Курдистан

Каждый из них — это роман, поэма...

Мое первое знакомство с партизанами и Движением за свободу состоялось в 1980-х годах, песни товарища Мизгин стали мостиком к моему революционному «я».

Подвиги товарища Марвана, судьба товарища Хабуна, который присоединился к партизанам в день своей свадьбы 15 августа 1991 года, влияние командира молодежи Адипа... Каждый из них — это роман, поэма, народная песня...

От первой пули до наших дней-3

Автор: АНДОК РОНАХИ

Эта статья написана для того, чтобы по-другому взглянуть на движение, которому исполнилось уже 40 лет. Хотя 40 лет неустанной борьбы принесли множество достижений, одним из самых важных из них и одновременно их самым главным источником являются герои этой борьбы. Каждый из этих героев в свой период сумел ответить на потребности общества и времени. Я постараюсь рассказать о социальной реальности, с которой государи хотят покончить, и о тех, кто своим сопротивлением создал курдскую личность. Это личности, которым удалось стать лучшими последователями философии Абдуллы Оджалана. Я пишу, чтобы увековечить жизнь каждого из них, и эти жизни станут частью эпоса Прорыва 15 августа. Помимо этой цели, я хочу сподвигнуть других, чтобы о них писали больше, чтобы они и их подвиги вошли в нашу литературу и искусство, и так стали известны каждому.

Мое первое знакомство с партизанами и Движением за свободу состоялось в 1980-х годах через ее тайно распространяемые кассеты. Для меня, тогда еще ребенка, ее голос и песни стали мостом к моему революционному «я». Конечно, тогда для меня это был только голос, но спустя годы я узнал ее имя и услышал о ней от многих своих друзей. Чем больше я читал и слушал, тем больше узнавал, что она была не только артисткой, но и одной из первых женщин-партизанок. Да, думаю, некоторые из тех, кто сейчас читает эту статью, похожи на меня. Хотя невозможно рассказать все то, что мне довелось прочесть и прослушать, мне думается, что Мизгин была одной из первых участниц партизанского движения 15 августа, и что о ней и ее товарищах следует упомянуть, когда речь заходит о 15 августа.

Мизгина Лаханг

Товарищ Мизгин родилась в Елихе в 1962 году. Ее семья, родом из Кубина, переехала в Елих в 1957 году и поселилась там. Она росла обычной девочкой в Елихе, но уже тогда идейно-теоретическая мысль нашей партии, даже если она еще не была оформлена под названием РПК, начала шаг за шагом охватывать Курдистан; она начала затрагивать все слои населения, молодых и старых, мужчин и женщин, городских и сельских. Одним из районов, где борьба развернулась раньше всего и обрела наиболее плодородную почву, — можно даже сказать, передовую, — был район Елих, где также действовали наши ведущие товарищи, такие как Хаки и Мазлум. Товарищ Мизгин познакомилась с партийной мыслью в 1980 году в городе, где рабочий класс был самым плотным по численности в Курдистане; ее знакомство с партией был одновременно и шагом в профессиональную революцию. Ее первая партийная деятельность проходила в форме группового обучения. Позже она стала членом квартального комитета, ответственным за свой квартал, и постепенно перешла к участию в общей деятельности Елиха. Товарищ Мизгин вела пропагандистскую и просветительскую работу в сельских районах Гаркуша и Мидията. В 1981 году она переехала в Ливан, где прошла политическую и военную подготовку. В конце 1982 года она и товарищ Сафкан (Джаляль Арджан) отправились в Европу для руководства культурной и художественной деятельностью. Товарищ Мизгин вместе с товарищем Сафкан участвовала в создании коллектива «Хунаркома». Он занимался различной музыкальной деятельностью, выпускал кассеты. Помимо культурной деятельности, он также проводил массовые мероприятия. Она ездила на Ближний Восток для участия в 3-м съезде РПК. В августе 1988 года Мизгин прошла обучение в Академии Махсума Коркмаза. В 1989 году, будучи членом командования провинции Мардин, товарищ Мизгин перешла к практической работе в стране, а затем была назначена координатором провинции Мардин. В 1990 году она приняла участие в организации первых протестов. В конце 1990 года он участвовала в 4-м съезде РПК. Новый период она начала с городской деятельности в провинции Гарзан. Успешная работа товарища Мизгин в районах Тух, Бедлис (Битлис) и Норшин привела к значительным изменениям в борьбе в этом районе.

