Калкан: фестиваль курдской культуры в Европе очень важен
Дуран Калкан отметил, что фестиваль курдской культуры, прошедший в Германии, очень важен, и добавил, что подобные культурные мероприятия должны проводиться в Европе «каждый день».
Дуран Калкан отметил, что фестиваль курдской культуры, прошедший в Германии, очень важен, и добавил, что подобные культурные мероприятия должны проводиться в Европе «каждый день».
В Германии прошел 31-й ежегодный международный фестиваль курдской культуры, и представитель Исполнительного совета АОK Дуран Калкан заявил, что такие «культурные мероприятия должны проводиться в Европе каждый день», в последней части своего интервью.
Первую часть интервью можно прочитать здесь
Вторую часть – здесь
- В этом году фестиваль курдской культуры посвящен трем погибшим в Париже ветеранам освободительного движения: Эвин Гойи, Миру Перверу и Абдуррахману Кызылу. Что Вы думаете о фестивале в свете последних событий на политической арене?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что это очень важный фестиваль, который проводится ежегодно с 1992 года. Он дает возможность приобщиться к самобытности, культуре и традициям курдской национальной общины в Европе. Это мероприятие очень важно, поскольку мы видим, что пока в Курдистане продолжаются военные нападения, аресты мирных граждан, пытки, убийства и преследования, это делается с одной целью – совершить культурный геноцид народа курдов. Турецкий режим убивает одних курдов и пытается ассимилировать и сделать турками остальных. Кроме экономического, военного и полицейского давления Турция использует языковую, культурную и историческую ассимиляцию. Это делается через средства пропаганды, искусство и литературу.
В связи с этим сегодня очень важно проводить курдские фестивали, устраивать культурные мероприятия, продолжать просветительскую работу в сфере культуры. Несомненно, нужно развивать курдское искусство, литературу и язык. Но делать это нужно вместе с освободительной борьбой, интегрируя ценности, которые создаются благодаря партизанскому сопротивлению. Только в этом случае наша культура будет иметь реальный смысл. Поэтому культурные мероприятия важны и значимы, но я хотел бы воспользоваться этой возможностью и для некоторой критики. Я уже освещал недоработки наших товарищей в Европе, но к сказанному нужно кое-что добавить.
Культура не может жить лишь день в году, существовать в рамках одного фестиваля в год. Культурные мероприятия в Европе должны проводиться каждый день. Культурный фестиваль на национальном уровне можно устраивать раз в несколько месяцев или раз в год, но мероприятия в регионах должны проводиться чаще. Там всегда должно что-то происходить, как бывало прежде. Например, я помню Науроз, который отмечали только один день. Прежде такого не было. Курдский Новый год праздновали не менее двух-трех месяцев. Также отмечались такие знаменательные дни, как 15 августа и 27 ноября. На эти мероприятия приходили люди культуры и искусства, артисты и музыканты, и курдская культура расцветала. Это и было развитие, которое всегда поддерживал Абдулла Оджалан. Но если оценить текущую ситуацию, мы увидим, что большинство этих мероприятий сведены к абсолютному минимуму. Артисты и музыканты больше не встречаются лицом к лицу и не сталкиваются с обществом. Они называют свои организации культурными объединениями, но культурная деятельность в их рамках не идет. Еще несколько лет назад дети воспитывались в своей культуре, учась в этих заведениях на родном языке. Создается впечатление, что система, которую создал Оджалан, была изменена в Европе. Мы должны вернуться к прежнему пути, который показал нам наш народный лидер.
Будучи представителем народа, подвергшегося геноциду, и находясь за границей, нельзя пытаться жить курдской культурой, уделяя этому один день в год. Это невозможно. Цели можно достичь, только если расширить фронт работ с народной культурой. По сути, курдская община в Европе может стать ядром системы курдской демократической нации. Мы убедились в этом, когда 15 августа произошел перелом и у нас появилась обширная база поддержки. Дух и воля этого прорыва оформились в организационную силу, настоящий кулак. Мы должны вернуть себе этот боевой настрой, распространить его, сделать его частью нашей повседневной культурной деятельности.
Я хотел бы поздравить всех, кто принимал участие в организации культурного фестиваля. От имени лидеров нашей партии я хочу пожелать им больших успехов. Я шлю свои искренние, сердечные приветствия всем участникам этого мероприятия. В завершение хочу сказать всем артистам и другим работникам – давайте проводить новые фестивали!
