Курдистан

Чигдем Догу: решение курдского вопроса невозможно без решения женского вопроса

Член Исполнительного совета АЖК Чигдем Догу подчеркнула, что активное участие женщин в процессе урегулирования является жизненно важным для достижения устойчивого мира и социальной справедливости.

Чигдем Догу отметила, что существует прямая зависимость между решением курдского вопроса и решением женского вопроса, и сказала: «Решение станет более устойчивым по мере того, как оно будет социализироваться. Если женщины будут убеждены и придут к миру, то и всё общество придёт к миру. Надежда заключается в организованной воле и борьбе женщин». Она подчеркнула, что женщины из всех слоёв общества должны объединиться, чтобы сформировать женскую перспективу.

Заявив, что появление борьбы и воли женщин в Сирии очень важно, Догу сказала: «По этой причине необходимо женское движение, которое преодолеет альянсы и обеспечит интеграцию и объединение. Независимо от того, к какому народу, религии или секте они принадлежат, женщины должны делиться друг с другом своим опытом и развивать общую борьбу. Женщины также должны определить будущее Сирии. Модель Северной и Восточной Сирии должна быть распространена на всю страну, и эта женская революция должна быть признана во всей Сирии. Демократизация Сирии может быть достигнута только таким образом».

Оценки, сделанные телеканалом Medya Haber TV с членом Исполнительного совета Ассоциации женщин Курдистана (АЖК) Чигдем Догу о роли женщин в строительстве новой Сирии и процессе урегулирования, который хочет развивать лидер Абдулла Оджалан, сводятся к следующему:

В рамках семейного визита состоялась встреча с лидером Абдуллой Оджаланом. Затем приехала делегация членов парламента от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) и провела очень важные переговоры. Я бы хотела заявить, что голос лидера Абдуллы Оджалана и его оценки, дошедшие до нас и народов, являются самым значимым и важным событием для этого процесса. Это было действительно важное событие.

Я бы хотела поприветствовать лидера Абдуллу Оджалана и этот исторический шаг, который он сделал для продвижения Турции к новой, демократической и свободной стране в XXI веке. Конечно, есть процесс, который нужно много обсуждать, и этот процесс обсуждается всеми. В турецком общественном мнении, в прессе, в политических кругах, среди людей на улицах идут широкие дебаты, и, конечно, наша партия также обсуждает этот процесс.

Лидер Абдулла Оджалан делает для нашей партии необходимые заявления, и их будет ещё больше. Процесс будет обсуждаться ещё активнее. Потому что этот процесс не должен осуществляться в одностороннем порядке или в одном направлении. Упрощённые подходы, например, что мир будет достигнут немедленно, неверны. Это процесс, который должен двигаться вперёд через борьбу. Я хотела бы подчеркнуть следующее: курдский вопрос — это очень сложный процесс, который охватывает период в 100 лет, особенно с момента основания Турецкой Республики. Мы называем этот процесс, который осуществлялся с помощью политики отрицания и уничтожения, геноцидом курдов.

Этот столетний процесс содержит множество перекрывающих друг друга слоёв. Наш лидер Абдулла Оджалан также оценивает этот процесс как многослойный. Исторические предпосылки и текущие события накладываются друг на друга, и этот процесс выражает проблему, в которой кризисы накапливаются и углубляются.

Поэтому и курдская проблема, и общие проблемы на Ближнем Востоке стали весьма сложными. В дополнение к этим историческим и современным реалиям необходимо также учитывать реальность Третьей мировой войны. Можно констатировать, что реальность такой войны стала гораздо более критичной.

С самого начала я хотела бы подчеркнуть, что эта проблема — не тот вопрос, который можно решить, просто сказав: «Я его решил». Это вопрос, к которому нужно подходить с большой осторожностью, серьёзностью, ответственностью, последовательностью и, самое главное, с определённой парадигмой. Мы знаем, что наш лидер Абдулла Оджалан занимался этим вопросом с начала 90-х годов. В то время лидер Абдулла Оджалан заявил, что ищет собеседника для решения проблемы, а на последних встречах он сказал: «Я всё ещё нахожусь там же, где и в 90-е годы», одновременно выражая своё стремление к решению и миру и подчёркивая, что для этого процесса нужен собеседник.

«СОБЫТИЯ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОЦЕСС»

По этой причине эта борьба — процесс, к которому нужно подходить со всей строгостью, последовательностью, серьёзностью и дисциплиной, независимо от того, с какой стороны мы рассматриваем этот процесс. Конечно, — и я упоминаю об этом, поскольку Партия справедливости и развития (ПСР) в настоящее время находится у власти, — Партия справедливости и развития (ПСР) является частью этого процесса, но её нельзя рассматривать как единственного собеседника по курдскому вопросу. Этот вопрос требует отдельной оценки, но, учитывая упорный подход Партия справедливости и развития (ПСР) к «непризнанию», можно подумать и об этом. Когда мы говорим о курдской проблеме, разве курдскому народу не отказывали в признании на протяжении многих лет? Разве не отрицался курдский язык? Разве курдская идентичность не игнорировалась?

Многолетний процесс войны также отрицался. Теперь создаётся представление о «террористах». Однако этот факт не должен быть забыт. Против такого сильного угнетения и геноцида курдский народ ведёт войну сопротивления. Эта борьба — война самообороны. Не может быть более законной реальности борьбы. Однако даже на неё был навешен ярлык «террористической», и сам процесс войны был отвергнут.

