Калкан: освободительная борьба народа Палестины священна

Мы продолжаем публиковать обширное интервью с ветераном курдской политики Дураном Калканом, который рассказал о взаимоотношениях южноамериканских правительств с Турцией, уроках прошлых процессов мирного урегулирования, роли самообороны, политике альянсов.

Мы продолжаем публиковать обширное интервью с ветераном курдской политики Дураном Калканом, который рассказал о взаимоотношениях южноамериканских правительств с Турцией, уроках прошлых процессов мирного урегулирования, роли самообороны, политике альянсов в целом и ситуации в Рожаве в частности.

Также представитель Исполнительного совета АОК коснулся нового геополитического контекста, проанализировав роль Китая в мировых событиях и нынешнюю войну Израиля против Палестины.

Первую часть этого интервью можно прочитать здесь

- В ходе процесса по «делу Кобани» был заключен тактический союз с США. В первые годы мы слышали различные объяснения о том, почему сложился этот союз и в чем заключалась его тактика и стратегия. Сейчас прошло почти 10 лет, и хотелось бы услышать сегодняшнюю оценку. Каков статус этого союза? Почему он до сих пор действует? Как в этом контексте следует оценивать стратегию «третьего пути»? Какова Ваша нынешняя стратегия в отношении США в части решения сирийского кризиса и Ваша антиимпериалистическая перспектива? Каково Ваше понимание антиимпериализма? Как следует понимать соответствующую антиимпериалистическую политику движения в четырех частях Курдистана?

- Как я уже говорил прежде, мы не рассматриваем ни одно государство в качестве стратегического союзника. Наши стратегические союзники и идеологические соратники – это негосударственные и несиловые структуры. Поэтому взаимодействие с государствами для нас – тактические отношения. Мы не занимали сторону одного из двух государств или сил и не ассоциировались ни с кем из них. Иными словами, для освободительного движения невозможно стать на сторону одного из державно-государственных блоков. Такие ситуации возникают между стратегическими союзниками. Поскольку ни одно государство не является нашим стратегическим союзником, мы не выступаем за одно из них против любого другого. Мы строим тактические отношения. Это означает, что мы не входим в их силовые блоки. Мы не используем такое понятие, как третья стратегия. Мы называем это «третьей политической силой». Некоторые называют этот путь «третьей политической дорогой», но всё это не означает «третьей стратегии», ведь если речь идет о стратегии, то на первый план выходит идеология. В связи с этим возникает понятие «третья стратегия». Однако мы, как движение, никогда не определяли трех стратегий и не делаем этого сейчас. Мы определяем сегодняшнюю стадию развития мира в терминах двух противоборствующих сил: «капиталистическая современность и демократическая современность». Мы говорим об истории, как об «истории демократической цивилизации и истории государственно-централизованной цивилизации». Не существует ни «третьей силы», ни «третьей стратегии». Теоретические определения, выдвинутые Абдуллой Оджаланом в его текстах, написанных для выступлений в суде, предельно ясны в этом отношении.

Нет другой силы, которая бы так точно и целостно определила систему капиталистического модерна, дав анализ её свойствам, как освободительное движение, следовавшее идеологии Абдуллы Оджалана. Опять же, никто до курдского лидера не вывел понятия системы демократической современности, которая может быть реализована в качестве альтернативы существующей системе. Партизанское движение выступает не только против капиталистической эксплуатации, но и против излишней индустриализации и давления со стороны национальных государств. Поэтому сегодня нет другой такой целостной и последовательной антикапиталистической силы, как партизанские отряды. Мы антикапиталистическая сила, и это определяет нашу позицию в отношении империализма. Мы также являемся освободительным движением, возглавляющим борьбу за будущее нашего народа последние пятьдесят лет. Курды боролись против колониализма и геноцида всё последнее столетие. Поэтому, поскольку мы пережили влияние империализма и колониализма на уровне геноцида, мы считаем, что очень хорошо распознаем эти явления. Наша антиимпериалистическая позиция определяется и этой полувековой борьбой, так что мы судим об империализме не на словах. Поэтому бессмысленно ставить вопрос о том, имеют ли партизанские структуры и партии антиимпериалистический характер.

