Ламара Миранги: сегодняшняя курдская культура должна быть мостом между прошлым и настоящим
Интервью с курдской художницей Ламарой Миранги.
Интервью с курдской художницей Ламарой Миранги.
Творческий путь художника-бескрайняя вселенная в параллельном измерении, прикоснуться к которой возможно, заглянув в зазеркалье полотен, написанных самой жизнью и судьбой мастера. В сочетании линий, теней и контуров пульсирует энергия загадочного. Видение живописца наделяет своего обладателя тайным знанием, особой проницательностью и умением. Подарить человечеству необходимое тепло и без слов ответить на любые вопросы. Даже на те, что существуют лишь в глубинах нашего сознания, подобно бестелесным душам, рассеянные во времени и лишённые словесных форм. Посредством искусства воскликнуть и прокричать о том, о чём трудно решиться заговорить шёпотом... с глазу на глаз... по секрету.
В какой момент рождается художник? Искусство, честность и борьба. О сохранении национальных традиций - на эти и другие вопросы отвечает автор множества пронзительных и глубоких картин, среди которых: «Панорама плача», «В храме», «Божий свет», «Женщина», «Путешественник», «Воин доброй воли». Член Союза художников Грузии и Евразийского Союза художников. Сияющий курдский деятель современности Ламара Миранги.
- Как пришло осознание, что хочется писать картины? На что похоже это чувство?
- Рисовать я начала учиться в 33 года для профессионального роста в компьютерной графике, с абсолютного нуля, с карандашного рисунка. С детства я считалась неспособной к рисованию, кроме солнышка и ёлочки ничего нарисовать не могла. Хорошо рисовала моя сестра, она и помогала мне рисовать в школе. Хотя в глубине души мне всегда хотелось рисовать, но я была уверена, что так, как рисует моя сестра, я никогда не смогу. Трудно было начинать. Я боялась. Боялась, что все это напрасно, что уже поздно и не имеет никакого смысла. Свои рисунки я долго никому не показывала. Я мучилась год. Рисовала в основном портреты родных и близких, набивала руку. Не могу сказать, что у меня всё сразу получалось. Были моменты, когда хотелось бросить, но внутренний голос продолжал вести меня дальше и твердил, что надо продолжать, обратной дороги нет. Постепенно количество переходило в качество. Способность трудиться, терпение и вера помогли мне преодолеть все трудности. Живопись стала существенной частью моей жизни. Я вовлеклась в этот необратимый процесс, который открыл для меня новый мир. Был запущен механизм творения, который не дает мне остановиться по сей день. Чем бы я не занималась в жизни, у меня всегда есть моё личное пространство. Это моё творчество, которое отключает меня от внешнего мира. С ним я настоящая. Такая, какая есть на самом деле. Словами описать ощущения очень сложно. На мой взгляд, творчество — это самовыражение, другая реальность. Это также мощный двигатель, поддерживающий веру в себя, что и делает человека счастливым.
- Можно научить рисовать, а можно ли научить творчеству? Ламара Миранги-учитель или художник?
- Конечно, это возможно. Способность к творчеству - отнюдь не врождённое качество, присущее лишь немногим. Все мы можем стать творческими людьми, почему нет? Пора избавляться от этого заблуждения. Каждый человек может научиться работать творчески, если развивать в себе этот навык. Сейчас такое время, что благодаря интернету можно все самостоятельно делать, если человек действительно этого хочет. Сейчас себя я точно не вижу в роли преподавателя. Какой из меня уже учитель? Хотя работала и в школе, и в образовательном центре педагогом.
Я выбрала другой путь, путь творчества. Творчество духовно обогащает, развивает и раскрывает скрытые потенциалы. Я все-таки не педагог, я - художник.
- В какой момент рождается художник?
- Художник рождается в момент энергетического диалога между произведением и зрителем. Творец без зрителя, что птица без крыльев! Для меня очень важна та минута, когда мою картину видят впервые, ведь она является связующим звеном между мной и зрителем. Я с радостью принимаю от своего зрителя и восторг, и критику. Я творю, искренне делюсь этим с миром и получаю обратную связь, которая помогает мне писать дальше. Это естественный круговорот, вдохновляет и наполняет меня, даёт стимул двигаться дальше, расти и делать ещё больше!
- Как Вы взаимодействуете с полотнами в период их написания?
