Ближний Восток: эпицентр Третьей мировой войны
Ближний Восток, регион, находящийся в центре империалистических конфликтов и интересов крупных держав, ввергнут в серьезный кризис.
Ближний Восток, регион, находящийся в центре империалистических конфликтов и интересов крупных держав, ввергнут в серьезный кризис.
Ближний Восток, регион, находящийся в центре империалистических конфликтов и интересов крупных держав, ввергнут в серьезный кризис. Нападения, продолжавшиеся в течение всего года, и спровоцированные ими события предвещают масштабные перемены, которые таят в себе как риски, так и преимущества для сил, отстаивающих интересы народов региона.
В 2024 году Ближний Восток стал ареной конфликта между глобальными империалистическими державами. Динамика в этом регионе быстро меняется. События в Ираке, Иране, Сирии, Иордании, Ливане, странах Персидского залива, Египте и Курдистане, происходившие в течение всего года, дали понять, что в предстоящий период здесь может возникнуть новый баланс сил.
Крах режима Баас
Гражданская война, начавшаяся в Сирии в 2011 году, вышла в новую фазу в этом году. После атак, предпринятых «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ) 26 ноября, 61-летнему режиму Баас пришел конец. Президент Асад укрылся в России, и в регионе возник вакуум и неопределенность.
Воспользовавшись этой ситуацией, Турция и связанная с фашистским режимом Эрдогана Сирийская национальная армия (СНА) начали наступление на территории северо-восточной Сирии. В результате этих атак в течение года погибли по меньшей мере 162 мирных жителя. Ещё 194 человека получили ранения различной тяжести.
Десятки тысяч жителей Шахбы и Тель-Рифата были вынуждены переселиться после начала военных действий. Вскоре мишенью очередных мощных ударов стал Манбидж. Хотя при посредничестве США в городе было объявлено перемирие, нападения военизированных группировок время от времени продолжаются.
Атаки со стороны Израиля
Наиболее заметными событиями в течение года были атаки со стороны Израиля. Израиль продолжал наносить удары, оправдывая свою вооруженную агрессию атаками ХАМАС, которые начались 7 октября 2023 года. В результате израильских ударов по сектору Газа погибло не менее 44 тысяч человек, в том числе 192 журналиста, и более ста тысяч человек получили ранения. Позже Израиль начал наносить удары по Ливану, Сирии, Египту, Йемену и Ирану.
Израиль вторгся в Южный Ливан, где в конце ноября было объявлено прекращение огня. Также Израиль нанес более 300 авиаударов по территории Сирии после того, как Дамаск перешел под контроль вооруженной группировки ХТШ, и пересек буферную зону на Голанских высотах на границе с Сирией, которая была демилитаризована с 1973 года. После этого он вошел на территорию Сирии.
17 сентября были взорваны пейджеры, которыми пользовались члены «Хезболлы» в Ливане. В результате кибератак погибли 42 человека и более 3 500 получили ранения. После этого 27 сентября в Бейруте был убит лидер «Хезболлы» Хасан Насралла, а председатель исполнительного совета «Хезболлы» Хашим Сафиюддин, который мог заменить Насраллу, был также убит в результате нападения в Бейруте 23 октября.
Министерство здравоохранения Ливана сообщило, что в период с 8 октября 2023 года по 24 ноября 2024 года в стране погибли более 4 тысяч человек, чьи жизни оборвались по причине вооруженных нападений. Согласно данным, опубликованным Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов, по меньшей мере 1 миллион 900 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть дома и бежать из-за нападений в течение уходящего года. 27 ноября было объявлено о прекращении огня, но израильские атаки продолжались. После этого в результате военных ударов погибли по меньшей мере 27 человек.