Герой Хозан Сархад

«Девушка, горящая сердцем,
Спустилась в толпу,
Начала работать.
Золотая работа.
Наша война курдская.
Поприветствуйте Тетван,
Товарищ справилась с трудностями;
Весть о героизме,
Добрая весть,
Обладательниц имени и голоса».

Эту ее песню до сих пор поет молодежь Курдистана. Своими песнями, которые трогают сердце, и своим уникальным трудом в борьбе она продолжает вести за собой революцию и искусство.

Командир Автомат Марван

Я слышал о нем от многих друзей-партизан, читал о нем во многих партизанских статьях. Нас всех заинтриговало прозвище «Автомат» перед его именем. Кем был Автомат Марван? Почему его прозвали «Автоматом»? Товарищ Марван родился в 1963 году в Мазыдаге, Мердин. В 1977-78 годах, обучаясь в Дерсимском индустриальном техникуме, он познакомился с революционерами Курдистана и неразрывно привязался к этой борьбе. Окончив первый класс с высоким баллом, он поступил в 4-летнюю профессионально-техническую школу в Адане, которая обладала более мощным потенциалом. Здесь, с одной стороны, он пытался воспитывать и развивать себя вместе с группой студентов из Курдистана, а с другой — вместе со своими друзьями-единомышленниками вел пропаганду курдистанских революционеров среди студентов.

Человек действия...

В конце 1979 — начале 1980 года он не смог подавить свою внутреннюю тоску и повернулся лицом к стране. Несмотря на то, что друзья в округе его игнорировали, потому что он «слишком молод», он показал, что в состоянии взяться за дело, надавив на своих друзей. Постепенно раскрепощаясь, обретая зрелую революционную личность, он стал пропагандистом, организатором и человеком действия. Сейчас товарищ Марван — активный участник борьбы, участвующий везде, где это необходимо, полностью соединивший свою волю и сердце с волей партии и слившийся с ней. Он очень решительный революционный работник, борец за освобождение. Он служил на различных должностях до военно-фашистской хунты 12 сентября и был случайно захвачен во время вражеской операции в деревне Хатай, где он действовал сразу после фашистского переворота. На допросе у врага он был подвергнут пыткам, затем арестован и брошен в тюрьму. В соответствии с фашистской практикой 12 сентября он провел три года в тюрьмах в Мараше и Хатае.

Годы во Фронте национального освобождения Курдистана и Союзе курдской молодежи

Выйдя на свободу после 1983 года товарищ Марван столкнулся с совершенно иной обстановкой. Общество находилось в состоянии разочарования, страха и одиночества. Он приложил огромные усилия и много трудился, чтобы достичь партии, достичь места, где он принадлежит. В конце концов он решил уехать за границу, и в Греции, где он путешествовал, он, наконец, сумел связаться с партией. Во время пребывания здесь он посвятил себя чтению партийных изданий, пытался понять особенности нового периода и реализовать подходящую для него формацию. С одной стороны, он выполнял возложенные на него задачи, с другой стороны, он готовил себя к принятию еще больших обязанностей и ответственности, воспитывая себя на этой основе. По поручению партии он отправился в Бельгию и проводил там работу. 21 марта 1985 года был основан Фронт национального освобождения Курдистана. Когда на повестку дня встал вопрос о создании фронтовых организаций, товарищ Марван действовал в соответствии с указаниями партии и выполнил задание, основав Союз курдской молодежи. Он прилагал интенсивные и активные усилия, чтобы молодежь Курдистана, которая могла бы стать ястребами сопротивления, собралась в единой организации.

