Калкан: ситуация на Имралы — продолжение международного заговора

Член Исполнительного совета АОK (Ассоциации обществ Курдистана) Дуран Калкан рассказал о положении политических заключенных в Турции и о том, что сопротивление народного лидера курдов Абдуллы Оджалана вдохновляет народы всего мира.

Дуран Калкан задается вопросом о том, почему международные институты, которые должны контролировать ситуацию в тюрьмах, включая Имралы [а также наблюдать за соблюдением норм международного права и прав человека], хранят молчание и игнорируют ситуацию, словно одобряя действия турецких властей.

Член Исполнительного совета АОK (Ассоциации обществ Курдистана) Дуран Калкан рассказал о положении политических заключенных в Турции и о том, что сопротивление народного лидера курдов Абдуллы Оджалана вдохновляет народы всего мира.

- Абдулла Оджалан находится в плену на тюремном острове Имралы в Мраморном море уже почти 25 лет, но он продолжает оказывать сопротивление. Похоже, что его политические идеи распространяются по миру. Что ещё Вы можете рассказать о положении самого известного курдского политзаключенного и о связи между личностью Абдуллы Оджалана и курдским вопросом? Какая ситуация сложилась за пределами Курдистана, на международной арене?

- Прежде всего, я хотел бы с уважением отдать должное историческому сопротивлению, которое ведет в турецких застенках Абдулла Оджалан. Сейчас идет борьба за его освобождение, в том числе с участием важных международных инициатив, как на юридическом, так и на политическом уровне. Например, несколько дней назад наши сограждане, курды, живущие в Европе, и друзья-интернационалисты провели демонстрации во многих европейских городах. Они четко заявили о своих требованиях освободить Оджалана. Поэтому я хотел бы передать теплое приветствие тем, кто принял участие в этих протестах, особенно в Дюссельдорфе и Страсбурге, а также другим товарищам, выходившим на демонстрации в Европе. Мы благодарны курдам, нашим друзьям из других стран мира, молодежи и женщинам, которые требуют соблюдать права Оджалана. Я хочу пожелать им дальнейших успехов в борьбе и подчеркнуть, что мы полностью уверены в эффективном продолжении нашего общего дела.

Вот уже более двух с половиной лет мы не получали никакой информации о положении Абдуллы Оджалана. Совсем недавно его адвокаты обратились в ЕКПП [Европейский комитет по предупреждению пыток] со срочным ходатайством, попросив обнародовать имеющуюся у Комитета информацию о положении дел на Имралы и сделать выводы по этому вопросу.

Вы можете видеть, что борьба против системы, отработанной турецким режимом на Имралы, системы пыток, изоляции и геноцида, становится всё более масштабной и заметной. Это наглядное свидетельство того, что Оджалан разрушил стены на Имралы. Ему удалось сделать свою идеологию достоянием всего мира и выйти на глобальный уровень. Можно с уверенностью сказать, что он указал путь к освобождению угнетенных народов и страт общества, особенно женщин, молодежи и трудящихся всего мира.

Один юрист как-то сказал, что без освобождения Оджалана и уничтожения системы изоляции, опробованной на Имралы и затронувшей всю страну, бессмысленно даже говорить о мире. Сегодня идеи курдского лидера и новая парадигма освобождения женщин и демократического общества, живущего в согласии с окружающей средой, продолжают распространяться. Люди с интересом наблюдают за теми, кто воспринял эти идеи, и перенимают их методы. В этой новой парадигме они видят решение своих проблем. Сейчас идет поиск новой политической системы, начавшийся после распада Советского Союза. Ответ на этот вопрос кроется в идеях, предложенных Оджаланом.  Люди видят в них путь к свободе, демократии и равенству. Они видят в этом свое спасение, и именно поэтому всё больше товарищей чаще интересуются, активнее борются, участвуют в общественных движениях и заявляют о себе. Они занимают более четкую позицию в борьбе за свободу Абдуллы Оджалана и подвергают серьезному сомнению фашизм ПСР/ПНД.