Теперь лидер Абдулла Оджалан хочет разработать процесс. Возникшие события, потребности и нужды, вызванные текущей ситуацией, показывают неизбежность этого процесса. Кроме того, с идеологической точки зрения эта война должна иметь результат. Развивающиеся события позволят этому процессу обрести форму.

Однако если посмотреть на нынешний подход Партии справедливости и развития (ПСР), то что мы видим? Она демонстрирует отношение, которое отрицает и игнорирует сам процесс. Это крайне опасный подход. Мы не берём на себя миссию определять или называть какой-либо процесс. Однако необходимо подчеркнуть следующий факт. В жизни нет ничего вневременного. Когда мы смотрим на все физические, метафизические, материальные и духовные явления, мы видим, что всё находится в процессе развития. Мы называем это «временем». На самом деле это то, что мы называем процессом: это время развития чего-либо. Поэтому можно сказать, что по мере развития этого процесса он будет находить своё собственное определение во времени.

«ФАКТОРЫ РЕШЕНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПСР»

Если это не приведёт к прогрессу, то это уже мелочь. Но, конечно, мы можем выразить это как шаги в развитии какого-то процесса. В этот момент необходимо сказать, что лидер Абдулла Оджалан предпринял шаги, которые создадут исторические события не только в отношении Турции и Курдистана, но и в отношении Ближнего Востока и региональных событий. На самом деле, лидер Абдулла Оджалан уже предпринимал эти шаги ранее и давал им различные оценки. Сейчас процесс достиг более критической стадии с новой динамикой, созданной конъюнктурными событиями. Поэтому эти шаги были вновь актуализированы и приобрели историческое значение.

Было бы неправильно ставить Партии справедливости и развития (ПСР) во главу угла. Конечно, нахождение у власти создаёт обязывающую ситуацию. Однако если мы говорим о мире и прогрессе процесса, необходимо признать, что он должен перерасти в процесс демократизации. В конце концов, почему этот процесс обсуждается? Какие шаги хотят предпринять и почему? Потому что существует процесс войны и нерешённый курдский вопрос. Этот вопрос должен быть решён, а для этого необходим мирный процесс и демократизация. Таков характер этого процесса. Чтобы процесс развивался, мы должны учитывать различные переменные. Потому что есть много проблем, которые возникают сегодня, и особенно проблемы, исходящие от Партии справедливости и развития (ПСР), также влияют на процесс. По этой причине факторы решения не должны ограничиваться Партией справедливости и развития (ПСР). Очень важны подходы и роли других участников процесса.

Придя к власти, Партия справедливости и развития (ПСР) проводила политику и курс, направленные на монополизацию всего. Этот монополистический подход сохранился в экономике, политике, социальной жизни и даже в области прав женщин. Даже философия жизни женщин формировалась в соответствии с доминирующим мужским пониманием. Президентская система также была основана на этом понимании. Поэтому этот процесс не должен оставаться в ведении только Партии справедливости и развития (ПСР). Решение не является исключительной монополией Партии справедливости и развития (ПСР), и этот вопрос не должен рассматриваться таким образом.

Когда мы смотрим на текущие события, мы видим, что Партия справедливости и развития (ПСР) пытается обратить каждое событие в свою пользу и представить события в регионе как свой собственный успех. Однако в реальности продолжается война. Об этом неоднократно говорили наши исполнительные товарищи в нашей партии. Несмотря на то, что в настоящее время идёт много дискуссий о процессе, война продолжается со всей своей интенсивностью, особенно в зонах обороны Мидия и с нападениями на Северную и Восточную Сирию. Когда мы смотрим на Башур, становится ясно, что атаки не замедлились, и о прекращении огня не может быть и речи.

Решит ли курдский вопрос все проблемы? Может быть, и не решит на сто процентов, но это будет большим шагом в плане создания демократической среды и в значительной степени решит многие проблемы. У Турции очень глубокие проблемы. С момента создания Турецкой Республики курдские восстания и политика против них превратились в систематическую политику отрицания и истребления. Эта ситуация стала структурной политикой государства и продолжается до сих пор.

Возникли курдские восстания. То, как с этими восстаниями боролись, и разработанные после этого подходы со временем превратились в систематическую политику отрицания и истребления. Этот процесс привёл к созданию особой формы государства. Эта политика проводилась в неизменном и догматичном виде и превратилась в неизменную политику. В настоящее время эта политика продолжается. Хотя Партия справедливости и развития (ПСР) заявляла, что, придя к власти, изменит эту политику, она, напротив, ещё больше углубила её.

Когда мы смотрим на любой район Турции, мы сталкиваемся с ужасающими цифрами в каждом инциденте, от убийств женщин до массовых убийств в обществе. Эти цифры каждый раз озвучиваются, обсуждаются и оцениваются. Убийства и изнасилования стали ежечасными событиями. Женщины эксплуатируются во всех сферах жизни. Свобода мысли почти полностью исчезла, никто не может открыто выражать свои мысли. Даже те, кто говорит немного по-другому, могут оказаться в тюрьме. Это касается и партийных лидеров. Многие люди, включая партийных лидеров, были отправлены в тюрьму. В ходе последнего процесса даже партийные лидеры оказались в тюрьме. Хотя журналисты — это люди, которые должны иметь возможность свободно говорить, их арестовывают только за то, что они выражают своё мнение. Причём то, что говорят эти журналисты, не представляет угрозы для государства и не носит сепаратистского характера. Однако в прошлом курдских журналистов судили и арестовывали по подобным обвинениям и даже убивали. Этот процесс продолжается и сегодня.