В конце 2014 года взаимоотношения и союз, возникшие в борьбе с бандами ИГИЛ* в Кобани, были очень плодотворными. Поэтому данный союз требует верного определения и понимания контекста. Если обратиться к новейшей истории, то его можно сравнить с союзом СССР, США и Великобритании против гитлеровского фашизма. Такой же широкий союз возник и против фашистской организации ИГИЛ. Безусловно, идеологического измерения у этого альянса нет, он основывается на взаимных интересах и был создан с конкретной целью – для уничтожения ИГИЛ. Иными словами, это политический альянс. Этого требовали условия, когда сотрудничество формировалось ввиду серьезной угрозы. Союз США и коалиционных сил с освободительным движением Рожавы находится именно на этом уровне. Факторы, которые привели к этому, продолжают существовать, и по этой причине данное сотрудничество продлилось до сегодняшнего дня. Безусловно, здесь были сделаны некоторые ошибки. Мы постоянно обсуждаем и анализируем эту ситуацию, находим существующие недостатки и стремимся их исправить.

Мы также критикуем нынешнюю политику США в отношении Сирии. В первую очередь это проявляется в отношении к захватническим действиям Турции на северо-востоке страны. Следует отметить, что США в значительной степени поддерживали все турецкие атаки до сего дня. Так кто же боролся против этой вооруженной агрессии? Совершенно очевидно, что сражались все народы северо-восточной Сирии, особенно курды. Они отдали тысячи жизней достойных и мужественных бойцов в этой войне. Когда мы говорим об этом, мне вспоминаются бои за Африн, Гре Спи и Сарекание. Сопротивление турецкой оккупации были в основном борьбой против политики США. Социалистические народные силы должны хорошо понимать этот факт.

Что касается улучшения ситуации в Сирии и преодоления раздробленности, то мы, конечно, этого тоже хотим. Но как это будет происходить? Мы должны найти правильный ответ на этот вопрос. Как движение мы выступаем за то, чтобы внутренние силы Сирии решали проблемы страны, и мы категорически против иностранного вмешательства. Мы видим решение в демократизации Сирии и народной демократической революции. Мы считаем, что стране нужны демократические перемены, при которых все различия – национальные, религиозные, гендерные, классовые и прочие, – будут нивелированы, а сообщества организуются и будут управлять своими районами на основе демократической автономии, объединяясь в рамках системы демократического конфедерализма. Северо-восточная Сирия – это начало, модель, искра будущего. Перефразируя известное высказывание Мао Цзэдуна, можно сказать, что одна искра может зажечь всё общество.

- Как Вы видите свой путь в рамках глобальной борьбы за построение демократического социализма?

- Начиная с 1973 г. наше движение, родившееся и развивавшееся в Курдистане, определяет себя в двух аспектах – как социалистическое и национально-освободительное движение. Мы хотели вести национально-освободительную борьбу в Курдистане, руководствуясь социалистической идеологией, и прийти к созданию курдского национального государства. Исходя из этого, мы изучали марксизм-ленинизм во многих аспектах. Мы изучали национально-освободительные движения того периода от Вьетнама до Кубы и Анголы и брали их за образец. Тогда мы вели очень напряженную идеологическую, политическую и военную борьбу. После убийства товарища Хаки Карера 18 мая 1977 г., проходя этапы становления партии, мы перешли к революционному возмездию. После событий 12 сентября, когда в тюрьме Амеда применялись пытки, и исторического сопротивления 1982 года мы ушли в горы. 15 августа 1984 года партизаны начали сражаться против турецкого режима. Мы вели непрерывную партизанскую и национально-освободительную войну в течение 15 лет, вплоть до международного заговора, который был реализован 15 февраля 1999 года. Затем Абдулла Оджалан отправился в Европу и добрался до Рима. Как же действовал Европейский Союз и глобальная капиталистическая система во главе с США? Очевидно, ответом стала система изоляции, пыток и геноцида, которая берет свое начало на Имралы! Оджалан, который хотел найти политическое решение курдского вопроса, столкнулся с таким исходом. Это заставило нас во многом пересмотреть всю борьбу, которую мы ведем с 1973 года. Оджалан же осуществил смену парадигмы, находясь в турецких застенках.

