Адвокат Патрик Крокер заявил, что в Африне были совершены преступления против человечности, критикуя молчание судебных органов, не преследующих виновных. Он добавил, что международная судебная система по-прежнему слепа, когда вопрос касается преступлений, совершенных против курдов.
Патрик Крокер – юрист из Берлина, работающий в Европейском центре по конституционным правам и правам человека (ЕЦКПЧ) в рамках программы «Международные преступления и правовая ответственность». Он отвечает за работу ЕЦКПЧ по Сирии.
С 2018 года вооруженные парамилитарные группировки, пользующиеся поддержкой Турции, совершают преступления в Африне, на севере Сирии. Чтобы начать преследования виновных в этих преступлениях, Европейский центр по конституционным правам и правам человека и правозащитная организация «Сирийцы за правду и справедливость» (STJ) подали уголовный иск в Федеральную прокуратуру Германии.
Шесть лет назад, в январе 2018 года, Турция и бандформирования Сирийской национальной армии (СНА), прокси режима Эрдогана, атаковали район Африна в рамках военной операции «Оливковая ветвь». Военное наступление продолжалось более двух месяцев, и непрестанные бомбардировки вынудили бежать более 300 000 мирных жителей. Большинство из них были курдами. При поддержке Турции наемнические группировки установили в регионе режим террора, и эта ситуация не изменилась до сих пор.
- В 2018 году Турция и боевики-салафиты, связанные с режимом Эрдогана, оккупировали территории Африна. В ходе этой оккупации было совершено множество преступлений против мирного населения кантона. Подавались ли судебные иски для преследования Турции и наемнических салафитских группировок?
- Насколько нам известно, с момента начала военной операции «Оливковая ветвь» в 2018 году никто не обращался в суд с требованием привлечь к ответственности кого-либо из виновных в преступлениях в Африне – ни турецких властей, ни наемнические группировки.
Молчание международных органов прокуратуры стало одной из причин, по которой мы подали эту жалобу вместе с шестью выжившими и нашими партнерами из организации «Сирийцы за правду и справедливость». Мы убеждены, что нарушения прав преимущественно курдского населения Африна являются одними из самых серьезных преступлений, совершаемых в Сирии.
Прежде мы уже видели расследования, инициированные против исламистских вооруженных группировок, таких как «Аль-Нусра»* и ИГИЛ*, а также против представителей режима. Но когда речь заходит о преступлениях на севере Сирии, можно сказать, что этот регион стал своего рода слепым пятном для международной правовой системы. Мы считаем, что это несправедливо, а также неоправданно, поскольку здесь совершаются преступления против человечности.
- Не могли бы вы рассказать нам немного о том, как будет идти процедура?
- Немецкие власти первыми в Европе начали «структурное расследование», связанное с Сирией. Сейчас Федеральная прокуратура Германии инициировала два таких расследования: первое, начавшееся в сентябре 2011 года, касается преступлений, совершенных режимом Асада, а второе, открытое в августе 2014 года, ведется по поводу всех других негосударственных вооруженных структур в Сирии, так что это очень широкое расследование.
Иск, который мы подали 18 января, может войти в рамки второго структурного расследования. Это был первый шаг. Мы не можем вести расследование с точки зрения уголовного права своими силами. Своим иском мы предлагаем федеральному прокурору доказательства и требуем расследования. Мы надеемся, что эти доказательства будут приняты, после чего начнутся допросы свидетелей и анализ представленной нами информации.
В нашем иске мы назвали шестерых преступников из четырех наиболее известных парамилитарных группировок, действующих в регионе под эгидой Сирийской национальной армии (СНА), а именно: дивизия «Аль-Хамза», «Ахрар аш-Шаркия», дивизия «Султан Мурад» и бригада «Сулейман Шах».
Таким образом, если им удастся установить конкретных виновных, они могут – и мы считаем, что они должны, – начать расследование в отношении этих конкретных лиц. Если они найдут достаточно улик, это может даже привести к выдаче ордеров на их арест. На это мы и надеемся.
Заочный суд над подозреваемым невозможен на территории Германии. Но при наличии международного ордера на арест его, по крайней мере, можно легко арестовать, даже если он отправится в страны, которые заключили договоры о правовой помощи и экстрадиции с Германией. Хотя всё ещё крайне неопределенно, федеральный прокурор должен быть готов к подобному моменту.
- Можете ли вы рассказать о ваших обвинениях в адрес турецких вооруженных сил и салафитских группировок?
- В нашей жалобе мы сосредоточились на лидерах поддерживаемых Турцией парамилитарных формирований, которые систематически совершают злодеяния в районе Африна с 2018 года. Эти преступления привели к массовому перемещению местного населения. Они совершают подобные злодеяния при поддержке и с ведома Турции, но основной объект нашего иска – эти группировки. Это связано с тем, что события происходят в курдском регионе Сирии, и поэтому, в нашем понимании, они должны стать очевидной частью текущего структурного расследования, которое, как мы знаем, касается международных преступлений, совершенных на сирийской территории.
- В каких именно преступлениях обвиняют турецкий режим?
- Преступления, совершенные протурецкими вооруженными формированиями в Африне, заключаются в систематическом изгнании населения и разграблении тысяч домов и сельскохозяйственных полей преимущественно курдских граждан в самом кантоне и соседних районах. Жителей нередко незаконно задерживают. Их пытают, похищают, многие становятся жертвами сексуального насилия. В условиях такого произвола в регионе была создана атмосфера страха и террора, которая привела к дальнейшему бегству курдского населения. Эти международные преступления, начавшиеся с момента вторжения шесть лет назад, не прекратились до сих пор и стали обыденностью.
* - террористическая организация, запрещена в РФ