Сегодня 1000-я неделя, когда «Субботние матери» – организация, цель которой – узнать судьбу своих родственников, пропавших без вести и убитых в государственных застенках. С 1995 года они борются за то, чтобы виновные предстали перед судом.
Заграждения вокруг площади Галатасарай, установленными еще в 2018 году, были сняты в связи с массовой демонстрацией, запланированной на тысячную неделю.
В демонстрации приняли участие сопредседатели Народного демократического конгресса (НДК) Эсенгюль Демир и Ченгиз Чичек, сопредседатели Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тюлай Хатимогуллары и Тунджер Бакырхан. Участники носят передники с надписью «Субботние матери» на курдском и турецком языках.
«Субботние матери» разложили на площади черное покрывало с фотографиями убитых и исчезнувших в заключении и надписью «1000 недель».
Заявление для прессы зачитала Себла Аркан, член комиссии стамбульского отделения Ассоциации по правам человека (АПЧ) по борьбе с исчезновениями в местах лишения свободы. Правозащитница подчеркнула, что протесты идут уже тысячу недель и демонстрантам нужны их родные. Себла Аркан отметила, что родственники не знают, где находятся их близкие люди или их могилы: «Единственное, что от них осталось, – это фотографии, которые мы носим с собой. Они были такими же, как вы, и были самыми дорогими для нас людьми. Вот уже тысячу недель мы с неослабевающей болью и надеждой ждем наших близких, которых забрало государство. Тысячу недель мы спрашиваем, где наши пропавшие без вести родственники и почему преступники остаются безнаказанными. Мы не забыли и никогда не забудем. Мы кричим уже тысячу недель, мы никогда не сдадимся».
Себла Аркан отметила, что люди собираются на площади Галатасарай с 27 мая 1995 года: «Иногда нам создавали препятствия, наши протесты разгоняли с применением насилия, нас задерживали и отдавали под суд, но мы никогда не сдавались».
Эмине Оджак, мать похищенного Хасана Оджака, поблагодарила всех за поддержку и потребовала справедливости.
Зюбейде Тепе, мать Ферхата Тепе, сотрудника газеты Özgür Gündem, который пропал без вести под арестом, заявила, что многие журналисты были убиты, и сказала: «Мы не оставим Галатасарай. Мы будем продолжать эту борьбу до тех пор, пока виновные, Тансу Чилер, Мехмет Агар, Коркмаз Танхан, не предстанут перед судом».
Ханым Тосун, жена пропавшего без вести Фехми Тосуна, сказала: «Однажды они обязательно ответят нам. Мы не сдадимся в поисках справедливости. Мы будем оставаться здесь до тех пор, пока убийцы не предстанут перед судом».
Икбал Эрен, брат Хайреттина Эрена, пропавшего без вести в заключении, подчеркнул: «Мы не забудем, мы не позволим их забыть».
Дениз Демир, дочь Ибрагима Демира, исчезнувшего в заключении, подчеркнула, что они добиваются справедливости уже 34 года и будут добиваться ее до последнего вздоха.
Эрдоган Аксой, муж Касым Аксой, сказал: «Они завязали моему мужу глаза, отвезли его в тюрьму. Он пропал без вести. Даже если мы умрем, наши внуки придут сюда».
Депутат от ПНРД Первин Булдан, жена убитого бизнесмена Саваша Булдана, сказала, что они добиваются правосудия уже тысячу недель. По словам женщины, «нет даже могилы, куда мы могли бы возложить гвоздики и помолиться. Поэтому мы будем оставаться здесь до тех пор, пока наши пропавшие родные люди не будут найдены, а преступники не будут осуждены. Эта площадь – наша площадь правосудия».
Микаил Кырбайыр, брат исчезнувшего Джемиля Кырбайыра, заявил, что им пришлось столкнуться со многими противозаконными действиями, чтобы собраться на этой площади: «Я требую, чтобы государство рассказало мне, где похоронен мой брат».
Шевин Челик, внучка Ибрагима Челика, сказала: «Я хочу справедливости для своего деда».
На акции протеста также были зачитаны письма солидарности, присланные «Субботним матерям» из-за рубежа.