Давление на журналистов в Турции существовало и раньше, но сегодня оно усилилось. Такому же давлению подвергаются художники, учёные и представители интеллигенции. Простые граждане подвергаются репрессиям даже за малейшее возражение. Рабочим, пенсионерам, студентам и другим людям за малейшее возражение грозит тюремное заключение, безработица или пытки.

«СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕРРОР, НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ НЕНАСИЛЬСТВЕННУЮ СРЕДУ»

Подобная практика продолжается и за пределами Турции. За последние три дня более 20 человек были убиты в ходе нападений на западный и южный Курдистан. Массовая резня ведётся как внутри Турции, так и за её пределами под предлогом «борьбы с терроризмом». Государство нападает на мирных курдских жителей, детей, художников и женщин, постоянно придумывая предлоги для этих нападений. Например, в Тишрине была убита Баве Тайяр. Наши женщины-лидеры и администрации систематически подвергаются нападениям. Эти люди — патриоты, люди, которые хотят защитить свои земли и жизненное пространство. Так в чём же вина этих людей? В чём вина женщин и детей?

Ситуация в Южном Курдистане ничем не отличается. За последние дни в районах Ранья и Бехдинан были убиты 6 мирных жителей. Также были убиты 2 иракских солдата и один пешмерга. Все эти нападения были совершены турецким государством. Турция проводит одинаковую политику в отношении массовых убийств как внутри, так и за пределами своих границ.

С одной стороны, совершая огромные злодеяния, с другой стороны, она создаёт имидж, будто находится в поисках решения. Однако она не говорит «я решаю эту проблему» и оставляет этот процесс неопределённым. При такой политике неопределённости она не говорит ничего, кроме «РПК должна сложить оружие». Единственное, о чём она говорит, — это «Турция без терроризма», но на самом деле её целью является не Турция без насилия. Лидер Абдулла Оджалан и мы выступаем за создание демократической и ненасильственной основы. Однако это не односторонняя вещь. Существует большое государственное насилие и террор.

То, что происходит сейчас, — это действия, которые с точки зрения международного права являются военными преступлениями. Диктаторская политика нынешнего правительства Турции всё дальше и дальше уводит страну от демократического решения. Этот опасный процесс должен быть признан не только правомыслящими людьми в Партии справедливости и развития (ПСР), но и всеми правыми и левыми в Турции, а также каждым членом общества.

Ситуация очень опасная. Особенно в нынешней конъюнктуре, когда баланс на Ближнем Востоке стремительно меняется, этот процесс становится ещё более критичным. Ситуация в Сирии очевидна; Ближний Восток переживает серьёзные потрясения в разгар Третьей мировой войны. Этот процесс всё ещё продолжается, и может показаться, что наступила небольшая пауза, но конфликты всё ещё продолжаются.

Поэтому эскалация насилия в этом процессе, увеличение числа различных нападений на людей, усиление репрессий как против курдского народа, так и против народов Турции, интеллигенции, журналистов, художников, рабочих и трудящихся, представляют собой большую опасность для Турции. РПК — не проблема, мы — не проблема. Мы организованы и можем защитить себя. Конечно, у нас нет выбора. У нас есть варианты. Однако если Турция действительно хочет стать сильнее и иметь более свободное и значимое будущее, необходимо разработать правильную политику. Должны быть предприняты разумные шаги. Если в стране действительно сохранился государственный разум, то должно быть ясно, что такая политика не может быть устойчивой.

Общество должно осознать эту реальность. У женщин тоже есть разум. Женское сознание и организация должны быть приняты во внимание. На данном этапе решение проблемы не должно зависеть только от решений Партии справедливости и развития (ПСР). Есть опасения, что при нынешних подходах Партии справедливости и развития (ПСР) решение невозможно; напротив, в ход идут политика затягивания и обмана. Конечно, у всех нас есть такие опасения, и они должны быть. Однако надежда приходит не только через ожидание. Настоящая надежда приходит, когда мы предпринимаем шаги. Надежда зависит не только от шагов, которые предпримет Партия справедливости и развития (ПСР). Если мы хотим найти решение, мы должны организоваться, бороться и создать демократическую атмосферу. Мы должны осознавать прагматичную, корыстную политику Партии справедливости и развития (ПСР), основанную на специальных методах войны. Реальность может измениться, если будут предприняты шаги по преобразованию. Но если такие преобразования не будут осуществлены, то никакое решение будет невозможно.

Поэтому решение не должно оставаться в чьей-либо монополии. Демократия не может быть в чьих-то руках. Мир не может быть в руках кого бы то ни было. Мир — для народов и создаётся народами. Мир для женщин и строится женщинами. Этот процесс будет осуществляться при наличии организованной воли, борьбы, разговоров, обсуждений и демократических реакций. В противном случае, если оценивать этот процесс только с точки зрения нынешнего правительства, люди становятся безнадёжными и пессимистичными. Однако для того, чтобы преодолеть этот пессимизм, совершенно необходимо развивать организованную борьбу.