ПСР проиграла на местных выборах в Турции
Выборы в местные органы власти, состоявшиеся в Турции 31 марта, стали одним из важнейших событий года. Правительство ПСР/ПНД (Партии справедливости и развития/Партии националистического движения) понесло серьезные потери из-за своей антикурдской политики. ПСР получила места 12 мэров столичных городов, YRP (Партия нового благоденствия) – 1, партия ПНРД (Партия народного равенства и демократии) – 3 и НРП (Народно-республиканская партия) – 14. В 51 провинциальной мэрии ПСР получила 12 мест, Хорошая партия – 1, BBP (Партия великого единства) – 1, YRP – 1, ПНРД – 7, НРП – 21 и ПНД – 8.
В районных муниципалитетах результаты были следующими: ПСР получила 346 мест муниципальных служащих, Хорошая партия – 22, Левая партия 1, BBP – 13, DSP (Демократическая левая партия) – 1, YRP – 37, ПНРД – 57, НРП – 314, Демократическая партия – 2, ПНД – 114, TİP (Рабочая партия Турции) 1, DEVA (Партия демократии и прогресса) также 1, и SAADET (Партия счастья) – ещё 1. Независимые кандидаты победили в 9 районных муниципалитетах. Было принято решение о возобновлении выборов в городах Гюзельюрт в провинции Аксарай, Пынарбаши в Кайсери, Хильван в Урфе (Рихе), Гюнейкая в Сивасе, Мазгирт в Акпазаре, провинции Дерсим (Тунджели), поселке Бююккарыштыран в Кыркларели и Саглыке в Аксарае.
ПСР, которая заняла второе место на выборах, перешла к политике силовых назначений. Власти назначили лояльных режиму управленцев в муниципалитеты Джоламерга (Хаккари), Эсеньюрта, Мардина, Батмана, Халфети, Дерсима, Пулура (Оваджика) и Бахчисарая.
Другим важным событием года стал визит председателя ПСР и президента Тайипа Эрдогана в Багдад и подписание предварительного соглашения с Ираком, Катаром и Объединенными Арабскими Эмиратами по проекту так называемой «Дороги развития». После этого Турция усилила нападения на районы Южного Курдистана (Северного Ирака). Помимо нападений на Зап, Метину и Авашин, в этот период активизировались обстрелы северо-восточной Сирии. 15 августа после переговоров в Анкаре министры обороны Турции и Ирака подписали меморандум о взаимопонимании по военному сотрудничеству, безопасности и борьбе с терроризмом. В рамках соглашения было принято решение о создании совместного координационного центра безопасности в столице Ирака, Багдаде.
Вертолет Раиси потерпел крушение
С падением правительства Дамаска Иран потерял значительную часть своего влияния в регионе. 3 января 91 человек погиб в результате теракта у могилы Касема Сулеймани, ответственность за который взяло на себя ИГИЛ*.
В течение всего года страна подвергалась израильским атакам. Исмаил Хания, глава политического бюро ХАМАС, был убит в результате израильской атаки в Тегеране 31 июля. Напряженность между странами также обострилась после убийства лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы в столице Ливана, Бейруте. Иран нанес сотни ракетных ударов по Израилю в разные дни.
Ещё одним событием года стала гибель президента Ирана Ибрагима Раиси в результате крушения вертолета. После его смерти 6 июля состоялись президентские выборы на 14-й срок. Масуд Пезешкиан стал 9-м президентом страны, получив 53,7% голосов избирателей во втором туре выборов.
Иордания
В Иордании, расположенной на пути нового торгового маршрута, который свяжет Индию с Ближним Востоком и Европой, 10 сентября прошли выборы членов в 20-ю палату представителей, нижнюю палату парламента страны. Победа Исламского трудового фронта показала, что влияние «Братьев-мусульман»* в стране вновь начало расти. Другим важным событием в стране, которая борется с экономическим кризисом и безработицей, стала атака БПЛА, имевшая место 28 января, в результате которой погибли 3 американских солдата и ещё 25 человек были ранены.
