Опубликован отчет о нарушениях прав человека в Рожхилате за 2021 год

Правозащитная сеть Курдистана (KHRN) опубликовала свой ежегодный отчет о нарушениях прав человека, совершенных иранским режимом против курдского населения страны за прошедший 2021 год.

Согласно отчету Правозащитной сети Курдистана, в прошлом году в Рожхилате (Восточном Курдистане) погибли 202 человека. В их числе активисты, женщины и молодые люди, ушедшие из жизни из-за политической деятельности, по причинам, связанным с отсутствием безопасности, а также вследствие экономических и социальных факторов.

Правозащитная сеть Курдистана (KHRN) опубликовала свой ежегодный отчет о нарушениях прав человека, совершенных иранским режимом против курдского населения страны за прошедший 2021 год.

В докладе рассматривается ситуация с правами человека в 2021 году на примере курдского населения Ирана. Как и ранее, права курдов продолжают нарушаться из-за их языка, религии, культуры, пола, классовой и политической принадлежности. Это происходит в том числе в результате дискриминационных законов Исламской Республики и жестоких репрессий со стороны ее органов безопасности, военных, судебных и исполнительных структур.

KHRN отмечает, что данный отчет не охватывает всех случаев нарушения прав курдов в Иране: «Безусловно, произошло множество других случаев, о которых не сообщали новостные издания и правозащитные организации. Так случается по разным причинам, включая давление органов безопасности на отдельных лиц и их семьи».

В годичном отчете правозащитной организации перечислены следующие категории правонарушений против курдских граждан, совершенные иранским режимом:

Убийства и ранения колбаров

В 2021 году по меньшей мере 46 курдских колбаров (приграничных торговцев) скончались, а ещё 122 человека из их числа получили ранения в приграничных районах провинций Западный Азербайджан, Курдистан и Керманшах в результате обстрелов со стороны пограничных сил, пострадав вследствие стихийных бедствий и т.д.

Из 46 погибших колбаров 17 были убиты иранскими военными, а четверо – турецкими войсками.

Один колбар-подросток покончил с собой, когда пограничники конфисковали его мулов.

Кроме того, пятеро приграничных курдских торговцев погибли в результате схода лавины, трое – в результате обморожения, ещё трое – по причине падения с высоты в горах, и трое умерли вследствие сердечных приступов при перевозке грузов. Один колбар утонул в реке и ещё девять погибли в ДТП.

Кроме того, из 122 раненых колбаров 74 получили ранения и травмы, находясь в руках иранских пограничников, три колбара пострадали, когда в них стреляли бойцы Корпуса стражей исламской революции (КСИР), три получили огнестрельные ранения от рук турецких пограничников, в одного стреляли иракские пограничники, 12 травмировались, упали с высоты, и трое были ранены, наступив на мины.

Ещё 26 колбаров пострадали в других инцидентах.

Помимо этого, в 2021 году иранские военные силы убили по меньшей мере пятерых курдских торговцев и ранили одного колбара в результате прямого попадания из огнестрельного оружия.

Убийства мирных жителей

За прошедший год иранские военные убили четырех курдских граждан из числа мирных жителей.

Ясир Мохаммади был застрелен спецназом, находясь в автомобиле. Оправдание звучало следующим образом – люди в автомобиле якобы выглядели «подозрительно».

Бехзад Хатами-Асл и Фархад Занди были застрелены полицией на дорогах города Хой, в провинции Западный Азербайджан, и города Деголан, в провинции Курдистан, под предлогом «борьбы с контрабандой».

Кроме того, военные убили Хабиба (Хаг-Морада) Ростами на границе, в районе пропускного пункта Парвизхан, расположенного неподалеку от приграничного города Касре-Ширин. Это произошло в провинции Керманшах.

Казни

За прошлый год в различных тюрьмах провинций Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах и Илам было казнено не менее 30 заключенных.

15 из них казнили по обвинению в убийстве и 14 – по обвинению в хранении наркотиков.

Одним из заключенных, обвиненных в «преднамеренном убийстве», был Саджад Санджари, несовершеннолетний на момент своего ареста. Он был арестован ещё в 2010 году в возрасте 15 лет по обвинению в «преднамеренном убийстве». 2 августа 2021 года его тайно казнили в тюрьме Дизель-Абад в Керманшахе. Ко дню своей смерти он провел за решеткой 11 лет.

Кроме того, 19 декабря в центральной тюрьме Сенендеджа был казнен курдский политзаключенный по имени Хейдар Горбани. Его обвинили в «вооруженном мятеже». Казнь Горбани устроили без ведома его семьи и адвоката, вызвав широкий протест населения Курдистана и правозащитных организаций.