«КО ВСЕМ БОЛЯМ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬСЯ С ОДИНАКОВОЙ ДЕЛИКАТНОСТЬЮ»

На данный момент мы находимся в неназванном процессе. Антидемократические действия правительства продолжаются, нападения не прекращаются. Однако важен и подход оппозиции к процессу урегулирования. Некоторые оппозиционные партии, особенно Народно-республиканская партия (НРП), выразили свою озабоченность. Эти опасения, конечно, важны и должны быть приняты во внимание. Однако если к процессу нужно подойти комплексно, то на повестку дня следует вынести и страдания каждого. Нельзя найти решение, делая акцент только на страданиях определённой части общества.

Да, матери солдат также испытывают огромную боль. Однако такую же боль испытывают и матери партизан. Субботние матери до сих пор не знают о судьбе своих детей. Они не могут оплакать своих детей, у которых нет даже могил. Разве может быть больнее этой боли? Боль каждой матери, каждой семьи, каждого отца велика. Эти боли нельзя сравнивать или сопоставлять друг с другом. Однако если мы хотим найти реальное решение, то ко всем страданиям следует относиться с одинаковой чуткостью.

Но, конечно, необходимо посмотреть на это со многих сторон, оценить со всех точек зрения. Разве страдания людей, которых в 90-е годы пытали, убивали, заставляли мигрировать и десятилетиями жить в изгнании вдали от своих земель, меньше? Есть также семьи, которые остались без работы, обречённые на нищету, или чьи дети были заключены в тюрьму на 20-30 лет, подвергались пыткам и увечьям. Курдские матери, отцы и семьи, потерявшие своих детей во время войны, также глубоко страдают. Такую же боль испытали и матери в Турции.

Поэтому на оппозиции лежит большая ответственность. Очень важно создать правильную атмосферу как в парламенте, так и за его пределами. Атмосфера — это воздух; среда без воздуха немыслима. Создание такой атмосферы — краеугольный камень мирного процесса. По этой причине все оппозиционные партии, особенно Народно-республиканская партия (НРП), и организации гражданского общества должны понять, что процесс не должен ограничиваться только партиями. Каждый должен соприкоснуться со всеми страданиями и понять их так, чтобы это послужило решению. Очень важно находить решения, сопереживая людям и раскрывая правду.

Важно не повторять страдания и не противопоставлять их друг другу. Эти страдания уже пережиты, но важно то, как мы можем превратить эти страдания в демократию, в демократизацию Турции. Как мы можем превратить эти страдания в свободную и равную жизнь? Как наши матери могут сыграть в этом деле роль первопроходцев? Например, работа, начатая «Матерями мира» с призывом «Протяни руку за мир», чрезвычайно значима.

Подобные инициативы следует развивать и на турецком фронте. Важно, чтобы все матери, будь то туркменские, лазские, армянские или какие-либо другие, встретились на общей почве и внесли свой вклад в демократический процесс, поделившись своей болью. Вместо того чтобы соревноваться в боли, необходимо найти решения, объясняя, сопереживая и пытаясь понять друг друга.

«ОППОЗИЦИЯ ДОЛЖНА САМА ФОРМИРОВАТЬ СВОЮ ПОВЕСТКУ ДНЯ»

Еще одним важным моментом для оппозиции является её неспособность формировать собственную повестку дня. Чаще всего, вместо того чтобы формировать повестку дня, оппозиция действует в соответствии с повесткой дня, установленной правительством. Например, когда на повестку дня выходят конституционные дебаты, оппозиция опасается, что Партия справедливости и развития (ПСР) использует этот процесс в своих интересах. Однако дело не в намерениях Партии справедливости и развития (ПСР), а в том, что действительно нужно Турции. В центре внимания должны быть такие фундаментальные вопросы, как защита женщин, безопасность детей и равенство народов.

Демократическая конституция — это главная потребность Турции. Вместо того чтобы занимать оборонительную позицию в этом вопросе, оппозиция должна создать свою собственную повестку дня, определить потребности общества и действовать соответственно. Политика — это создание повестки дня и просвещение людей. Если оппозиция не определит свою собственную политическую линию, она не сможет выйти за рамки, установленные правительством.

Парламент долгое время находился в неэффективном положении. Однако переговоры с Имралы и последующие контакты с партиями создали политическую повестку дня. Эти события имеют огромное значение. Парламент, который долгое время был местом, где только голосовали, впервые приобрёл политический динамизм благодаря подходам лидера Абдуллы Оджалана к процессу. Однако нынешняя ситуация ещё недостаточна. Необходимо углублять и развивать этот процесс и делать шаги к решению.

«ВАЖНА СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ»

Демократизация правовых процессов, повышение осведомлённости общества и более активное участие женщин в этом процессе имеют огромное значение. На этом этапе должны быть более активны не только оппозиционные партии, но и организации гражданского общества, и женские движения.