Афганистан
В Афганистане, где США оставили управление страной талибам в 2021 году, продолжались правонарушения, связанные с попытками властей внедрить нормы «шариата». В этом году десятки тысяч людей были вынуждены уехать в другие страны. Живя под властью талибов, Афганистан превратился в открытую тюрьму для женщин и детей. Женщины, чьи права ограничены во всех сферах – от здравоохранения до образования, от спорта до развлечений, – начали создавать для себя альтернативные пространства, проявляя солидарность.
Более 400 человек погибли в северных провинциях страны из-за проливных дождей, разразившихся в мае. Среди других значительных событий – гибель министра по делам беженцев и мигрантов Афганистана Халила ар-Рахман Хаккани, чья жизнь оборвалась в результате взрыва в штаб-квартире министерства в Кабуле 11 декабря.
Страны Персидского залива
2024 год стал временем примирения и дипломатических шагов для стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен и Оман. Процесс примирения, начавшийся с подписания Соглашений Авраама в 2020 году и саммита в Аль-Уле в 2021 году, продолжился подписанием 31 июля Соглашения о свободной торговле между Турцией и Советом сотрудничества стран Персидского залива. 2024 год стал годом продолжения экономического роста в странах Совета сотрудничества, несмотря на снижение уровня добычи нефти и глобальную экономическую неопределенность в регионе и мире. Рост экономики Саудовской Аравии составил около 3%. Хотя конфликт между Израилем и ХАМАС имел серьезные политические и социальные последствия в странах Персидского залива, ни одно государство, за исключением Йемена, не заняло четкой позиции и не проводило долгосрочной политики в поддержку равновесия. Хути, которые нападали на израильские суда в Красном море, поддерживая Палестину, оказались в фокусе мирового внимания после авиаударов США и Великобритании по Йемену. Нападения в Красном море и влияние Ирана в этом регионе стали определяющими в стратегии безопасности стран Персидского залива.
Марокко, Алжир, Тунис, Ливия
Важным событием стало создание энергетических линий в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии и Египте. Нехватка воды, рост летних температур и лесные пожары в Северной Африке вызвали массовую миграцию в Ливии, Алжире и Марокко.
Сосредоточившись на энергетических проектах 2024 года, Марокко предприняло важные шаги в строительстве газопровода с Нигерией. Страна оказалась в центре двух значимых проектов по экспорту природного газа из Нигерии в Европу. Стремясь укрепить экономические связи со странами Сахеля, власти Марокко продолжали бороться с безработицей и коррупцией во внутренней политике, а также со стихийными бедствиями, включая землетрясения и наводнения, в течение всего года.
В Ливии так и не была решена проблема политической нестабильности, возникшая после «арабской весны». Гражданская война, начавшаяся в стране после 2011 года, продолжалась, миграционный кризис и энергетическая политика всё так же определяли повестку дня.
В Тунисе, где «арабская весна» началась в 2010 году, роспуск парламента президентом Каисом Саидом и поправки к конституции страны привели к масштабному политическому кризису. Протесты и столкновения между представителями противоположных взглядов вновь поставили на повестку дня вопрос о риске гражданской войны.
7 сентября в Алжире, который борется с нарушениями прав человека и серьезными экономическими проблемами, состоялись выборы, отмеченные бойкотом. Явка составила 26,5% избирателей, в результате чего на второй срок был избран действующий президент Абдель-Маджид Теббун, пользующийся поддержкой военных.
29-летнее правление Хосни Мубарака в Египте закончилось в феврале 2011 года. На прошедших после этого выборах к власти пришла Партия свободы и справедливости во главе с Мухаммедом Мурси, который придерживается взглядов, свойственных «Братьям-мусульманам». Однако, уже через 8 месяцев он был свергнут в результате государственного переворота, совершенного тогдашним начальником Генерального штаба Абдул-Фаттахом ас-Сиси. Одним из важнейших событий прошлого года стало официальное приветствие в адрес Абдул-Фаттаха в Анкаре 4 сентября – от президента Таипа Эрдогана, который ранее называл ас-Сиси «убийцей и заговорщиком».
* - террористическая организация, запрещена в РФ