«Роман о нем обязательно должен быть написан»

В конце 1987 года товарищ Марван отправился в Академию Махсума Коркмаза. С его общительностью, энтузиазмом, активностью и жизнелюбием ждать больше не пришлось, и в жаркие летние месяцы 1988 года он прибыл в страну с группой товарищей. Первым местом службы товарища Марвана стал Улудере. Затем он принял на себя обязанности командира в районах Джуди и Габар. Поскольку в его жизни, работе и ударной практике постоянно прослеживалась линия подъема, он вскоре стал одним из самых любимых и уважаемых командиров. Практика товарища Марвана стала очень успешна благодаря его умению в короткие сроки проявить себя, освоить тактику, нарастить мощь успешными действиями вне зависимости от условий и открыть пространство. Как обладатель столь успешной практики, на IV съезде партии он был переизбран членом ЦК партии и одновременно членом Военного совета Фронта национального освобождения Курдистана. После съезда он был назначен командующим Гарзана. От Ботана до Гарзана он стал обладателем практики, которая достигала огромного успеха везде, где бы он ни появлялся. То, что его прозвали «Автомат Марван», объясняется тем, что он очень быстро разговаривал и действовал. Он продолжает жить в ценностях, созданных им и тысячами таких же как он товарищей, в глазах, сердцах и боях молодых людей, которые повсюду усложняют мир врага. После его героической смерти Абдулла Оджалан сказал: «Он определенно был тем, роман о ком должен быть написан». И эта задача по-прежнему стоит перед нами.

Военачальник из Амеда — Хабун

В горах мне встретились много товарищей по имени Хабун, многие из них были из Амеда. Я спрашивал их, почему они решили принять такое имя, на что они рассказали мне об одном из них.

В 1980-х годах в Амеде Хабун (Велат Хабун Кая) собрал вокруг себя много людей, несмотря на свой юный возраст. Его гармоничные отношения с коллегами, легкий диалог со всеми, независимо от различий, и его организационная структура были достойными внимания аспектами его личности. Отец товарища Хабуна официально зарегистрировал его, когда ему было 11 лет. Во время регистрации товарищ Хабун настаивал на том, чтобы перед его именем было написано «Велат», что означает «Страна». Он упорствовал в этой просьбе, и после долгих уговоров его имя стало Велат Шахмус.  Настойчивость товарища Хабуна в столь юном возрасте удивляла всех. Любовь товарища Хабуна к своей родине и народу росла по мере его взросления. Эта его черта позволила ему за короткое время приобрести широкий круг общения. В Амеде нет человека, который бы его не знал. Товарищ Хабун старался укрепить свою любовь к родине и народу, участвуя в культурных и художественных мероприятиях. Он изучал курдскую культуру и фольклор, работал преподавателем в культурной ассоциации в Амеде.

Он становится решающей силой для народа

Товарищ Хабун попал под влияние этих событий в то время, когда зарождались первые семена национальных идей, когда искры нашей национально-освободительной борьбы разлетались во все стороны. 12 сентября произошел фашистский переворот. Аресты и пытки по всей стране опустились на Курдистан и курдский народ, словно темная туча. Семья товарища Хабуна также была арестована и подвергалась постоянному давлению врага. Прорыв 15 августа 1984 года стал поворотным моментом в жизни товарища Хабуна. Этот прорыв привел Хабуна к возрождению, к поиску ответов на вопросы, которые он искал. За короткое время он установил контакт с партией и начал вести деятельность в центре Амеда, успешно выполняя взятые на себя задачи. В 1987 году он был арестован и провел 2 года в тюрьме Диярбакыра. В 1989 году, как только его выпустили из тюрьмы, он снова связался с партией. Он принимал активное участие в городских мероприятиях. Хотя большую часть своей работы он выполнял нелегально, он не пренебрегал и легальными направлениями деятельности. Он решал всевозможные проблемы людей, разделяя их боль и счастье. Он поддерживал свой народ не только в Амеде, но и в соседних провинциях.

