Курдистан

Курдского политзаключенного, приговоренного к смерти, перевели в одиночную камеру

16 апреля курдский политический заключённый, приговорённый к смертной казни, был переведён в одиночную камеру в центральной тюрьме Урмии. Это было сделано в рамках подготовки к его казни.

Хамид Хоссейннежад Хейдаранлу, курдский политический заключённый, приговорённый к смертной казни, был переведён в одиночную камеру центральной тюрьмы Урмии 16 апреля, как сообщает Правозащитная сеть Курдистана (ПСК).

В четверг семья заключённого провела с ним несколько минут в центральной тюрьме Урмии. Он был в наручниках и кандалах и рассказал родным, что его содержат в одиночной камере и что завтра утром ему грозит казнь.

Кроме того, 16 апреля Эсмаил Хоссейннежад Хейдаранлу, брат Хамида, попытался покончить с собой, приняв яд после того, как узнал о переводе брата в одиночную камеру. Как сообщается, он находится в критическом состоянии.

Осман Мозаян, адвокат, который представлял интересы Хоссейннежада Хейдаранлу во время его апелляции в Верховный суд, также подтвердил эту новость в интервью с ПСК. Он сообщил, что казнь назначена на пятницу, 18 апреля.

Мозаян рассказал, что 9 апреля девятое отделение Верховного суда оставило в силе смертный приговор Хоссейннежаду Хейдаранлу и официально уведомило об этом его самого и его адвоката. Однако, несмотря на то, что в ближайшие дни готовилось ходатайство о повторном рассмотрении дела, политзаключённый был внезапно переведён в одиночную камеру.

Адвокат отметил, что обвинительный приговор был вынесен, несмотря на наличие документов и свидетельств, которые подтверждают, что Хоссейннежад Хейдаранлу находился в Турции во время вооружённого столкновения, в результате которого погибло несколько иранских пограничников.

Ранее, в своей письменной защите, представленной главе Верховного суда, Хоссейннежад Хейдаранлу утверждал, что в заключении подвергался пыткам, был лишён права на юридическое представительство и возможность видеться с семьёй. Он настаивает на своей невиновности и считает, что обвинения были сфабрикованы с целью отвлечь внимание от неспособности властей установить настоящих виновников нападения.

Хоссейннежад Хейдаранлу утверждал, что в день инцидента он находился в Турции вместе со своей семьёй. В подтверждение своих слов он предоставил различные доказательства, включая штамп о выезде из страны в своём паспорте. Кроме того, он попросил изучить записи пограничного наблюдения и данные о местоположении его мобильного телефона. Однако, по словам узника, эти просьбы были проигнорированы судебными и правоохранительными органами.

 

Арест и судебное разбирательство

Хоссейннежад Хейдаранлу был задержан вместе с несколькими гражданами Афганистана пограничниками на границе с Чалдораном 13 апреля 2023 года. Его доставили в центр содержания под стражей, где он провёл несколько часов на допросе. Затем решение о его задержании было заменено на освобождение под залог.

Однако, несмотря на внесённый залог, его не освободили, так как по запросу Министерства разведки Исламской Республики Иран был выдан ордер на его арест.

Затем его перевели в следственный изолятор Министерства разведки в Урмии, Западный Азербайджан.

Как ранее сообщал источник ПСК, Хоссейннежад Хейдаранлу провел в этом изоляторе 11 месяцев и 10 дней. За это время он подвергался жестоким физическим и психологическим пыткам с целью получения признаний в «участии» в вооруженном столкновении между силами Рабочей партии Курдистана (РПК) и иранскими пограничниками, в результате которого погибли восемь пограничников.

Источник сообщил, что за всё время пребывания под стражей Хоссейннежаду Хейдаранлу было разрешено лишь два коротких телефонных разговора с семьей. Ему отказали в свиданиях и возможности воспользоваться услугами адвоката.

В течение примерно восьми месяцев на него оказывали сильное давление и применяли пытки со стороны дознавателей спецслужб и следователя по имени Эстири. Несмотря на то, что он был неграмотным и не мог прочитать показания, которые подготовили дознаватели, его вынудили подписать их.

В ходе допросов и судебных слушаний Хоссейннежад Хейдаранлу, которому не позволили выбрать себе адвоката из-за возражений Министерства разведки, категорически отрицал все обвинения. Он утверждал, что его признания были получены под пытками.

Хейдаранлу также предоставил документальные подтверждения того, что в день вооруженного столкновения между бойцами РПК и иранскими пограничниками он вместе со своей семьёй направлялся в Турцию. Однако Исламский революционный суд Урмии под председательством судьи Наджафзаде не принял эти доказательства во внимание и приговорил его к смертной казни по обвинению в «вооруженном мятеже» из-за предполагаемого членства в РПК. Слушание длилось всего несколько минут.

В сфабрикованном деле против политического заключенного министерство разведки утверждало, что у него есть неприязнь к пограничным силам. Однако никаких проверенных доказательств этого не было предоставлено. В деле говорилось, что в 2015 году, когда его шурин Мостафа Нури занимался трансграничной торговлей, иранские пограничники убили его. В результате этого инцидента у Хосейннежада Хейдаранлу, отца троих детей из деревни Сегрик в Чалдоране, провинции Западный Азербайджан, якобы возникла вражда к пограничным силам.

В ходе следствия его обвинили в сотрудничестве с силами РПК во время столкновений между ними и пограничниками. Хосейннежад Хейдаранлу, родившийся в 1985 году, в последние годы работал грузчиком и торговцем.