«Право на надежду» касается тысяч заключенных

Несмотря на решения ЕСПЧ о нарушениях и предупреждения Совета Европы, Турция не предпринимает шагов по вопросу «права на надежду». Эта проблема затрагивает тысячи заключенных, включая лидера курдского народа Абдуллу Оджалана.

После выступления лидера Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели на заседании фракции 22 октября 2024 года тема «права на надежду» вновь оказалась в повестке Турции. Однако прошло уже более шести месяцев, а никаких конкретных шагов так и не было сделано. 

«Право на надежду» — это принцип, закрепленный в практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Он подразумевает, что даже приговоренные к пожизненному заключению должны иметь возможность когда-нибудь выйти на свободу, чтобы сохранить человеческое достоинство. Переломным моментом в признании этого права стало дело «Винтер против Великобритании» (2013). Роберт Винтер и Джон Митчелл, осужденные за убийства, подали жалобу в ЕСПЧ, оспаривая отсутствие у них шанса на условно-досрочное освобождение. Суд постановил, что полное лишение заключенных перспективы освобождения противоречит Европейской конвенции о правах человека, поскольку каждый человек должен сохранять право на возможную реинтеграцию в общество. 

НЕИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ЕСПЧ

ЕСПЧ не установил конкретных временных рамок для реализации «права на надежду», оставив это на усмотрение государств, однако подчеркнул, что сроки не должны быть настолько длительными, чтобы полностью лишать заключенных этой надежды, тем самым указав на недопустимость пожизненного заключения без возможности пересмотра. В деле Винтера ЕСПЧ отметил, что право на пересмотр наказания может рассматриваться после 25 лет заключения.

В Турции «право на надежду» законодательно не закреплено. Более того, положения статьи 16/4 Закона о борьбе с терроризмом (№ 3713), статьи 47 Уголовного кодекса (№ 5237) и статьи 107/16 прямо устанавливают, что осужденные должны отбывать наказание пожизненно, что нарушает права Абдуллы Оджалана и других заключенных. Единственным исключением является право президента на помилование, которое применяется крайне избирательно.

Еще в марте 2014 года ЕСПЧ в своем решении по делу Оджалана признал, что пожизненное заключение без права на пересмотр нарушает статью 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет пыток и бесчеловечного обращения) и принцип «право на надежду». Аналогичные выводы содержатся в делах Каятан, Гурбан и Болтан, где Суд четко указал, что пожизненные сроки без возможности освобождения в Турции противоречат международному праву.

Несмотря на четкую позицию ЕСПЧ, турецкие власти продолжают игнорировать эти решения, отказываясь вносить соответствующие изменения в законодательство, что позволяет им бессрочно удерживать политических заключенных, включая Оджалана, лишая их всякой надежды на освобождение.

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ И МАНИПУЛЯЦИИ

Правительство Партии справедливости и развития (ПСР), несмотря на решения ЕСПЧ, продолжает саботировать процесс, прибегая к проволочкам и манипулятивным заявлениям. Несмотря на неоднократные обращения адвокатов лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, до сих пор не достигнуто никакого прогресса. Правозащитные организации с 2021 года постоянно указывают на то, что Турция не исполняет решение Суда, не предпринимает шагов по изменению законодательства, нарушает принцип равенства при исполнении наказаний в рамках Закона о борьбе с терроризмом и продолжает содержать Оджалана в условиях строгой изоляции в тюрьме Имралы. 

В июле 2024 года прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) внесла в парламент Турции законопроект о применении «права на надежду». В документе отмечается, что 1453 человека отбывают наказание в виде пожизненного заключения с отягчением, и требуются соответствующие законодательные изменения. Однако власти игнорируют и эту инициативу, продолжая политику полного отрицания основополагающих прав заключенных.