В начале 1990 года, после распада Советского Союза, Абдулла Оджалан и наша партия, как и все остальные, попытались проанализировать причины этого распада и сделать выводы. Теоретический анализ, разработанный курдским лидером на протяжении 1990-х годов, был новаторским и дал всем нам надежду. Он сыграл очень важную роль в преодолении пессимизма после распада СССР, помогая поднять боевой дух революционного фронта. Но рухнуло не только советское государство. Национально-освободительные движения, развивавшиеся в условиях существования Советского Союза, стали устанавливать многогранные отношения с капиталистической системой одно за другим. Вьетнам, который был источником вдохновения в период зарождения нашего движения, обратился в сторону США, с которыми он находился в наибольшем конфликте. Иными словами, национально-освободительная борьба, даже побеждая, не была решением, если в результате победы не была создана альтернативная форма, свободный от эксплуатации строй. Напротив, национальные государства фактически сливались с той империалистической системой, против которой выступали. Поэтому отсутствие решения ощущалось не только в Курдистане, многие страны и силы в мире в конечном итоге зашли в тупик. Иными словами, идеология национального государства не дала реального решения. Оджалан оценил эту ситуацию и разработал идеологию демократической нации, отказавшись от парадигмы национального государства, которая вела нас к неразрешимым противоречиям. Предвидя смену парадигмы, он попытался преодолеть тупик. Он пришел к выводу, что социализм может быть реализован не в рамках государственных структур, а только через демократическое правление. Тогда он разработал инструмент демократического общества и демократического конфедерализма. Он разрешил противоречие между целью и средствами в социалистической революции и согласовал средства с целью. Так он определил нашу новую идеологию, как демократический социализм, основанный на принципах освобождения женщин и жизни в согласии с окружающей средой.

В части идеологии мы считаем себя более социалистическим движением, чем какое-либо другое, соблюдая принципы эгалитарности и общинности. Мы рассматриваем равенство не как необходимость для женщин приспособиться к организации мужчин, а как свободное сосуществование и право женщин на собственные организации, их равенство с мужчинами на этой основе. Мы не рассматриваем социалистическую революцию, как событие, которое произойдет после захвата политической власти; напротив, мы рассматриваем её, как развитие на основе идеологии свободного человека и в рамках демократической коммуны, и определяем это явление главным образом в идеологическом измерении. Опять же, мы не рассматриваем социализм, то есть жизнь свободного человека и демократической коммуны, как нечто, что будет реализовано после обретения политической власти и построения государственности; мы рассматриваем его, как жизнь, реализующуюся в борьбе, не основанной на политической власти. Социализм должен быть реализован на всех уровнях, начиная с отдельного человека, в рамках партии и – шаг за шагом, – в обществе. Партизаны прожили несколько десятилетий в условиях социализма. Например, у бойцов НСС нет собственности, они ведут общинную жизнь. Каждый участвует в труде по мере своих способностей, каждый пользуется тем, что ему нужно. Таким образом, здесь нет государственной собственности. Общественная или общинная собственность – это собственность, принадлежащая общинам. Резюмируя все вышесказанное, мы считаем теорию апочизма высшим синтезом революционной мысли до настоящего времени, а практику партизанского движения – ярким примером жизни в условиях социализма. Это новый уровень развития социалистической теории и практики. Мы верим, что благодаря этому строительство социализма будет развиваться и реализовываться на мировом уровне. Мы не проповедуем общинный образ жизни, сохраняя за собой частную собственность, и пропагандируем социализм, действуя на основе капиталистического индивидуализма. Мы стараемся не говорить как можно больше правильных слов, а создавать будущее и жить, не нарушая принципов слова и действия, теории и практики. Мы стремимся поддерживать связи со всеми нашими стратегическими союзниками на мировом уровне, но прежде всего – с народами Турции и революционно-социалистическими силами. Мы хотим сделать этот мир пригодным для жизни вместе.

- Как Вы оцениваете роль Китая в геополитическом контексте и его значение для антисистемных движений?

- Председатель КНР Мао Цзэдун сказал: «Китай никогда не будет сверхдержавой». Мы придаем этому высказыванию большое значение и верим, что китайское общество помнит эти слова. Но мы также видим, что Китай стал великой экономической и военной державой. Мы видим значение Китая в политическом плане и учитываем его в своих оценках. Однако, мы не считаем новое противостояние США и Китая, подобное противостоянию США и Советского Союза до 1990 года, выгодным как для себя, так и для народов мира и сил, находящихся вне системы. Такая ситуация практически замораживает существующие противоречия. Никакая идеологическая, политическая и военная борьба не может идти без одной из этих двух держав. Двуполярной системы недостаточно, напротив, многополярный мир предоставляет угнетенным и эксплуатируемым больше возможностей и шансов для сопротивления и борьбы за демократию. Хотя и говорят, что США создали мировую империю, мы так не считаем. В этой системе много лидеров. Кроме США, есть ЕС, Великобритания, Россия, Китай. Растут и такие державы, как Индия. Существует транснациональная монополизация капитала. Это открывает больше возможностей для борьбы, чем ситуация, в условиях которой мир существовал до 1990 года. Сегодня вам не нужно опираться на одно государство и заключать с ним стратегический союз.

