Турция

«И Эрдоган, и Лукашенко используют беженцев в своих политических интересах»

Обсуждая кризис мигрантов на польско-белорусской границе, член Dunya Collective Ян Теурих отмечает, что происходящее здесь похоже на то, как с беженцами обращается Эрдоган.

Многие мигранты, в том числе курды из Южного Курдистана, умерли от холода и недоедания на польско-белорусской границе.

По мере обострения проблемы в регионе с каждым днем становится очевидным, чье влияние способствует контрабанде людей и почему так много людей скапливается на границе.

Ян Теурих — член организации Dunya Collective, которая помогает мигрантам и публикует фотографии из различных лагерей по всей Европе.

Теурих, долгое время работавший волонтером в лагерях беженцев в Греции, стал одним из правозащитников, работающих в этом регионе во время недавних пожаров.

Ян Теурих, член коллектива Dunya, который следит за событиями на польско-белорусской границе, рассказал ANF о текущем кризисе.

По словам Теуриха, Лукашенко, как и Эрдоган, использует беженцев в качестве козыря. Помимо этого, беженцам угрожают нападения групп неонацистов, а также холод и голод.

Как возникла проблема беженцев в Польше?

В августе 2020 года в Беларуси прошли президентские выборы. Эти выборы, как известно, были сфальсифицированы, и в результате диктатор Лукашенко вновь утвердился на своем посту. После этого впервые в истории Беларуси прошли масштабные акции протеста, которые диктатор Лукашенко подавил жестоким вмешательством. В ответ Европейский Союз ввел санкции против Лукашенко и его диктатуры, после чего Лукашенко начал собирать множество просителей убежища со всего мира прямыми или стыковочными рейсами в Минск весной 2021 года, чтобы использовать их в качестве рычага давления на Европейский Союз. Европейский Союз и администрация Лукашенко ведут политическую игру за власть.

Так как люди скапливаются на границе?

Лукашенко собирает беженцев в стране и даже специально направляет их к границе. Беженцев грузят в автобусы и сразу же отправляют к границе, используя официальные средства. Белорусская армия и Белорусский пограничный комитет ведут мигрантов по дороге, указывая им, в каком направлении двигаться. Они предоставляют некоторые предметы первой необходимости, по крайней мере, воду, как мы видели в недавних видеороликах.

Некоторые оппозиционные группы в Беларуси обвиняют диктатуру Лукашенко в активном провоцировании беженцев на пересечение границ. Конечно, необходимо сказать о провокации, но это происходит и в результате свободного выбора людей, так как эти люди тоже хотят попасть в Западную Европу. В результате, было бы неправильно считать, что администрация Лукашенко манипулирует этими людьми, как безвольными марионетками; у людей есть свободная воля, есть иммиграционная автономия, люди мигрируют туда, потому что хотят лучшей жизни, и они это делают. В результате, хотя фотографии просителей убежища, сносящих забор, могут показаться полными насилия, де-факто смысл этих действий заключается в защите все еще действующих законов Европейского Союза о предоставлении убежища, начиная с польского государства и заканчивая Евросоюзом. Эти люди имеют право подать прошение о предоставлении убежища, а остальное должно решаться после этого. Немыслимо мешать людям использовать свои основные права путем военного вмешательства.

Можно получить информацию по определенным каналам, но как именно там обстоят дела?

С одной стороны, есть Беларусь, где людей направляют к границе и заставляют оставаться там. За людьми, приближающимися к границе, стоят белорусские пограничники, которые постоянно делают предупредительные выстрелы; людям, собравшимся на границе, крайне сложно вернуться обратно. На польской стороне в настоящее время размещено 16 тысяч солдат. В регионе действует чрезвычайное положение, прессе запрещен въезд, а вчера был запрещен въезд колонне с гуманитарной помощью, доставленной из Германии. Сегодня стало известно, что солдаты польской армии прокололи шины грузовика, принадлежащего польской неправительственной группе (Medycy Na Granicy/Border Medics), которая оказывает медицинскую помощь в белорусских лесах. В целом, неправительственные организации сталкиваются с множеством проблем. Вчера был остановлен конвой помощи CADUS из Германии.

Существуют также значительные препятствия для получения новостей из региона. Фактически, следует сказать, это уже невозможно, так как объявлено чрезвычайное положение. Польша полностью закрывает свои границы, что Европейский Союз приветствует. Польша, как и остальные страны Европейского Союза и Европейская комиссия, по сути, говорят одно и то же. Это язык войны. Министр внутренних дел Польши Матеуш Моравецкий, например, говорит: «Польские границы — это не просто линия на карте; эта граница охранялась кровью предшествующих поколений», и обращается к гражданам Польши так, как будто немецкая армия или войска Сталина начали новое вторжение. Такие исторические образы воссоздаются для того, чтобы люди поддержали дело националистов.

В этом контексте министр внутренних дел Польши проводил «фронтовые визиты» и фотографировался с солдатами, пожимая им руки. С одной стороны, идет бесстыдная игра, в которой Беларусь использует тех, кто ищет убежище, потому что они живут в плачевных условиях у себя на родине, и ставит под угрозу человеческие жизни. Необходимо как можно более четко заявить, что политика Лукашенко должна быть прекращена. С другой стороны, Европейский Союз должен придерживаться норм ЕС и международного права, разрешив этим людям просить убежище, что подразумевает признание основных прав людей. ЕС не может использовать военных, нарушая основные права человека, или пугать людей, толпящихся ночью на границе, лаем собак или говоря в громкоговорители на арабском или курдском языках.