Однако, официальные структуры никак не реагируют на народную борьбу. Администрация Тайипа Эрдогана оказалась настолько лживой, что уровень их подлости удивил многих. Сказать, что они построили империю лжи и страха, значит польстить Эрдогану. То, что создал Тайип Эрдоган, – это фашистская диктатура. Мы видим их намерения, мы понимаем суть их политики, мы знаем их идеологию – фашизм, колониализм, геноцид. Поэтому они постоянно атакуют. Что трудно понять и что остается главной проблемой на сегодняшний день, так это то, почему международные организации и институты, несущие свою долю ответственности за обстановку на Имралы [и соблюдение международного права и прав человека], молчат, как будто одобряют действия турецких властей. Я вижу в этом преступное соучастие или партнерство сторон, связанных общими интересами. Тем самым они делают всё, чтобы Оджалан не вышел на свободу. Можно констатировать как очевидный факт, что Имралы – средоточие самого жестокого фашистского, колониального гнета, репрессий, пыток и геноцида, имевших место в нашей истории.

Конечно, мы постоянно задаемся вопросом, что делать. И ответ ясен – мы будем бороться, не ожидая немедленных результатов. Система изоляции на Имралы проистекает из самого факта существования курдского вопроса. Под этим вопросом подразумевается идеология и политика геноцида, которую турецкая власть взяла на вооружение в отношении нашего народа. Пожалуй, это одна из самых тяжких проблем, известных человечеству. Арабо-израильские противоречия и конфликт – самая серьезная и одна из древнейших проблем такого рода, но курдский вопрос превзошел и этот конфликт, поскольку не ограничивается территорией Турецкой Республики и государствами Ближнего Востока. Глобальная капиталистическая гегемония основана на идеологии и политике, в которых отрицается существование курдов, и наш народ стал мишенью истребления. Поэтому можно сколько угодно давить на фашистский альянс ПСР/ПНД, можно инициировать переворот, можно даже пытаться вести страну к развалу, но все равно в конце концов найдется кто-то, кто поддержит и спасет это положение дел, сохраняя фашистскую идеологию и политику. Такое уже случалось в истории.

Курдский вопрос – не тот вопрос, который можно решить быстро и просто. Чтобы не ошибиться в этом важном деле, необходимо хорошо разобраться в проблеме. Следствием этой проблемы стала самая широкая освободительная борьба в истории, поэтому не случайно этот фронт борьбы объединился с другим фронтом – сражающимся за освобождение женщин. Развитие жинеологии [науки о женщинах] в рамках борьбы за свободу курдов и начало революции за эмансипацию женщин, безусловно, не случайны. Это связано с сутью и масштабами курдского вопроса и народно-освободительной борьбы.

Почти четверть века назад был организован международный заговор, в результате которого Оджалан оказался в тюрьме на Имралы, так как он искал решение курдского вопроса. Система, созданная турецким фашизмом на Имралы, – следствие и продолжение международного заговора. Они сделали это для того, чтобы добиться геноцида курдов, помешать решению курдского вопроса, а значит, поставить препоны демократизации Турции и помешать демократическому влиянию на Ближнем Востоке и во всем мире. Потому борьбу за освобождение Оджалана необходимо рассматривать, как борьбу за свободу Курдистана, свободу курдов, демократизацию Турции и свободную жизнь для всего человечества.

Полагаю, что решение этой задачи заключается в развитии борьбы во всех аспектах, всеми методами и самым решительным образом. В частности, необходимо продолжать правовую борьбу. Как не раз говорили и прежде, система Имралы должна быть вынесена на повестку в рамках демократического права. Нам необходимо развивать борьбу на политическом уровне, вести просвещение в массах, среди молодежи и женщин. Наше движение уже ведет борьбу за свободу, и наши партизаны героически сражаются, отстаивая общее будущее народов Ближнего Востока. Совокупность этих факторов и есть та борьба, которая обеспечит освобождение Абдуллы Оджалана. Мы должны проявить упорство на этом пути, должны быть волевыми и терпеливыми бойцами, должны верить в победу и идти вперед до тех пор, пока не решим поставленную задачу. Я хотел бы пожелать успехов всем, кто ведет эту борьбу.

- Вы уже говорили о том, что система, опробованная на Имралы, расширяется. Как именно это нужно понимать? Каково положение политических заключенных в турецких тюрьмах на сегодняшний день? Как отражается существование курдского вопроса на ситуации узников, отбывающих сроки в турецких тюрьмах?

- Несколько лет назад Оджалан сказал, комментируя свое положение: «Здесь сложилась такая система, что, даже не упоминая мое собственное положение, я должен сказать, что сотни людей подвергаются жесточайшему давлению, преследованию, заключению и пыткам. Это происходит из-за меня, из-за этой системы, сложившейся здесь. Это касается всех, и поэтому с таким положением дел надо бороться». Сейчас мы сталкиваемся с такой ситуацией практически во всех тюрьмах. Ситуация с политзаключенными не превращается в положение дел на Имралы в полной мере, она не достигла такой степени, но проблема затронула всю страну.