Роль женщин в процессе решения, в котором принимают участие все слои общества, имеет жизненно важное значение. Парадигма и философия жизни, выдвинутые лидером Абдуллой Оджаланом, основаны на социальности. Человек может существовать только до тех пор, пока он социален. Это не только индивидуальная, но и политическая и социальная реальность. Поэтому процесс социального решения имеет стратегическое и жизненно важное значение. Процесс решения должен иметь социальный характер. Если мы хотим примирить народы, этот процесс должен быть социальным. Потому что именно народы будут устанавливать мир. Народы живут вместе, они взаимосвязаны. Поэтому невозможно жить вместе с постоянными конфликтами и напряжённостью. Невозможно и развитие страны в такой обстановке.

Существующее государственное устройство и понимание власти рухнуло. Потому что эта система неразрешима и антисоциальна. Поэтому очень важно социализировать решение. В этом контексте роль женщин особенно важна. Жизнь без женщин — это не настоящая жизнь. Это одна из основных философий лидера Абдуллы Оджалана. Освобождение женщин означает освобождение общества. Усиление этой борьбы и обеспечение того, чтобы женщины заняли центральное место в общественном процессе — важнейший шаг в построении мира. Жизнь без женщин — это не жизнь. Политика без женщин — это не политика. Реальность без женщин — это не реальность. Поэтому решение без женщин — это не решение. Мир без женщин — это не мир. Мы должны очень хорошо понимать эту реальность.

И чем больше мы, женщины, осознаем её важность, тем более важную и новаторскую роль мы сможем сыграть в этом процессе. Гегемонистская маскулинность, реальность Третьей мировой войны, ситуация в Турции, насилие, которому подвергаются женщины в Турции, и жестокость системы, в которой доминируют мужчины... Как всё это появилось и как оно исчезнет? Как мы уже анализировали, основная причина нынешнего роста числа убийств женщин, расправ над детьми и случаев изнасилования — это разжигание войны и национализм.

«УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ — ВОПРОС СУЩЕСТВОВАНИЯ»

Разжигание национализма проложило путь к массовым убийствам женщин. Оно привело к восстановлению господства мужчин и эскалации насилия. Монизм — реальность, которая не признает никакой другой воли, кроме своей собственной — получил широкое распространение в Турции с нынешней войной против курдского народа. По этой причине мы должны говорить не только об известном мужском господстве, но и о мужском насилии, подпитываемом и углубляемом войной.

На данном этапе достижение социального мира приведет к решению проблемы женщин. Именно это позволит искоренить мужское насилие. Участие женщин в этом процессе — вопрос существования. Решение текущих проблем в Турции также означает решение проблем существования и свободы женщин. Существует прямая зависимость между решением курдского вопроса и решением женского вопроса.

В этом контексте я хотел бы также затронуть концепцию братства народов. Хотя понятие братства несет в себе положительный смысл в памяти народов, в обществе, где царит сексизм, иерархическая структура была создана через отношения между старшими и младшими братьями. Поэтому такие выражения, как «турецко-курдское братство», недостаточны. Вместо этого правильнее было бы подчеркнуть, что люди должны находиться в равном и свободном жизненном партнерстве. Это партнерство должно быть не только эмоциональной связью, но и определяться чёткими правилами, закреплёнными в правовых, политических и конституционных рамках.

С точки зрения женщин, в нынешней ситуации именно женщины смогут предотвратить кровопролитие. Мужское сознание не решило и не может решить эту проблему. Доминирующий мужской разум навязывает господство и послушание, а не равноправную жизнь. Этот суверенный разум лежит в основе нынешнего хаоса, Третьей мировой войны и кризисов последних ста лет существования Турецкой Республики.

Сейчас, когда Республика вступает во второе столетие, в Турции и Курдистане существует сильная женская воля и организация. Сто лет назад такой возможности не было. Если посмотреть на основание Турецкой Республики, то, несмотря на наличие некоторых женских организаций и влиятельных женских фигур, не было достаточного массового движения, чтобы женщины могли существовать на свободной и равной основе. Сегодня, однако, существует курдское женское движение, возникшее в результате пятидесятилетней борьбы за свободу. Сформировались идеология, ценности и менталитет этого движения. В качестве ценностей появились новые моральные и социальные нормы, касающиеся того, как женщины должны относиться к мужчинам и как они должны освободиться от мужского господства.

С другой стороны, в Турции существуют женские группы, такие как феминистские женские движения, интеллектуальные женщины и мусульманские женские движения, которые происходят из разных слоёв общества, соблюдают свои права и борются за них. Это огромная сила, и её нельзя недооценивать. Сейчас, когда Турецкая Республика вступает в свой второй век, эта организованная женская воля играет ключевую роль в процессе построения демократической республики.

Однако эта воля ещё не полностью объединена. Она имеет раздробленную структуру. Хотя время от времени она вливается в общий пул, она не превратилась в непрерывный механизм, укрепляющий себя на каждом этапе. Если мы хотим предотвратить войну и массовые убийства женщин, мы должны сыграть свою роль как женщины, поскольку Турция вступает в новое столетие.

Если необходимо разработать демократическую конституцию, женщины должны участвовать в этом процессе организованно и независимо. На фоне проблем, порождённых жесткой централизованной государственной системой, необходимо укреплять местные органы власти и активно вовлекать в этот процесс женщин. Как женщины, мы должны обсудить и определить, какую волю мы будем выдвигать в районах, городах, округах и регионах. Женщины должны в равной степени присутствовать во всех сферах — от политики до безопасности, от экономики до здравоохранения, от образования до архитектуры.

