Пятый год музыкальной группы Koma Hevra

Музыкальная группа Koma Hevra, которая занимается творчеством под эгидой молодежного совета ПРНД, вступила в пятый год своей деятельности.

Группа Koma Hevra создает свои произведения уже более четырех лет. Этот молодежный коллектив – прекрасный пример того, что политическая курдская музыка никогда не умирала.

Koma Hevra была основана членами молодежного совета ДПН (Демократической партии народов) в 2019 году и за это время сумела возродить революционную музыкальную традицию и завоевать любовь публики. В последнее время группа столкнулась с серьезным давлением: за прошедшие 2 месяца были запрещены два концерта, а ударник Koma Hevra был задержан во время обыска.

Продолжая выступать и создавать революционные песни, несмотря на преследования, коллектив рассматривает себя не только как музыкальную группу, но и как культурную коммуну, размышляя над проектом культурного центра, где юношей и девушек будут обучать революционному искусству, сохраняя курдскую традицию. Еще один проект коллектива – женская музыкальная группа Hevra Jin.

В субботу коллектив завершил работу над новыми треками, посвященными Субботним матерям и Матерям мира.

Члены группы Koma Hevra Юсуф Калаш, Баран Сюнбюль, Генджай Моркоч и Зейнеп Доган рассказали ANF о прошедших годах своего творчества, планах на будущее, проектах, над которыми продолжают трудиться, пережитом давлении и своем мнении о курдской музыке.

Группа самоотверженных людей

Юсуф Калаш рассказал, что Koma Hevra была основана 4 апреля 2019 года. Эта идея вызревала с течением времени. Музыкант вспоминает: «Hevra была создана 4 апреля 2019 года. Поначалу мы занимались обучением музыке. Мы начинали с эрбана, багламы и уроков вокала. Мы организовывали наши занятия совместно с молодежным советом. Через некоторое время мы решили, что готовы к самостоятельной работе. Мы многим пожертвовали, чтобы создать этот проект».

Этот проект – ещё и попытка критики индивидуализма, затронувшего курдскую музыку в последнее время, добавил Калаш. В 2000-е годы музыкальные коллективы потеснили солисты, но совместная работа имеет свои плюсы, продолжил он: «Когда у вас есть единство, когда есть собственная группа, вы создаете лучшие произведения. Курдское музыкальное искусство начало отходить от идеи групп в конце 1990-х – начале 2000-х годов. После 2010-х почти всё наше искусство и музыка стали индивидуализироваться. Мы же стремились к созданию группы, которая могла бы отразить идею коллективного творчества. Так мы и трудимся, продолжая развиваться, до сегодняшнего дня. Наш подход – единство».

Это не просто музыкальная группа, это культурное сообщество

Объясняя свое решение создавать политическую музыку, Калаш сказал: «Мы – молодежь, которая формировалась в политической среде. Я думаю, что курды живут в политической среде, в которой страдают от запрета своего языка, с самого рождения. Поэтому подобное искусство, созданные музыкантами песни отражают то, чем мы являемся. Музыка отражает нашу политику, революционный дух. Поэтому мы предпочитаем политические песни.

Hevra должна восприниматься не только как музыкальная группа, но и как пример культурной и общественной работы».

Музыкант добавил: «Откровенно говоря, Hevra обеспечивала единение нашего общества, позволяя матерям и семьям дать своим детям возможность пристраститься к творчеству вместо того, чтобы идти на улицу и стать жертвой наркоторговли.

На сегодняшний день у нас практически нет музыкальных коллективов для патриотической молодежи. Поскольку Hevra – первый проект такого рода, мы часто получаем положительные отзывы. В некоторых городах люди начинают заниматься культурно-художественной деятельностью после наших выступлений. Мы видим положительные результаты. Поскольку наш проект не просто музыкальная группа, а полноценная коммуна, все наши друзья и товарищи могут вносить свой вклад по своему усмотрению».

Баран Сюнбюль, ещё один участник группы, рассказал, на какой базе она была создана: «Курдская музыка имеет свои преимущества благодаря культурному богатству Курдистана. Здесь существует древняя культура, история которой насчитывает около пяти тысяч лет. Поскольку мы живем в регионе, где развилась цивилизация, здесь можно добиться многого, просто собирая цветы этого наследия на берегах Тигра и Евфрата. Но есть и минусы. Поскольку Курдистан – плодородный регион, он стал объектом интереса угнетателей. Эти земли видели жестокость и фашизм, стали полем битвы империй, и это продолжается до сих пор».

Курдские музыканты должны быть революционерами

Сюнбюль подчеркнул: «В тех случаях, когда идут войны или фашизм захватывает власть, сферы культуры и искусства страдают больше всего. Поэтому, поскольку фашизм в Курдистане так и не был уничтожен, курдский творец никогда не должен идти на компромисс со своими революционными принципами и позицией. Курдский музыкант должен быть революционером. Нереволюционный творец не может представлять курдскую культуру во всей её полноте».

Проект женской группы

Зейнеп Доган – новичок в группе и принимает участие в творческой деятельности Koma Hevra около 3 месяцев. Доган рассказала, что у коллектива есть проект по созданию женской группы и она работает над этой идеей: «Музыка присутствовала в моей жизни всегда, но я даже не представляла, что буду участницей группы. Я узнала, что Hevra предлагает обучающий курс, и приняла участие. Когда мы собрались вместе, их взгляды на музыку привлекли мое внимание. Я присоединилась к коллективу потому, что это группа, которая отражает нашу культуру, учитывает идеологию и продолжает свою работу в этом направлении. Сейчас я беру уроки игры на эрбане и обучаюсь вокалу. Я хочу продвинуться в области эрбана и повысить свой уровень. Я поддерживаю связь со многими товарищами, особенно с девушками, и работаю над созданием Hevra Jin вместе с ними».