Нынешние события в Сирии представляют собой новую фазу Третьей мировой войны, которая началась с войны в Персидском заливе в 1990 году и длится до сих пор. Прямые последствия этой войны погрузили Сирию в глубокий хаос. Однако захват Дамаска боевиками «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) во главе с Ахмедом Хусейном аш-Шара под кодовым именем Абу Михемет Джолани перевел этот хаос в иное измерение. Предсказания о том, что эта хаотичная ситуация будет иметь региональные и международные последствия, особенно в Ираке, Иране и Турции, — явление не новое. Дорожная карта, которой должно следовать временное правительство, которое планируется создать для восстановления Сирии, имеет огромное значение не только для Сирии, но и на региональном и международном уровне. Это главная причина, по которой все местные, региональные и международные силы в регионе ведут серьезные дискуссии о том, как будет формироваться новая Сирия.
Цель данной статьи — проанализировать новую политическую ситуацию в Сирии, влияние ХТШ, стратегическую роль курдов и позиции основных игроков в регионе.
КОНЪЮНКТУРНАЯ ПОБЕДА ХТШ В ДАМАСКЕ И ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Победа ХТШ над Дамаском - это не спонтанное развитие событий или ситуация, возникшая из-за того, что ХТШ очень сильна. И это необходимо хорошо уяснить прежде всего. Любая оценка или анализ, игнорирующие эту ситуацию, не дадут правильных результатов.
Если вкратце коснуться недавних процессов, то гнев, вызванный репрессивной политикой БААС в Сирии, контролируемой Асадом, неудача Ирана в создании шиитского полумесяца и расчеты США, Великобритании и Израиля на регион, возникшие в результате ослабления России Украиной, подготовили конъюнктурную среду, подходящую для ХТШ. Поэтому авантюра ХТШ, начавшаяся от Идлиба до Алеппо и завершившаяся полным контролем над Дамаском, была преподнесена ей на золотом блюдечке. Эта ситуация привела к серьезным изменениям на политической и военной карте Сирии. Однако все внимание приковано к «дорожной карте», которой должно следовать временное правительство Сирии, желающее восстановить страну.
Шади аль-Ваиси, министр юстиции временного правительства, объявил о введении законов шариата и создании организации «полиция нравов». В рядах ХТШ также есть группы, которые угрожают Израилю, указывая на Иерусалим и Газу. Такая ситуация означает новую волну репрессий в отношении различных этнических и религиозных групп в регионе и, скорее всего, приведет к углублению социальной поляризации
Однако известно, что структура ХТШ неоднородна и включает в себя элементы поддерживаемой Турцией СНА (Сирийской национальной армии) и ИГИЛ*. Фрагментированная структура ХТШ в целом и потенциал противоречий и конфликтов между поддерживаемыми Турцией группировками показывают, что доминирование ХТШ не обеспечит стабильности в краткосрочной перспективе.
Самое главное — положение ХТШ и ее лидера Джолани на международной арене. Его известная позиция делает вопросы о том, как будет развиваться стабильность в Сирии и какой политический порядок будет установлен, еще более противоречивыми. Перед Джолани стоит серьезная проблема обретения легитимности в Сирии и на международной арене
Установление стабильности, прочного мира и спокойствия в Сирии, иными словами, строительство новой демократической Сирии, будет зависеть от того, как Джолани и возглавляемая им ХТШ будут относиться к демократическим автономным регионам. Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять, что Турция не сможет построить новую Сирию, нападая на автономные административные районы, играя в турецкие игры или применяя мстительный подход.
В нынешней ситуации коалиционные силы во главе с США, Европа и многие арабские страны, а также региональные игроки, похоже, сходятся во мнении о необходимости постоянного прекращения огня для восстановления Сирии. После 13 лет войны Сирия нуждается в этом, чтобы вздохнуть с облегчением и восстановиться. Это также необходимо для того, чтобы перемещенные сирийские граждане смогли вернуться в свои дома, чтобы разрушенная экономика и инфраструктура были восстановлены, чтобы страдания были в какой-то степени облегчены, чтобы мир и процветание были восстановлены и чтобы был установлен спокойный порядок.
В нынешней ситуации Джолани больше всего нуждается в постоянном прекращении огня. В этом смысле работа Джолани представляется очень сложной. По этой причине необходимо, чтобы ХТШ и ее лидер Джолани заняли радикальную и четкую позицию в отношении Турецкой Республики и ее банд, которые настаивают на дестабилизации региона и его безотлагательной оккупации.
РОЛЬ ТУРЦИИ, ПРОВОКАЦИИ И УГРОЗА ВОЙНЫ
Цель Турции в Сирии — использовать победу ХТШ в своих интересах. Анкара рассматривает эту победу как возможность начать атаки против автономной администрации северо-восточной Сирии. Турция пытается создать впечатление, что автономная администрация потеряла поддержку населения, устраивая провокации против простых жителей и сил безопасности. Утечка переписки в Whatsapp показывает, что в рамках этой стратегии нападения организуются в обмен на деньги.
Группы, носящие знаки террористической организации ИГИЛ*, показанные в СМИ, доказывают, что они в основном действуют совместно с группами, контролируемыми Турцией. Демонстрации в Дамаске, с одной стороны, свидетельствуют о приходе возрожденной волны террора ИГИЛ*, а с другой — показывают серьезность террора ИГИЛ*, организованного Турцией на международной арене.