Сегодня настало время обсудить, как мы будем строить равные и свободные отношения между мужчинами и женщинами в новой республике. Мы должны сосредоточиться не только на текущих процессах, но и на исторических. Сегодня наступил период, когда женский интеллект и женский труд должны быть более активно вовлечены в этот процесс.

По этой причине я считаю, что с большой надеждой и любовью все женщины, независимо от их турецкой, армянской, лазской, туркменской, терекемской, грузинской, ассирийской, курдской, арабской, какой бы ни была их идентичность, должны участвовать в этом процессе. Нет разницы, являются ли они мусульманами, христианами, алевитами, суннитами или представителями другой секты. Независимо от их принадлежности, будь они врачами, учителями, рабочими или крестьянами, у каждой женщины есть воля. Главное — превратить эту волю в организованную структуру.

С какой точки зрения это следует делать? На женщинах лежит большая ответственность за построение новой и осмысленной жизни в демократической Турции, где народы живут одинаково и свободно, где религии и секты могут свободно выражать своё мнение, и где каждый сегмент общества может легко существовать. По этой причине женщины должны обсуждать мир и решения повсюду. Как «Матери мира» начали движение со слов «Мы протягиваем руку за мир», так и мы, женщины, должны протянуть руку за решение и обсуждать этот вопрос повсюду.

Мы должны объединиться с солдатскими матерями, правыми, левыми, крестьянками, работницами, учёными и женщинами из всех слоёв общества, чтобы обсудить и выработать общее решение. Дискуссии не должны оставаться на уровне простых речей, мы должны создать женскую перспективу, мы должны предложить, как построить новую страну с помощью женского разума. Как мы перестроим нашу страну? Как мы демократизируем её? Как мы сделаем её более безопасной? Мы должны определить это.

Женский ум, женская совесть скрупулёзны и внимательны во всём. Такая халатность, как пожар в отеле в Болу и обрушение здания в Конье, не произошла бы в системе, где задействована женская совесть. Женщины делают всё с любовью и ставят человеческую жизнь на первое место. Именно поэтому мы должны действовать с организованной женской волей, восстанавливая отношения между народами, отношения между мужчинами и женщинами и все сферы общества. Женщины должны быть смелыми и не колебаться в этом вопросе. Они должны быть уверены в себе, турчанки и курдские женщины должны объединить свои силы, встретившись на общей почве. Когда решение станет социальным, оно станет более постоянным. Если женщины будут убеждены и примирятся, примирится и всё общество. Надежда заключается в организованной воле и борьбе женщин.

«ЖЕНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЗНАНА ВО ВСЕЙ СИРИИ»

Джихадистские тенденции от Сирии до Афганистана направлены на уничтожение завоеваний женщин. Зверства в Афганистане аналогичным образом проявляются во всей Северной Африке и на Ближнем Востоке. Уничтожение прав женщин, даже либеральных буржуазных прав, означает, что женщины обречены на статус рабынь.

С приходом к власти группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ранее известной как «Джабхат ан-Нусра» и связанной с «Аль-Каидой») в Сирии складывается ещё более тяжёлая картина для женщин. Такая практика, как вычеркивание имён исторических женских личностей из учебных программ, свидетельствует о систематическом угнетении женщин. Хотя Зенубия была великой героиней истории, стремление исключить её имя из учебной программы ясно показывает антиженский менталитет этой идеологии.

С другой стороны, революция в Северной и Восточной Сирии — это сияющая звезда на Ближнем Востоке и даже в мире. Организация женщин, их участие в управлении, создание собственной защиты и освобождение сделали этот регион мишенью для джихадистов и сил, в которых доминируют мужчины. Война, которую ведёт YPJ, и социальная организация женщин продолжают оставаться источником вдохновения во всём мире. Женская революция — это не только региональное событие, но и глобальный источник надежды.

Если мы обратим внимание, то увидим и реальность «Хайят Тахрир аш-Шам». Боевики «Хайят Тахрир аш-Шам» вторглись в Дамаск и захватили власть. Они назвали это революцией. Здесь сложилась очень серьёзная ситуация.

Они поставили у власти кого-то вроде «Хайят Тахрир аш-Шам», кто происходит из известных вам бандитских организаций. Это также связано с женщинами. У народов Сирии есть очень серьёзное богатство и воля. Это не просто прилагательное или название, а реальное историческое накопление и культурная структура. Сирийские народы обладают характеристикой, которая сохраняет их культурную структуру. В этом смысле они являются жизнестойким народом. Им может не хватать организации, но их культурная структура устойчива. Таковы и их женщины. Сирийские женщины не похожи на женщин в других регионах. Сирия не может быть похожа на Афганистан. У Сирии есть свои уникальные особенности. Поэтому риторика о том, что «революция», пришедшая с «Хайят Тахрир аш-Шам», принесёт свободы, что это произойдёт, что то произойдёт, не отражает реальности. Это сфабрикованная история.

Если отбросить политические отношения, мы оцениваем этот вопрос с женской точки зрения. Сейчас процесс так или иначе продвигается, и на повестке дня стоит восстановление Сирии. Необходимо дать такую оценку как Сирии, так и Турции. Границы Ближнего Востока были построены путём рисования линейкой. В рамках этого процесса Сирийская Республика также была создана без учёта воли женщин. Поэтому в Сирии всегда существовали проблемы для женщин. Теперь, с приходом к власти «Хайят Тахрир аш-Шам», картина стала гораздо более серьёзной.