Мы видим в турецких тюрьмах фашистский гнет, террор и пытки. Из тюрем выносят трупы заключенных, которые умирают тяжелой смертью. Последним таким заключенным был Шакир Туран, память которого я хотел бы почтить. Я также хочу вспомнить всех наших друзей, погибших в тюрьмах. Я разделяю боль нашего народа и боль семьи Шакира Турана. Родственники заключенных ведут борьбу против нарушений прав в тюрьмах, и это очень важно, но необходимо, чтобы эта борьба была лучше организована. Недостатки ещё есть, поэтому есть и возможность исправить любые недочеты.

Но очевидно, что эта ситуация стала не только проблемой семей заключенных. Недавно одна из правозащитных организаций опубликовала доклад, сообщив, что в настоящее время 313 заключенных содержатся в тюрьмах на абсолютно неоправданных основаниях, хотя их сроки, к которым приговорил этих людей суд, уже отбыты. Это очень серьезная ситуация, которая стала следствием распространения беззакония, начавшегося на Имралы. 313 человек – это не мало. Тюремный срок некоторых из них превысил полгода, в случае других это год, у прочих срок заключения истек два-три года назад, но их не отпускают на волю. Мы считаем это полным беззаконием, не имеющим никакого демократического правового аспекта. Это фашистский, колониальный подход, когда в стране не соблюдается даже собственные нормы исполнения наказаний.

В том же упомянутом выше докладе сказано, что в 2022 году был зафиксирован 1201-й по счету случай применения пыток. Если бы в стране правил не режим Тайипа Эрдогана, а другая администрация, которая прибегла бы хотя бы к малой доле подобных притеснений и пыток, во многих кругах начался бы ад. Но против Тайипа Эрдогана не поднимается особого шума, а все сообщения о преступлениях его правительства игнорируются. Это тот самый случай трех слепоглухонемых обезьян. Мир закрывает глаза на всё, что правительство ПСР делает с курдами.

Преследования, которые коснулись курдов, коснулись и рабочих, женщин и молодежи, а также революционных демократических социалистов Турции. Люди ведут борьбу против режима в тюрьмах, следуя традициям сопротивления 14 июля. [В 1982 году в тюрьмах была объявлена голодовка, которая распространилась по всей стране]. Никакое давление не может заставить их отказаться от своих целей или сломить их волю. Последними словами героя Шакира Турана было: «Я высоко держу голову». Каждый из нас должен стоять с прямой спиной.

Администрация Тайипа Эрдогана бросила в фашистские застенки десятки тысяч людей, мужчин и женщин, но так и не смогла сломить политическую волю народа. Все они боролись прежде и продолжают вести борьбу. Я хотел бы еще раз передать им сердечный привет и пожелать успехов. Их сопротивление – тяжелый путь, который может приносить страдания. Их могут подвергнуть пыткам, а некоторым угрожает смерть. Эти люди – истинные борцы за свободу и демократию.

Необходимо проявить солидарность с этой борьбой, видеть ее, понимать и защищать ее принципы. Эта борьба – не только борьба конкретных семей, но и борьба всего общества. Масштабы пыток в тюрьмах настолько велики, что коснулись всего нашего общества. Сейчас все говорят, что пытки, начавшиеся на Имралы, распространились на весь наш социум. Это давление, угнетение, эксплуатация, голод, кризис, экономический и политический хаос – всё проистекает оттуда, из нерешенного курдского вопроса. Ситуация на Имралы существует только из-за курдского вопроса. Война, кровопролитие и смерти – всё это вызвано курдским вопросом. Поэтому ответственность за это положение дел несут те, кто создал курдский вопрос и не собирался его решать. Те, кто навязал курдам угнетение, преследования и колониализм, кто решил начать геноцид нашего народа и те, кто хочет уничтожить курдов, не признавая их существование и демократические права. Когда мы говорим о курдском вопросе, никто не должен считать, что сами курды виновны в его существовании. Все преследования и угнетение, попытки уничтожить курдов и создали курдский вопрос.

Сопротивление в тюрьмах требует солидарности и поддержки. Необходимо продолжать разоблачать практику преследований и пыток. В мире не существует другого режима, который мог бы применять такие пытки и устоять; турецкий режим тоже рухнет, если будет окончательно разоблачен. Поэтому сегодня необходимо поддерживать тюремное сопротивление.