В то время Турция пыталась добиться результатов, направив «Ан-Нусру» против курдов и Демократической автономной администрации, но, не добившись желаемых результатов, она направила туда ИГИЛ*. Когда-то ИГИЛ* потерпело первое поражение от сопротивления в Кобани и было разгромлено в деревне Бахоз в Дейр-эз-Зоре, но на этот раз оно вмешалось в регион с помощью собственных армейских сил. Теперь оно проводит всевозможные провокации и операции по дезинформации, чтобы вместе с ХТШ развязать борьбу против Демократической автономной администрации и курдов. Она продолжает попирать все принципы этики прессы в своей специальной войне и дезинформационных атаках, вплоть до фабрикации лжи о том, что Махер Асад бежал из Сирии через районы автономной администрации.
Более того, Турция стремится дестабилизировать ситуацию в регионе, вновь внедряя методы террора, подобные методам ИГИЛ*. Усилия ИГИЛ* по освобождению своих членов в лагере «Холь» и в тюрьмах рассматриваются как часть этого плана.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КУРДОВ И ПРОЕКТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Курды и Демократическая автономная администрация продолжают играть решающую роль в существующей ныне хаотической обстановке в Сирии. Проект демократической нации и модель демократической автономии, разработанная Автономной администрацией северо-восточной Сирии на основе парадигмы демократического, экологического и женского либертарианского общества, выступают в качестве единственной альтернативы, способной положить конец хаосу в регионе. Этот проект укрепляется курдско-арабским стратегическим альянсом. Сирийские демократические силы (СДС) представляют сопротивление всех этнических и религиозных групп в регионе, особенно курдов и арабов. Сирийская война, длящаяся 13 лет, нанесла огромный социальный и культурный ущерб. Единственным регионом, где социальная и культурная ткань была сохранена в течение этих мучительных лет войны, стали районы Сирийской демократической автономной администрации. Несмотря на серьезный культурный геноцид и манипуляции с демографией как во время контроля ИГИЛ* в регионе, так и в периоды, когда Сирию контролировал баасистский режим, а также в районах, которые в настоящее время находятся под контролем Турции и ее бандформирований, культурная, этническая и религиозная мозаика Сирии сохранилась и выжила в районах Демократической автономной администрации.
В сложившейся ситуации видно, что ни у международных держав, ни у региональных держав, ни у ХТШ и Джолани нет проекта решения, способного привести культурную и социальную структуру в Сирии к демократическому порядку. Необходимо понимать, что единственным и правильным решением является модель решения, разработанная в районах демократических автономных администраций, которая реализуется на основе демократической нации и в значительной степени доказала свою успешность. Отказ от националистических, религиозных, сектантских и этнических моделей решения, которые были опробованы ранее и не принесли результатов, кроме углубления хаоса, и отказ от устаревшей модели национального государства — это основной путь, который приведет к постоянному прекращению огня, миру и нормализации жизни в Сирии.
Сопротивление, возглавляемое СДС, продолжается во многих регионах, таких как Манбидж, Дейр-эз-Зор, Ракка, Хасаке и Кобани. Кровь курдов, арабов, сирийцев, армян, ассирийцев и других народов, а также религиозных, сектантских и культурных групп смешивается на полях сражений, создавая «кровное братство». Эта совместная борьба дает надежду на будущее региона.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ СИЛ
С установлением господства ХТШ над Дамаском контроль России и Ирана над регионом получил серьезный удар. Хотя маловероятно, что они смогут напрямую вмешаться в этот процесс, представляется вероятным, что они не останутся безучастными к этой ситуации. Весьма вероятно, что эти события затронут и Ирак. В этом случае огромное значение имеет то, как будет формироваться новая Сирия. Таким образом, новая Сирия создаст прецедент того, как будет формироваться Ближний Восток.
С другой стороны, поддержка США и другими западными державами проектов демократического урегулирования в Сирии имеет решающее значение для прочной стабильности в регионе. Обструкционистская позиция Турции в этом вопросе угрожает стабильности не только курдов, но и Сирии и Ближнего Востока в целом. Нападки Анкары на автономную администрацию рискуют привести к региональной войне.
КУРДСКО-АРАБСКИЙ АЛЬЯНС И «ДОРОЖНАЯ КАРТА» НА БУДУЩЕЕ
Известно, что турецкое государство, которое позиционирует себя в регионе как оккупационная держава, пытается создать курдско-арабский конфликт, чтобы не дать модели демократического национального решения, разработанной под руководством курдского народа, обрести статус. Она хочет реализовать геноцид, который она пытается развить против курдского народа, путем создания курдско-арабской войны.
В этом смысле укрепление стратегического курдско-арабского альянса имеет решающее значение для мира и безопасности в регионе и особенно в Сирии. Однако усилия Турции по предотвращению получения статуса автономной администрации затрудняют этот процесс. Поэтому необходимо предпринять следующие шаги:
1. активизация дипломатических усилий: международное признание автономной администрации важно для единства и целостности Сирии.
2. Давление со стороны международного сообщества: международное сообщество должно принять меры, чтобы остановить агрессивную политику Турции.
3. Продвижение модели демократической нации: необходимо объяснить на международном уровне, что курдский проект демократического решения является наиболее реалистичным решением для народов Сирии и региона.
4. Укрепление местного сотрудничества: совместное сопротивление курдского, арабского, ассирийского и других народов является наиболее конкретным примером региональной солидарности, и этот союз должен быть сохранен.
ЕДИНОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ
Вряд ли хаос в Сирии прекратится в ближайшей перспективе. Однако возглавляемый курдами проект демократического национального урегулирования является ключом к стабильности в регионе. Обретение автономной администрацией статуса необходимо для безопасности и процветания не только курдов, но и всех сирийских народов.
Общая борьба и солидарность народов региона станут основой стабильности в Сирии. Однако укрепление этой солидарности возможно только при поддержке международного сообщества и решительной позиции против агрессивной политики Турции.
*- террористическая организация, запрещена на территории РФ