Важный опыт происходит в Северной и Восточной Сирии. В то время как в одном районе реализуется женская революция, в других районах существует иная реальность управления. Поэтому модель Северной и Восточной Сирии должна быть распространена на всю Сирию, и эта женская революция должна быть признана по всей Сирии. Демократизация Сирии может быть достигнута только отсюда.

Сегодняшняя Сирия — это не та Сирия, которая была 50-60 лет назад. Женщины в Сирии тоже не такие, как раньше. В нынешней ситуации очень важно создать общую концепцию и перспективу для сирийских женщин. Женская воля, возникшая в Северной и Восточной Сирии, должна объединиться с общей волей армянских, арабских, туркменских, курдских и других женщин из разных народов и стать действенной на всей территории Сирии. В Сирии начнётся обсуждение конституции. В этом процессе решающее значение будут иметь такие вопросы, как участие женщин, формирование законов о фемициде, семейное право, права детей и создание демократических структур.

Появление борьбы и воли женщин очень важно. Поэтому необходимо женское движение, которое преодолевает альянсы и обеспечивает интеграцию и объединение. Женщины, независимо от народа, религии или секты, должны делиться друг с другом своим опытом и развивать общую борьбу. Женщины также должны определять будущее Сирии.

Женские движения на севере и востоке Сирии несут большую ответственность в этом процессе. У них есть 12-летний опыт. Его нельзя недооценивать. Была создана модель, в которой женщины принимают участие в политике, здравоохранении, образовании, экономике, безопасности и во всех социальных сферах. Были разработаны такие механизмы, как система совместного председательства и женские ассамблеи. Эта модель должна быть распространена на всю Сирию.

Необходимо распространить этот процесс на более широкую базу, создавая женские собрания, женские организации, инициативы и платформы. Будущее — в руках женщин. С этим осознанием необходимо вступить в борьбу и в процесс строительства.

«ЗАЩИТА ЖЕНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ — ОБЩАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНСКИХ ДВИЖЕНИЙ ВСЕГО МИРА»

На данный момент поддержка женских движений на Ближнем Востоке и во всём мире очень важна. Женская революция — это универсальная реальность. Как универсальна проблема женщин, так универсально и её решение. Женская революция в Северной и Восточной Сирии — это источник света для всех женщин. Это ценность, которая просвещает народы и которую необходимо защищать.

В нынешней ситуации происходят масштабные нападения. Турецкое государство совершает интенсивные нападения как на женщин, так и на людей. Эти нападки проистекают из неприятия воли женщин. Турецкое государство, правительство Партии справедливости и развития (ПСР) и армия не хотят признавать существование женского волеизъявления.

Поэтому женские движения на Ближнем Востоке и во всём мире должны принять, защитить и поддержать женскую революцию в Северной и Восточной Сирии. Это не просто региональный вопрос, а глобальный женский вопрос. 650 женщин из 50 стран выступили с заявлением в поддержку этой революции. Это был очень значимый и важный шаг. Эта поддержка должна быть расширена.

Защита этой женской революции — общая обязанность всех женских движений по всему миру. Очень важно, чтобы женщины, борющиеся за демократию, равенство, свободу и справедливость, приняли эту революцию. Необходимо обеспечить, чтобы женщины стали эффективной силой в строительстве новой Сирии.

В этом контексте следует также упомянуть о событиях в Иране и Ираке. Казни женщин в Иране не прекращаются. Казни продолжаются, особенно в отношении женщин, а также других слоёв общества. Женщины-пионеры, такие как Пекшан Азизи и Вериша Муради, сыграли ведущую роль в борьбе «Женщины, жизнь, свобода». Когда мы говорим о женской революции, мы также говорим о борьбе женщин и её достижениях. Эти женщины — первопроходцы и сопротивляющиеся женщины.

В восточном Курдистане есть ценности, завоеванные дорогой ценой. Смертная казнь уже стала бесчеловечной практикой. Но главный вопрос заключается в следующем: в чём преступление этих женщин? Что они сделали такого, что заслуживают казни? Они не совершили никакого преступления. В любом случае, не может быть никакого преступления, которое требует казни.

По этой причине женское сопротивление в Иране также очень важно. Эти женщины, приговорённые к смерти в подземелье, демонстрируют благородную и прямую позицию. Они занимают позицию, которая защищает, отстаивает и сопротивляется их воле в курдском и женском измерении. По этому случаю я приветствую сопротивление наших товарищей-женщин. Действительно, существует реальность сопротивления, которая придаёт нам всем силы и освещает путь. Я хотел бы подчеркнуть это, и в то же время необходимо больше поддерживать, укреплять и принимать это сопротивление и развивать женскую борьбу, которая, безусловно, предотвратит эти смертные приговоры и практику казней. Я хотела бы воспользоваться этой возможностью, чтобы обратиться с этим призывом.