Еще один момент, о котором стоит упомянуть, заключается в том, что белорусские пограничники часто стреляют в воздух предупредительными пулями. Цель — запугать людей, чтобы они оставались на границе. Об этом есть видеоролики. Белорусский режим хочет эксплуатировать этих людей. Те, кто живет в таких условиях, кто страдает от голода и мучений — это люди! Среди них также много более уязвимых людей, включая детей, пожилых людей и женщин. В этом случае Европейский Союз не может ответить закрытием своих границ. Происходящие там сцены напоминают мне то, что мы видели на турецко-греческой границе в Турции в начале 2020 года. Диктаторы, будь то Эрдоган или Лукашенко, похоже, используют одни и те же методы для достижения своих политических целей. Человеческая жизнь в этом контексте не имеет никакой ценности.

Вы также посетили Грецию. Учитывая нынешний сценарий, какова общая картина кризиса беженцев в ЕС?

В то же время из Средиземного моря продолжает прибывать все больше людей, и спасательные работы возобновились. Средиземное море — один из самых опасных в мире путей эвакуации. Ситуация на греческих островах не улучшилась; она остается такой же, как и в прошлом году. Состояние лагеря «Черный холм», который был построен после того, как лагерь «Мория» на Лесбосе был уничтожен пожаром, также плохое. Это не лагерь, а скорее тюрьма; людям не разрешают выходить, и только одному члену семьи разрешено выходить на три часа в день. На Самосе ситуация значительно хуже. Здесь был построен новый лагерь, окруженный двойным проволочным забором и укрепленный колючей проволокой. Для отпугивания беглецов между двумя заграждениями часто дежурят патрули, войти в которые можно по уникальному удостоверению личности и отпечатку пальца. Покидать лагерь можно только в определенные часы, а тем, кто не возвращается вовремя, запрещено покидать его на длительный срок.

Лозунг «Мории больше не будет» на этом острове оказался полной ложью. Ничего не изменилось, и здесь даже были построены настоящие концентрационные лагеря. Поскольку термин тюрьма здесь неприменим, я использую определение концентрационного лагеря. Если вы нарушите уголовный закон, вас посадят в тюрьму. Эти люди находятся в этих лагерях не потому, что они совершили преступление.

Так схож ли этот опыт и приведет ли он к тем же результатам?

Политика на этих островах очень похожа на политику на белорусско-польской границе сегодня. При такой стратегии людям, желающим попасть в Европейский Союз, прямо говорится: «Вы не можете въехать, а если попытаетесь, то сильно пострадаете». Эта тактика запугивания в настоящее время используется на польско-белорусской границе. Они хотят, чтобы это обсуждалось и вызывало страх среди людей, которые хотят мигрировать в Европу. Это один из инструментов, который использует ЕС. Другим средством является дипломатический инструмент. Некоторые авиакомпании, в том числе Turkish Airlines, которые перевозят просителей убежища в Минск, попадают в черный список и подвергаются санкциям.

Джеральд Кнаус, австрийский исследователь миграции, выдвинул еще одну концепцию. Кнаус считается архитектором соглашения между ЕС и Турцией по беженцам. Сейчас Кнаус добивается заключения подобных соглашений с другими третьими странами, связанными с ЕС, такими как Украина и Молдова. Формула одна и та же: возложить ответственность за содержание и уход за мигрантами в обмен на деньги, депортировать их в третьи страны, а затем принимать решения по ходатайствам о предоставлении убежища, пока они там находятся. Именно такой подход использовался в соглашении между Турцией и ЕС. Однако это соглашение продемонстрировало, что люди остаются на одном месте, а решения принимаются медленно. Идея Кнауса, несмотря на гуманитарные вопросы, поднятые соглашением между ЕС и Турцией, на мой взгляд, является катастрофой. ЕС продолжает использовать эти соглашения как политический инструмент для управления миграцией в других странах, и в этом вопросе не важны ни люди, ни их права. Цель — не допустить их в Европу.

Радикальные правые организации в Германии, известные как Identitäre Bewegung, призывают к мобилизации к польской границе. Поступило сообщение, что группа правых пробивается к ней. В Бранденбурге и Саксонии нацисты, например, «Третий путь» (Der III. Weg), недавно призвали к охоте на людей, чтобы «поймать нелегалов и передать их полиции». В сельской местности Восточной Германии, недалеко от пограничного города Циттау, группа, известная как «Группа действий Циттау», осуществляет «патрулирование» и стремится предотвратить пересечение границы. Федеральная полиция сообщила две недели назад, что было зарегистрировано около 200 человек, незаконно въехавших в Германию. Конечно, неонацисты представляют угрозу для мигрантов; кроме того, среди беженцев много семей. Они могут быть уязвимы для неонацистов, какими бы сильными они ни были.

Что произойдет, если ситуация не будет взята под контроль? Какие потенциальные риски скрываются за немецкой границей?

В ответ на действия партии «Третий путь» возникла региональная инициатива, и предпринимается попытка что-то сделать. В эти выходные в приграничных городах Бад-Мускау, Гёрлиц и Циттау пройдут акции солидарности с беженцами. Вблизи границы в Польше также действует группа, которая подала международное обращение с просьбой о создании независимой группы наблюдателей, а также о медицинской и материальной помощи со стороны польского правительства. С наступлением зимы в регионе наступят сильные холода. Если ситуация не будет стабилизирована, этот лес станет кладбищем для еще большего числа беженцев, и еще больше мигрантов погибнет в этих лесах. При любых обстоятельствах этого необходимо избежать. Сейчас трудно сказать, сколько человек погибло в этих лесах. Из-за чрезвычайного положения никто из этих лесов не может заниматься независимой журналистикой, как я уже говорил. Беларусь уже находится под властью диктатуры.