- В последние дни в северо-восточной Сирии идут ожесточенные бои, и это характеризует развитие событий последних месяцев и лет в регионе. Что Вы можете сказать по поводу происходящих сейчас столкновений? Какие интересы реализуют стороны, участвующие в событиях в регионе?
- Фактически после президентских и парламентских выборов 14 мая администрация Тайипа Эрдогана приступила к поискам новых путей. Поэтому Эрдоган отправился в Астану и попытался найти там поддержку своей агрессивной политики, а также заручиться одобрением НАТО в ходе переговоров о вступлении Швеции в альянс. Он очевидным образом продвигал свои интересы, ища дополнительной поддержки для атаки на зоны обороны Мидии. Цель Эрдогана заключалась в том, чтобы эти силы побудили ДПК (Демократическую партию Курдистана) к более активному участию в войне. Во-вторых, он намеревался начать новое наступление на северо-восточную Сирию. Но итоги дипломатических усилий не устроили Турцию. В этот момент дорога для нового наступления на северо-восточную Сирию оставалось закрытой. Поэтому вместо новой наземной операции они каждый день наносят авиаудары с помощью самолетов и боевых БПЛА, а также ведут постоянные артиллерийские обстрелы. БПЛА наносят удары по автомобилям день и ночь. Кроме того, выяснилось, что здесь были организованы и поощрялись исламистские группировки, чтобы исподволь разжигать конфликты и рознь в регионе. Это были новые методы, призванные внести смуту, и Турция прибегла к ним вместо прямого вторжения. Кроме того, даже поездку в Сочи можно назвать поиском поддержки, поскольку они постоянно оценивают шаги, которые делает Иран. Сейчас говорят, что министр иностранных дел Турции поедет в Иран.
Параллельно идет развитие событий в северо-восточной Сирии. Силы демократической Сирии (СДС) объявили об операции по обеспечению безопасности. Теперь некоторые круги, тесно связанные с Турцией, утверждают, что между СДС и некими племенами Дейр-эз-Зора начались конфликты и даже происходят столкновения, но СДС официально заявили, что будут бороться лишь с бандформированиями и остатками ИГИЛ*.
Тем временем турецкие силы и связанные с ними бандформирования немедленно атаковали Манбидж, в деревнях которого массово убивают несовершеннолетних. Если эти банды получат возможность, они продолжат вести боевые действия. Кампания дезинформации тоже не прекратится.
Турецкий режим ищет любые пути для нового вторжения, которое можно было бы организовать без авиаударов. Здесь распространяется разведывательная сеть, режим Эрдогана вербует агентов и использует свои прокси-формирования, чтобы спровоцировать конфликтную ситуацию. Именно администрация Тайипа Эрдогана контролирует многие нападения в регионе. Турция уже давно поддерживает как ИГИЛ, так и другие исламистские банды в Сирии. Фашизм ПСР/ПНД содействует им на самом высоком уровне.
В северо-восточной Сирии развивается революция, и особенно активно эти процессы продолжаются после битвы при Кобани, поэтому Тайип Эрдоган атакует эти территории, чтобы задушить её. Турция пыталась нарушить развитие системы демократической нации, но взаимоотношения, дружба и братство между курдским и арабским народами развиваются и крепнут. Вот чего боится оккупант, вот почему Турция совершает эти нападения. Если курды и арабы смогут жить в солидарности, если они добьются демократического единства в рамках собственных принципов свободы и на базе демократической нации, то у противника не будет возможности продолжать нападения. Тогда фашистское турецкое государство попросту рухнет.
Вокруг Дейр-эз-Зора тоже сложилась непростая ситуация. Сейчас многие глобальные, а также региональные силы преследуют здесь свои интересы. В регионе есть важнейшие энергоресурсы, здесь проходят энерготранспортные маршруты, не стоит забывать и о «шиитском полумесяце» (проект территориального соединения шиитских территорий от Ирана до Ливана). Практически все силы, которые присутствуют на Ближнем Востоке, имеют свои интересы в этом регионе, что превращает его в зону конфликта. Кроме того, Дейр-эз-Зор – исторически очень сложный для управления регион. Когда-то здесь было место ссылки османов, где они также совершали массовые убийства (в частности, здесь произошел геноцид армян). Всех, кто выступал против турецкой власти или осмеливался проявить себя, как оппозиционер, ссылали на эти земли.
