское движение, социалистов, алевитов и защитников трудовых прав. Оказывая подобное давление на НДК, они пытаются криминализировать соглашение, которое позволило бросить вызов правительству на местных выборах и привело к поражению Народного альянса (речь идет о партийном союзе, во главе которого стояла Партия справедливости и развития – прим.). Тем самым они стремятся создать для себя самый выгодный политический ландшафт, свободный от препятствий.
Эта операция также имеет целью отдалить НРП от социалистических организаций, действующих в Турции, и курдских избирателей».
Кенаноглу отметил, что эта стратегия уже продемонстрировала частичный успех, пояснив свой вывод: «Всего несколько недель назад НРП делала заявления о решении курдского вопроса. Однако, после недавних репрессий, поводом для которых стал городской консенсус, партия полностью исключила курдский вопрос из своей повестки дня. Это именно то, чего хочет правительство. Если эти действия призваны привести к миру, мы можем сделать вывод, что правительство не намерено включать НРП в свои попытки урегулирования».
Криминализация не может сосуществовать с политическим урегулированием
Наш собеседник подчеркнул, что подавление социальной оппозиции на фоне дискуссии о политическом процессе, принимая во внимание давление на НДК, неприемлемо. Он продолжил: «Политические договоренности и эта криминализация не могут идти рука об руку. Либо эти переговоры должны закончиться, либо репрессии должны прекратиться. Невозможно продолжать переговоры на Имралы и в то же время назначать провластных лоялистов, не побеждавших на выборах, в муниципалитеты и криминализировать оппозицию в рамках подобных полицейских операций. Это противоречит самой сути процесса».
Репрессии должны быть прекращены
Кенаноглу отметил, что ПСР привела к краху попытки достичь урегулирования в 2013-2015 годах, поскольку избрала неверный подход; чтобы избежать подобного исхода сегодня, партия Эрдогана прибегает к подавлению оппозиции.
Он подчеркнул, что демократизация в конечном итоге приводит к поражению авторитарных режимов в любой стране, добавив: «Чтобы не оказаться в проигравших на этот раз, они хотят одновременно поддерживать и попытки договариваться, и эту репрессивную политику. Фактически, правительство пытается заставить оппозицию принять диалог на своих условиях, удерживая её под давлением. Подавляя любой общественный протест, они стремятся заглушить реакцию общества. Они хотят, чтобы минимальная зарплата не росла, чтобы они продолжали поддерживать крупный капитал, проводя всевозможную репрессивную политику и обогащая своих сторонников. В то же время они желают, чтобы оппозиция молчала и не призывала общество поднимать голову. Вспомните, как во время процесса урегулирования вспыхнуло восстание в Гези. Власти не хотят рисковать повторением подобной ситуации. Но, как я уже говорил, этот процесс не может продолжаться подобным образом. Либо закончится диалог, либо закончатся репрессии. Эти явления никак не могут сосуществовать. Это очевидно!».