Вступление в партизанский отряд в день своей свадьбы

На 15 августа 1991 года была назначена дата свадьбы товарища Хабуна. Он сам провел все приготовления к ней. В тот вечер свадьба стала празднованием победы 15 августа, и в этом празднике приняли участие тысячи людей. Лозунги, песнопения, халай, энтузиазм славного августовского прорыва спускаются с гор в города. Флагов, развернутых восторженной толпой, более чем достаточно, чтобы свести врага с ума. И враг напал на молодоженов и их гостей, попытавшись захватить жениха и невесту. Однако товарищ Хабун сумел скрыться, взяв курс на горы, которые были его самой большой любовью. По дороге в партизанский отряд на слова матери: «Я не завершила обряд и не смогла сжечь для тебя свадебную хну», он ответил: «Ты сможешь сжечь мою хну, когда я отдам свою жизнь за наш народ», и ушел в партизанский отряд.

Некоторое время товарищ Хабун пробыл в учебной школе Хайдара Карасунгура. За время обучения он обрел много знаний, став очень грамотным бойцом, и некоторое время оставался в школе в качестве инструктора. Через три месяца он был назначен ответственным 3-го района провинции Амед. Он приложил много усилий и труда, чтобы донести развивающуюся борьбу до народа. Своим партийным характером и неукротимой защитой партийной линии он утвердил в сердцах людей звание «командира Хабуна». Теплые отношения, которые он установил с народом, сделали его народным любимцем и источником боевого духа. Его хна, которая не была сожжена на его свадьбе, была сожжена на большой церемонии, организованной после его героической гибели. После его смерти многие молодые люди от Амеда до Кобани взяли имя Хабун и присоединились к этой борьбе...

***

Легендарный командир молодежи — Адип

Кажется, впервые я услышал его имя 23 года назад. В те годы я занимался молодежной работой, и Адип (Кафар Дамираль) был одной из легенд, передававшихся из уст в уста в среде работавших с молодежью. Я узнал, что его зовут Адип, когда друзья, присоединившиеся к партизанам по работе с молодежью, использовали это имя. На самом деле, чем больше я слышал о Кафаре Дамирале, тем больше я видел Союз курдистанской молодежи, движение восстания в университетах Европы и метрополий Турции, и тем больше я слышал историй о потоке новобранцев в горы, центр этого движения восстания. Да, хотя мне пришлось представить его кратко, товарищ Кафар — один из тех, кто заложил основу организации, которая имеет практику, отравляющую жизнь врагу от метрополии до Европы.

Так кто же такой Кафар Дамираль?

Кафар Дамираль родился в 1970 году в районе Имранлы в Кочгыры. Его отец, учитель, был сослан после 1980 года. Семья покинула Курдистан в связи с изгнанием и больше туда не возвращалась. Однако борьба, развернувшаяся в Курдистане, всегда была в центре внимания Адипа. Во время учебы на юридическом факультете Стамбульского университета он вступил в партию. Хотя он решил уехать в Курдистан, сначала ему пришлось отправился в Грецию, а затем в Академию Махсума Коркмаза. Проучившись в академии некоторое время, он снова был направлен в Стамбул для организации Союза курдской молодежи в Стамбуле. Товарищ Адип рассказывал студентам о великой войне, ведущейся в Курдистане, организовывал их и вербовал в ряды партизан. В ходе этого процесса сотни студентов университета под влиянием серхильданов и партизанской войны, развивающейся в Курдистане, вступали в ряды партии. Но для Адипа этого было недостаточно. Враг повсюду, чтобы нанести удар по врагу, нужно быть не только в горах. В Стамбуле вражеские цели находятся ближе. За то время, что он работал, руководствуясь этими мыслями, он организовал множество акций против турецких войск, а в некоторых из них участвовал сам в качестве руководителя.

1 апреля 1992 года в результате нападения на военный рейсовый автобус, проезжавший через район Стамбула Силиври-Капы, были ликвидированы 2 военных. Еще 3 высокопоставленных военных и 6 гражданских были ранены. Товарищ Адип погиб во втором столкновении, произошедшем в результате преследования. Он показал всем, что бойцы РПК и  курдская молодежь способны отомстить за геноцид своего народа, где бы он ни находился, и тем самым осветил путь тысячам молодых людей, которые последовали за ним. Алишер и Зарифа сейчас улыбаются в горах Дерсима. Их преемники Синан, Баз, Акын и Серхильдан, хотя и под другими именами, продолжают оставаться надеждой этого народа, где бы они ни находились, обладая тем же духом.