Обращение «Мира в Курдистане» в МИД Великобритании по поводу Лейлы Гювен

Кампания «Мир в Курдистане» отправила министру иностранных дел Великобритании Доминику Раабу открытое письмо по поводу тюремного заключения Лейлы Гювен.

Приводим текст письма по поводу ситуации сопредседателя КДО и бывшего депутата парламента от ДПН, провинции Джоламерг (Хаккари) Лейлы Гювен:

«Уважаемый министр иностранных дел,

Мы пишем Вам, чтобы выразить нашу крайнюю обеспокоенность заключением бывшего парламентария от Демократической партии народов (ДПН) Лейлы Гювен, приговоренной к 22 годам и 3 месяцам тюремного срока турецким судом в понедельник 21 декабря.

Ей вменили некоторое количество обвинений, включая руководство террористической организацией, в связи с ее должностью сопредседателя Конгресса демократического общества (КДО) – коалиции курдских организаций, поддерживающей автономию курдов и их права.

КДО не является террористической организацией. Турецкое правительство на каком-то этапе пошло навстречу, приглашая эту организацию принять участие в переговорах ради новой, обновленной конституции страны.

В отдельном слушании, прошедшем во вторник, 22 декабря, Европейский суд по правам человека постановил, что КДО – легальная организация, а участие в деятельности, организованной КДО, не может быть сочтено доказательством членства в террористической организации, и призвал к немедленному освобождению Лейлы Гювен.

Не в первый раз курдский политик становится мишенью турецкого государства. Госпожа Гювен была лишена своего мандата депутата парламента в июне и вскоре отправлена в тюрьму до того, как можно было начать кампанию по ее освобождению. В 2018 году она уже была в заключении после того, как выступила с речью, осуждая вторжение в Африн в северной Сирии. Госпожа Гювен в результате была избрана парламентарием от Джоламерга, находясь в тюремной камере.

Решение отправить ее в тюрьму на 22 с лишним года – фактически пожизненный приговор. После противоречивого референдума по конституции, прошедшего в 2017 году, теперь президент Реджеп Тайип Эрдоган может назначать должностных лиц. Все суды страны обвиняются в том, что действуют, принимая политические решения в ответ на требования господина Эрдогана.

ДПН, четвертая крупнейшая политическая партия Турции, существует в условиях серьезного давления с момента своего основания. Более 16 000 членов ДПН и ее сторонников были арестованы с 2015 года. Из них 6 000 оказались за решеткой, включая 200 избранных представителей и 7 депутатов парламента.

Более 50 демократически избранных мэров ДПН были сняты с должностей после прошлогодних местных выборов и заменены доверенными людьми правительства. В последние месяцы сотни членов ДПН и представителей были задержаны во время полицейских операций.

Это самая масштабная атака на легальную политическую партию с конца второй мировой войны; сама ДПН описывает эту практику как политический геноцид.

Мы призываем вас использовать влияние, которое вы имеете на Турцию, союзника НАТО и члена Совета Европы, чтобы обеспечить немедленное освобождение госпожи Гювен и озвучить вашу глубокую обеспокоенность текущим подавлением демократии.

Турции нужно напомнить о её обязательствах подчиняться международному праву и решению [международных] институтов, включая Европейский суд по правам человека. Британия должна обеспечить поддержание Турцией основных и фундаментальных прав и обдумать, что предпринять, если сделать этого не удастся.

Мы с нетерпением ждем вашего оперативного ответа на этот срочный посыл и помощи в обеспечении немедленного освобождения госпожи Гювен».

Письмо подписано с согласия сторонников кампании «Мир в Курдистане» множеством людей: Джоном Остином, баронессой Блауэр – бывшим генеральным секретарем NUT (Национального исполнительного комитета), профессором Биллом Боурингом, Джули Кристи, Ноамом Хомски, парламентарием Джереми Корбином, профессором Мэри Дэвис, лордом Дхолакиа, Саймоном Даббинсом, директором по международным связям профсоюза UNITE, бывшим депутатом Европарламента Джилл Эванс, Десмондом Фернандесом, Линдси Герман – руководителем STWC (Коалиции за прекращение войн), Мелани Джингелл, Кристофером Джингеллом, и многими другими.