Сейчас руку к провокациям в Дейр-эз-Зоре приложили абсолютно все действующие силы. В этой ситуации Автономная администрация северо-восточной Сирии должна занять хладнокровную уравновешенную позицию. Необходимо постараться лучше понять происходящее и не поддаваться на провокации. Нужно принять меры предосторожности и действовать поэтапно. Необходимо сохранять полный контроль над происходящим.
Я хотел бы также обратиться с призывом к арабскому сообществу и племенам. Самое большое событие в северо-восточной Сирии – это развитие парадигмы демократической нации. Здесь можно увидеть, как различные этнические группы организуются на основе принципов свободы, сохраняя свою идентичность, и устанавливают демократическое единство. Это ситуация исторического значения. Доказано, что концепция демократической нации, разработанная курдским политиком и мыслителем Оджаланом, – это путь к свободе, демократии и освобождению для всех. Для этого необходимо понимание ситуации и умение не поддаваться на дешевые интриги и многочисленные провокации. Есть ещё много тех, кто выступает против развития курдско-арабского альянса, опасаясь того, что он может принести.
Давайте защищать и развивать пространство свободы, созданное в регионе, пространство демократии, которое развивалось на основе борьбы с ИГ* и разгрома террористических бандформирований, когда более десяти тысяч героев отдали жизни за будущее наших народов. Давайте работать над этим вместе, обсуждать наши общие планы и объединять усилия, чтобы развивать регион. Все, особенно Автономная администрация, должны подходить к делу внимательно и скрупулёзно, и тогда любые интриги будут пресекаться.
- Несколько дней назад наступило первое сентября – Международный день мира. Жители Амеда вышли на улицы города, чтобы провести демонстрацию в защиту мира. Однако, в этот день начались серьезные боевые действия. Что Вы думаете об этом факте? И что следует делать молодежи в такие дни?
- 1 сентября, в день мира, пока люди выходили на улицы своих городов, администрация Тайипа Эрдогана начала масштабные атаки. От [южнокурдских районов] гор Асоса до Кандиля, по всему Бахдинану и в северном Курдистане, вплоть до Рожавы и Манбиджа. 1 сентября – это не день мира, 1 сентября – это день нападения гитлеровского фашизма на Польшу. Иными словами, это день начала Второй мировой войны. Фактически это день, когда начались военные действия. Сегодняшние фашисты тоже нападают, учитывая эту дату. На этом примере можно увидеть идеологическое родство Эрдогана и Гитлера.
С точки зрения курдов и всех демократических сил, можно ли говорить о мире сегодня? Один европейский юрист четко сказал, что говорить о мире бессмысленно до тех пор, пока Оджалан не выйдет на свободу. Иными словами, даже начинать разговор о мире в этих условиях бессмысленно и неправильно. Какой это может быть мир, о чем речь? В регионе постоянно фиксируются очередные атаки.
Так насколько необходимым было проведение мирного митинга в Амеде? По сути, курды не находятся в состоянии войны, наш народ никого не атакует, но курды оказались под огнем войны. Курды – мишень геноцида. На самом деле это не война в обыденном смысле слова, а фашистский геноцид, попытка устроить резню, к которой стремится Тайип Эрдоган и его [правящий] партийный альянс, чтобы подавить партизан, ликвидировать Рабочую партию Курдистана и стереть даже память о курдах с лица этой земли.
Курды сопротивляются. Они должны сопротивляться. Их стремятся уничтожить, и они дают отпор противнику. Жители Амеда не на стороне нападающего, поэтому им не нужны советы о мире, мол, не нападайте. Кто бы ни атаковал, где бы это ни происходило, советы нужно давать тем, от чьего имени совершаются эти нападения. Если вы видите это в Анкаре, в Измире, в Стамбуле...
Я хотел бы подчеркнуть, что мы хотим мира. Мы хотели бы, чтобы те, кто вышел на улицы Амеда 1 сентября, вышли и 15 августа [годовщина начала вооруженной борьбы курдского движения], чтобы они праздновали и приветствовали сорокалетие прорыва, первых дней борьбы партизан в 1984 году. Потому что инициатива 15 августа 1984 года – один из самых значимых дней в истории человечества, акт борьбы за свободу и акт мира, не только на словах, но и на деле.