«МЫ ДОЛЖНЫ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ПОЛНОЙ ПОБЕДЕ НАД ЗАГОВОРОМ»

Мы вступаем в февраль, а 15 февраля — годовщина заговора против лидера Абдуллу Оджалана. Другими словами, 26 лет остались позади, и наступает 27-й год. По этому случаю следует отметить, что лидер Абдулла Оджалан оказал огромное сопротивление в течение этих 26 лет. Это сопротивление продолжается до сих пор. Развитие процесса означает кульминацию сопротивления лидера. С точки зрения лидера Абдуллы Оджалана, это часть обычного подхода к разработке решения. Это исторический шаг и фактически представляет собой высшую точку в линии сопротивления лидера Абдуллы Оджалана.

В этом смысле лидер Абдулла Оджалан преодолел и победил заговор, оказав сопротивление, несмотря на беспрецедентную систему пыток в Имралы. Сегодня мы ясно видим, как он преодолел эти стены и как он победил. Он демонстрирует свою надежду на решение, свою перспективу решения, уничтожая заговор. Это очень важный, очень исторический процесс. Колебания, вызванные этим сопротивлением, захватывающие и очень ценные. Прошло 26 лет, и это сопротивление продолжается с той же решимостью.

В связи с этим я хотел бы подчеркнуть ещё один момент: очень важно, чтобы наш лидер Абдулла Оджалан был физически свободен во время этого процесса. Другими словами, для нас принципиально важно, чтобы лидер Абдулла Оджалан был физически свободен, чтобы он мог устанавливать отношения со всеми, чтобы условия его жизни и общения были полностью свободными.

В этом процессе ведутся и дешевые дискуссии. На повестку дня выносятся спекулятивные рассуждения типа «Призовёт ли он сложить оружие?». Впрочем, эти дискуссии не новы. В 2013 году, на Науроз, лидер Абдулла Оджалан призвал к решению проблемы на глазах у миллионов людей и неоднократно заявлял, что для решения проблемы необходимо заставить оружие замолчать. Это также было одобрено и выражено движением.

Для того чтобы процесс действительно развивался, чтобы был принят искренний, серьёзный и последовательный подход, необходимо обеспечить физическую свободу лидера Абдуллы Оджалана. Лидер Абдулла Оджалан всегда демонстрировал скромный подход в этом отношении. Это одно из посланий, отражённых в последних интервью: «Где я нахожусь, не так важно», — говорит он. «Важно создать условия, в которых я смогу внести свой вклад в процесс».

Очень важно уметь работать, быть в контакте с людьми, с собственной организацией, с различными слоями общества, уметь донести свои слова до внешнего мира и при необходимости ответить на них напрямую.

Мы приветствуем февраль в этом процессе. Послания нашего лидера Абдуллы Оджалана также показывают, что этот процесс включает в себя шаги по срыву заговора. Определение 15 февраля как дня геноцида курдов также является частью этого процесса. Для курдского народа и общества в Турции очень важно сосредоточиться на том, чтобы полностью сорвать этот заговор.

Против заговора 9 октября с 15 февраля, по 15 февраля 1999 года и после этого, сотни людей принесли себя в жертву. Они образовали круг сопротивления вокруг лидера Абдуллы Оджалана с лозунгом «Вы не можете затмить наше солнце». По этому случаю я с уважением поминаю наших товарищей, принесших себя в жертву, и сохраняю память о них только при полном уничтожении заговора. Поэтому по случаю 15 февраля я призываю курдский народ, курдских женщин, курдскую общину в Европе и друзей по всему миру превратить этот период в год срыва заговора и обеспечения физической свободы лидера Абдуллы Оджалана.

«ИСТОРИЯ СНОВА ПИШЕТСЯ В ТИШРИНЕ»

Давайте теперь обратимся к сопротивлению в Тишрине. Сопротивление народа Рожавы, народа Кобанка и народов Северной и Восточной Сирии продолжается. Продолжаются атаки на линии Тель-Тамир и в районе Сирин. Протесты, проходящие на плотине Тишрин, становятся объектом нападений. Организованы нападения на людей в Кобане. Действительно, против террористов ИГИЛ в Рожаве, особенно в Кобане, была развязана великая война. История была переписана. Однако в Тишрине эта история снова переписывается.

Жители Тишрина защищают свою землю с большим мужеством, решимостью и последовательностью. Плотина здесь лишь символ; люди защищают свою свободу и существование. Женщины защищают свою свободу. Художники защищают свои ценности. Это сопротивление — великий пример и жертва не только для курдского народа, но и для всех народов мира. Сопротивление нашего народа раскрывает понимание жертвенного патриотизма.

Здесь появился новый уровень. Они идут организованно, целенаправленно. Они знают, что могут быть застрелены, ранены и замучены, но, несмотря на это, они идут вперёд. Они бросают вызов врагу: «Что бы вы ни делали, вы не можете сломить мою волю, вы не можете оккупировать мои земли». Я с уважением склоняюсь перед этим сопротивлением. Люди из всех слоёв общества — художники, члены женских советов, молодёжь, журналисты — участвуют в этой борьбе и платят за неё цену.

Эти герои оставляют нам великое наследие сопротивления. Их глаза не останутся позади. Эти ценности будут жить в борьбе за свободу и равенство. Чем больше будет расти организованная борьба всех народов, тем больше заговоров сойдёт на нет. В процессе, который все державы хотят формировать под себя, мы будем писать свою собственную историю как либертарианская держава.

Развивая нашу организацию, мы создадим нашу собственную надежду и построим наше будущее.

* - «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.