Турция

Лейла Гювен переведена в Элазиг

Курдский политик Лейла Гювен переведена в тюрьму в Элазиге.

Об этом сообщила ее дочь – журналистка Сабиха Темизкан – в Twitter во вторник вечером. Ранее местонахождение Гювен не было известно в течение нескольких часов. Ни ее родственники, ни адвокаты не были проинформированы о переводе из женской тюрьмы в Амеде в тюрьму типа Е в Элазиге. Команда защитников Гювен узнала о переводе во время попытки визита к своей клиентке во вторник днем. Тюремные власти не предоставили никакой информации о месте содержания Гювен.

Лейла Гювен была приговорена в понедельник турецким судом в Амеде к 22 годам и трем месяцам тюремного заключения по сомнительным обвинениям в терроризме. Помимо прочего, ее обвинили в «создании и руководстве террористической организацией» – имеется в виду Рабочая партия Курдистана (РПК). Суд основал свое решение на том факте, что Гювен является одной из руководителей зонтичной организации гражданского общества КДО (Конгресс демократического общества), руководство которой формируется по принципу гендерного паритета. Другие обвинения против курдской женщины-политика включали «подстрекательство населения к незаконным собраниям и демонстрациям» и «невооруженное участие в незаконных демонстрациях, которые не расходились, несмотря на приказы». Речь идет о выступлениях Гювен на митингах и демонстрациях против турецкого вторжения в северный сирийский кантон Африн в начале 2018 года.

В понедельник вечером Лейла Гювен была арестована в Амеде на квартире своего бывшего коллеги по фракции Семры Гюзель. Поскольку в здании суда не было прокурора, полицейские отвезли 56-летнюю женщину в антитеррористический отдел, где она была вынуждена провести ночь. Только во вторник утром ее перевели в суд для оглашения приговора, а затем передали в Женский исправительный центр провинции.

Причины перевода Гювен в Элазиг до сих пор неясны. Заместитель лидера парламентской группы ДПН (Демократической партии народов) и известный правозащитник Мерал Даниш Бешташ рассказала в эфире антиправительственного эмигрантского канала ARTI TV о применении так называемой политики рассредоточения. Бешташ подчеркнула, что время между арестом Гювен и переводом в тюрьму было отмечено демонстративным произволом.

Метод рассредоточения как инструмент двойного наказания

Пенитенциарный метод рассредоточения состоит в переводе заключенных в отдаленные тюрьмы, чтобы изолировать их от их социальной среды и наказать их родственников, заставляя их путешествовать на чрезмерно большие расстояния. Почти во всех случаях применения подобного метода речь идет о политических заключенных. Хотя уголовное законодательство предусматривает, что они должны отбывать наказание недалеко от дома, это необязательное требование для турецкой судебной системы, которое ею игнорируется. При этом судебная власть также игнорирует постановление Европейского суда по правам человека, который рассматривает этот метод как нарушение статьи 8 Европейской конвенции по правам человека.

Гювен арестовывают уже не в первый раз. В 2009 году она была заключена в тюрьму в рамках подвергшейся международной критике «операции против АОК (Ассоциации общин Курдистана)» и была освобождена только через пять лет. На момент ее ареста Гювен была мэром района Вираншехир в Урфе.

В январе 2018 года она снова была заключена под стражу, на этот раз за критику агрессивной войны против Африна. В ноябре того же года она инициировала 200-дневную голодовку с требованием отмены условий одиночного заключения для основателя РПК Абдуллы Оджалана, который с 1999 года находится в заключении на тюремном острове Имрали. В голодовке, по последним подсчетам, приняли участие более 7000 человек. В июне прошлого года Гювен снова была арестована, всего через несколько часов после того, как парламент Анкары отменил ее мандат и, следовательно, депутатскую неприкосновенность. Причиной послужил теперь уже юридически вступивший в силу вердикт по делу против АОК.