После 15 августа был казнен всего один человек, приговоренный к смертной казни. Позже казнен не был уже никто. Пришлось даже вычеркнуть это из конституции. Можно с уверенностью сказать, что прорыв 15 августа послужил миру в серьезной мере. Называть это войной не стоит, мы должны быть осторожны с определениями, которые мы используем.
Теперь приближается годовщина фашистского переворота 12 сентября, который потерпел крах благодаря инициативе 15 августа. Вместо казней люди вышли из тюрем живыми, частота пыток снизилась, были даже сделаны небольшие шаги в сторону демократизации. Приближается и годовщина нападения ИГИЛ на Кобани, которое произошло 15 сентября. Стоит помнить, что именно партизаны обеспечили падение ИГИЛ и спасли человечество от катастрофы.
Факт в том, что мы, курдский народ, живем под угрозой уничтожения и геноцида, который начался при участии мировых держав с момент заключения Лозаннского договора [соглашение от 24 июля 1923 года, разделившее Османскую империю и определившее границы современного Ближнего Востока]. 24 июля 2015 года начались массированные бомбардировки наших позиций, которые вели около семидесяти турецких военных самолетов в течение нескольких часов кряду. 25 апреля 2015 года администрация Тайипа Эрдогана прекратила процесс мирного урегулирования с участием Оджалана, и заключенный лидер курдского народа четко заявил, что именно администрация Эрдогана инициировала эти атаки. Нападение, начавшееся в тот день и продолжающееся и сегодня, – это удар по нашему свободному существованию с целью уничтожить свободу и родину курдов. С тех пор мы сопротивляемся, поскольку этого врага следует побеждать, разговаривая с ним на единственном языке, который он понимает, – на поле боя. Сейчас у нас нет альтернативы или любого другого выхода. Ясно, что мы должны делать, и мы не будем разыгрывать из себя агнцев на заклании. Когда нас атакуют, мы не будем говорить: «Остановитесь, я хочу мира!». От этого враг не остановится.
Мы будем сражаться с четко поставленной целью – прекратить наступление врага. Для этого мы будем использовать все возможные методы борьбы. Вот уже более сорока лет партизаны хранят будущее нашего народа. Если бы не защитники Курдистана в Запе и Авашине, которые сопротивлялись в военных тоннелях месяцами в условиях, которые не может выдержать ни один нормальный человек, курдской идентичности уже бы не существовало. Держитесь подальше от литературы в героическом стиле; поддерживайте живых людей – партизан. Если вы будете в страхе и ужасе, знайте, что в таком состоянии ничего не добиться. Поэтому я обращаюсь в первую очередь к курдской молодежи. Партизаны знают, какая антипропаганда распространяется о них в народе и что некоторые люди пытаются говорить о них. Мы хотим внести ясность – партизанские отряды борются против этой фашистской, колониальной агрессии, дают отпор геноциду партизанскими методами. Их стратегия заключается в том, чтобы бороться, потому что курды вынуждены это делать, если мы хотим защитить свое право на существование.
Если вы не можете добраться до мест, где дислоцированы партизанские отряды, отправляйтесь в Дейр-эз-Зор, чтобы присоединиться к войне против ИГ*. Только в борьбе мы можем победить эти реакционные силы – ПСР, ПНД, ИГ, ДПК и так далее. Курдская молодежь должна понимать эту ситуацию. Молодые люди должны видеть, что сегодня в регионе идет агрессивная война, а партизаны ведут освободительную борьбу. Обязанность молодежного движения, – наращивать силы, стоящие за концепцией революционной народной войны.
Оджалан однажды сказал: «Вы всё время говорите «мир, мир», но борьба за мир – это самая трудная борьба. Мира можно достичь только путем борьбы». Вы не получите этот мир путем разговоров. Это результат всесторонней борьбы, которая в то же время должна быть борьбой за свободу и демократию. Как сказала наша великая героиня, командир сил сопротивления в Ширнаке, товарищ Зериян: «Пусть это будет ваш мир, мы хотим нашей свободы». Итак, я хотел бы ещё раз призвать молодежь присоединяться к рядам партизанам, особенно в этот период, и развивать революционную войну против фашистского режима ПСР/ПНД в самых разных сферах и областях.
* - террористическая организация, запрещена в РФ