Стратегический союз с любым государством означает необходимость учитывать интересы этого государства, и политика начинает доминировать над идеологией, препятствуя интеллектуальной независимости и свободе. Человек вынужден делать то, что диктуют ему интересы государства. Лучше, чтобы государственная система была многополярной. Потому не стоит стремиться к поляризации Китая и США.

Мы ничего не имеем против развития и укрепления Китая, он становится великой экономической, политической и военной державой. Конечно, в последнее время эта страна сыграла важную роль в сдерживании США и НАТО. Она в значительной степени сдерживает провокации США в Тихом океане и играет важную роль в решении многих проблем в рамках ООН. Мы считаем это крайне важным. В конце концов, мы тоже азиатское общество. Однако, следует отметить, что наши отношения с Китаем не очень значительны. Возможно, наши усилия в этом направлении были невелики. После государственного переворота 12 сентября 1980 года Турция не позволила Китаю участвовать в решении курдского вопроса, манипулируя проблемой уйгуров. Другими словами, шантажируя Китай возможной поддержкой турок-уйгуров, турецкий режим требовал не поддерживать курдский народ. Эта ситуация сыграла важную роль в отсутствии интереса Китая к курдскому вопросу. Мы знаем об этих проблемах и хотим их преодолеть, но из-за напряженной борьбы не можем действовать быстро. Мы надеемся, что в будущем все эти проблемы будут решены.

- Сегодня Палестина вышла на повестку на всех континентах. Несмотря на слабость левых движений на местах, этот вопрос по-прежнему занимает центральное место на всех международных конференциях. С начала года в Палестине были убиты сотни мирных жителей. Каков Ваш взгляд на сложившуюся ситуацию? Как Вы оцениваете перспективы решения проблемы не только в историческом ключе? Как Вы оцениваете борьбу палестинского народа за право на самоопределение?

- Как народ, вышедший из глубины истории, живущий на Ближнем Востоке и подвергающийся геноциду на протяжении столетия, мы считаем, что у нас есть более глубокое понимание как еврейской трагедии, так и борьбы палестинского народа против империализма, сионизма и реакции. Мы помним о революционной роли Организации освобождения Палестины (ООП), которая стала источником вдохновения в нашем регионе. Палестинский народ всегда находился в братских отношениях с курдами. Все организации, входящие в ООП, оказали важнейшую поддержку нашей партии после фашистского военного переворота 12 сентября 1980 года. Мы всегда будем благодарны им за эту поддержку. Курдское партизанское сопротивление получило первую базовую подготовку в палестинских лагерях. Я тоже получил первую подготовку в Палестине и являюсь и палестинским партизаном. Я много раз говорил, что горжусь этим.

Безусловно, борьба палестинского народа за свободу и демократию священна, и его право на свободную жизнь не подлежит обсуждению. Курды хорошо знают, каковы психологические последствия такой ситуации. Мы всегда поддерживаем борьбу палестинского народа. Однако, в последнее время там появились религиозные течения, которые, на наш взгляд, нанесли определенный ущерб этой справедливой борьбе. Мы видим навязывание решения государственного характера, и я хочу отметить, что предлагаемое разделение этого крошечного кусочка земли на два государства в итоге пойдет во вред этим народам. На наш взгляд, решение в виде демократического конфедерализма стало бы спасением для палестинского народа. Сопротивляясь гнету и эксплуатации Израиля, не стоит попадать под гнет арабских правителей. Политика «разделяй и властвуй» – это политика империалистической эксплуатации. Безусловно, другое решение будет трудным, и исторически на этих землях уже сформировалась вражда. Тем не менее, наилучшим выходом для всех народов и угнетенных является демократический конфедерализм на основе демократической автономии. Палестино-израильский демократический конфедерализм может привести к демократическому конфедеративному единству народов Ближнего Востока, и это было бы наилучшим решением для всех нас. Мы, движение, готовы отстаивать Демократическую ближневосточную конфедерацию.