Убийства и смерти гражданских лиц в пенитенциарной системе страны

В 2021 году семь курдских заключенных погибли под пытками, находясь в иранских следственных изоляторах и тюрьмах.

Среди них Даньял Зейн аль-Абедини, скончавшийся в тюрьме Махабада, Насер Карими, умерший в тюрьме Бокана, Амир Резаи, чья смерть наступила в центральной тюрьме Урмии, а также Рахман Ахмади (место смерти – центр содержания полиции государственной безопасности и разведки Ирана (PAVA), Мехрдад Талаши (центр содержания департамента уголовного розыска), Амир Хусейн Хатами (тюрьма Фашафуйе в Тегеране) и Хосров Джамалифар (центральная тюрьма Сенендеджа).

Кроме того, сотрудники разведки КСИР застрелили шестерых курдских гражданских лиц при их задержании: Ахмада Рассана в деревне Моулик в Маку; Ясира Мангури, Османа Надери и Абдуллу Надери в Пираншехре; Асада Рамина и Давуда Рахими в деревне Карна в Негеде.

Разведка КСИР сообщила семьям этих людей, что они были убиты в момент задержания. Однако, родственники не смогли достоверно выяснить, как именно погибли их близкие, поскольку не получили ни тел, ни свидетельств о смерти.

Кроме того, в течение года четверо курдских заключенных погибли либо из-за недобросовестной работы врачей, либо из-за отсутствия доступа к медицинской помощи. Это были 35-летний Шахаб Дарунпар, умерший в тюрьме Исламабаде-Герба; 50-летний Ираж Ализаде скончавшийся в тюрьме города Хой; Шамсаддин Татари, 55 лет, жизнь которого оборвалась в центральной тюрьме Урмии, и 30-летний Рухолла Малеки, умерший в центральной тюрьме провинции Илам.

Убийства политических активистов за рубежом

В 2021 году силы Исламской Республики Иран убили четырех курдских политических активистов и членов Партии свободной жизни Курдистана (ПСЖК) и Демократической партии Иранского Курдистана (ДПК-И) за рубежом.

Имена убитых политиков и активистов следующие – Мехди Резаи (Загрос Мани), Ако Фатхи (Шаугар Чиа), Бехруз (Ребин) Рахими и Муса Бабахани.

Хотя Исламская Республика Иран, как происходило и в других подобных случаях, не взяла на себя ответственность ни за одно из этих политических убийств, партии, в которых состояли жертвы, обвинили в их гибели правительство Ирана.

Убийства женщин

В 2021 году в Курдистане было зарегистрировано не менее 32 случаев фемицида (убийств женщин). Эти преступления, как правило, совершались мужчинами-родственниками и членами семей жертв по различным причинам.

Взрывы мин

За прошедший год в результате взрывов наземных мин и других взрывных устройств погибло не менее 14 человек; не менее 25 получили ранения. Среди жертв были по меньшей мере двое несовершеннолетних и двое колбаров.

Несчастные случаи на производстве

В течение 2021 года не менее 42 рабочих погибли и еще трое получили ранения, пострадав в результате несчастных случаев на производстве.

Восемь таких случаев произошли в Иракском Курдистане, тогда как прочие инциденты имели место быть в основном в Иранском Курдистане.

Просившие убежища и нашедшие смерть

По меньшей мере шесть курдских граждан, надеявшихся получить убежище в европейских странах, погибли за границей в 2021 году.

Четыре таких случая произошли в Греции, один – в Германии.

Еще один просивший убежища курд поджег себя перед офисом ООН в Эрбиле. Так он протестовал против неопределенности хода дела о предоставлении ему убежища, отчаявшись добиться ясности.

Кроме того, молодой человек, собиравшийся отправиться в Великобританию и попросить убежища, исчез без следа на территории Турции после пересечения границы.

Задержания и аресты

По меньшей мере 421 курдский гражданин и активист были арестованы по политическим причинам органами безопасности, правоохранительными и судебными органами Исламской Республики Иран в течение прошедшего года.

Насколько известно KHRN, 296 из них были обычными мирными гражданами, 81 – активистами, 10 – несовершеннолетними, 8 – бывшими политическими заключенными, 5 – бывшими членами курдских оппозиционных партий и ещё восемь – журналистами, деятелями культуры и искусства, либо писателями.

44 человека из упомянутых лиц были брошены в тюрьмы, где будут отбывать сроки.

По меньшей мере 74 человека оказались в различных центрах содержания под стражей, находящихся под контролем Министерства разведки, ещё 30 – в центрах заключения разведывательной организации КСИР.

Тюремные приговоры и высшая мера наказания

В 2021 году иранские судебные органы, включая исламские «революционные» суды, приговорили по меньшей мере 98 курдов к спектру наказаний, варьирующихся от двух месяцев тюремного заключения до смертной казни.