Курды и арабы, несомненно, будут играть очень важную роль в таком развитии региона. Мы рассматриваем курдско-арабские отношения, как очень важные и имеющие стратегическое значение. Мы убеждены, что ключевую роль здесь сыграет сложившийся в начале 1980-х годов союз между курдским и палестинским народами и наше братство. Разумеется, в этом демократическом союзе найдется место и еврейской общине. Евреи – тоже часть социума Ближнего Востока. Они также внесли значительный вклад в развитие социалистической идеологии. У них есть и определенный демократический опыт. Наиболее развернутый и понятный анализ еврейского вопроса был сделан курдским лидером Абдуллой Оджаланом. Если устранить сионистское влияние и взять за основу демократические преобразования, то еврейская община может внести свой вклад в единство демократического Ближнего Востока. На наш взгляд, именно такой подход будет правильным и поспособствует решению проблемы. В противном случае узконаправленный подход с позиции национального государства и монополизма приведет лишь к развитию новых конфликтных процессов.

- Как Вы оцениваете роль Израиля в курдском вопросе в целом и отношения израильского режима с различными курдскими акторами в регионе?

- Создание государства Израиль не следует рассматривать, как единичное событие. Это проект капиталистической системы, который реализовывался на протяжении всего ХХ века. До Израиля в 1923 году Британией была создана Турецкая Республика, которая стала прото-Израилем. На этом основан союз Великобритании и Франции с кемалистским движением и Лозаннский договор. Республика была создана через три года после Первой мировой войны, и тогда капиталистическая система мирового империализма попыталась установить господство на Ближнем Востоке. Через три года после Второй мировой войны завершилось создание Израиля, в чем приняла участие Великобритания, и новое государство включилось в войну за гегемонию, которую ведет в регионе Турецкая Республика. Цель этих двух держав – подчинить Ближний Восток глобальной капиталистической гегемонии. Безусловно, они намерены сделать это на основе расизма и шовинистской политики. В основе этого подхода лежит геноцид армян, ассирийских христиан, сирийцев, греков и курдов. Поэтому одной из основополагающих целей Израиля является недопущение независимости курдского народа. К этой цели пытались идти в рамках турецко-израильского альянса. Когда партизанские структуры окрепли и начали борьбу за освобождение курдов в качестве третьей силы, в начале 1990 г. возникла так называемая курдская администрация в Эрбиле. Хотя война против нашей партии была спланирована НАТО, на практике её вели Турецкая Республика, Израиль и ДПК. Эта реальность лежит в основе отношений Израиля с Турцией и ДПК.

9 октября 1998 года знаменовало реализацию международного заговора против Абдуллы Оджалана, который был спланирован и осуществлен США, Великобританией и Израилем. Когда Оджалан отправился в Россию, Израиль стремился к его выдаче. На протяжении последних 25 лет Израиль способствует сохранению системы пыток, изоляции и геноцида на Имралы. Сегодня он пытается скупать земли Курдистана и вливает в это огромные деньги. Порой кажется, будто между израильским и турецким государствами существуют противоречия и конфликты, но это лишь игра, призванная скрыть реальность и обмануть народы.

В результате израильский капитал сыграл одну из ведущих ролей в создании «курдского вопроса» и в том, что эта проблема остается нерешенной. Сегодня они по-прежнему играют роль в блокировании решения, оказывая наибольшую поддержку фашизму ПСР/ПНД. Они также поддерживают тесные отношения с ДПК. Израиль выступает против освободительной борьбы курдского народа – с одной стороны, из-за противодействия мирового капитала свободе курдов, а с другой стороны потому, что еврейский национализм рассматривает Курдистан, как свою собственную территорию, и проводит активную политику исходя из этих предпосылок. Однако, несмотря на все усилия, его цели до сих пор не достигнуты. Что будет дальше и произойдет ли изменение в этом менталитете и политике, покажет будущее. У курдов нет расистского подхода, у нас отсутствует антисемитизм. Если евреи также признают право нашего народа на свободную жизнь, то ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, может измениться.

Мы выступаем за демократический Ближний Восток и демократический мир, где народы живут вместе в братстве! За всемирный демократический конфедерализм!

* - террористическая организация, запрещена в РФ