- Прежде чем начать писать картину, я долго вынашиваю образ. Как бы рисую её сначала в своём сознании. Набираю нужный материал. А потом пишу. В этот период моя работа не оставляет меня ни на минуту, даже когда засыпаю. Пишу почти в полном уединении. А когда завершаю, я с радостью «отпускаю», как выросшего ребёнка. Она уже живёт своей жизнью. Мало того, только отпустив, я могу начать что-то новое. Создавая картину, я вкладываю в неё душу, насыщаю огромной энергией.
- С чего зарождается новая картина: хочется освободить чувство внутри себя или сказать что-то миру новой работой?
- Я хочу просто творить и получать удовольствие от процесса!
- Ваш источник вдохновения
- Сама Жизнь меня вдохновляет, восхищает, удивляет, раскрывает!
Очень вдохновляют радость и взаимопонимание в общении, особенно с близкими и интересными мне людьми... Радость за их успехи. Именно поэтому портретная живопись, а именно чувства и мысли, волнения и страсти - моя излюбленная тема.
- Вы чаще довольны результатом?
- Я просто не прекращаю процесс, пока не удовлетворяюсь результатом - вот так просто.
- Бывают ли у Вас кризисы творчества, этапы переосмысления и трансформаций?
- Негативные жизненные обстоятельства не дают любому человеку возможности жить полноценной жизнью. Это же сказывается и на продуктах творческой деятельности. Кризис в жизни влечёт за собой кризис в творчестве. Идёт большой расход энергии. Чтобы написать картину надо накопить энергию и вдохнуть её в картину. Если художник устал или ему нечего вдохнуть в картину, тогда картину не создать. И, конечно, картина без эмоций не создаётся.
Я слишком требовательна к себе, и, если работа не оправдывает моих ожиданий, хочется уничтожить её. Особенно это чувствовалось в начале творческого пути. Могла погрузиться в депрессию, на какое-то время отказаться от творческой работы. Переосмысливала. Что-то делаю не так! Хотя эта ситуация может иметь и свои положительные стороны. Кризис – это переходный этап в развитии, новая ступенька, новый жизненный этап. Светлые и темные полосы идут друг за другом, так уж заложено природой.
- Что такое смелость художника, его честность и свобода?
- Творчество всегда связано с открытием чего-то нового, и не всегда это новое гармонично с укоренившимися устоями общества. Поэтому творческий человек часто оказывается в немилости и подвергается критике и давлению. Творческому человеку приходится проявлять смелость и мужество, чтобы преодолеть все препятствия и продолжать свою работу. Но творчество - это прежде всего личная свобода. Если творческий человек чересчур обращает внимание на мнение общества о своем творчестве, он становится зависимым от общества, скованным, несвободным. Это ограничивает его творческие порывы. Так что постоянно балансировать между жаждой творчества и общественным мнением очень тяжело - отсюда нервные срывы у творческих людей.
- Случалось ли противостоять обстоятельствам на творческом пути?
- Да, случалось. Но я не хочу говорить об этом.
- Через двести лет люди будут смотреть на Ваши полотна... Что это за чувство?
- Что меня ждёт лет через двести?.. Хм… я не знаю. Я хочу, чтобы сегодня и сейчас мои картины, написанные с позитивным зарядом любви, исцеляли бы всё живое вокруг них: людей, пространство, время. Я стараюсь работать над картиной только в хорошем расположении духа, намеренно позитивно мыслю и передаю эти эмоции через кисть!
- Почему эмоции людей так важны для Вас, и какое направление в живописи наиболее подробно передаёт эмоцию?
- Жизнь показала мне, что, отдавая другим свою любовь, энергию от всего сердца (через творчество), сам не остаёшься обделённым. Рисование - это процесс движения энергии. Безумно приятно, когда ты можешь выразить на полотне своё внутреннее состояние, свои эмоции так, как тебе этого хочется. В результате, ты заряжаешь его своими эмоциями, которые дают положительный заряд. Картина приобретает энергетическое поле, которое начинает работать, меняя пространство вокруг. Многие люди, впервые увидевшие картину, могут оставить в ней свои мысли, эмоции, могут воздействовать своим словом, чувством. Тогда эта уже обогащённая зрителями энергия снова вернётся к тебе для создания уже новых произведений. Получаем энергию, чтобы потом отдавать больше.
Выражение эмоций и чувств человека заложены в линиях, фигурах, цвете, фактуре. Импрессионизм, постимпрессионизм, реализм, сентиментализм - эти направления в искусстве особенно удачно передают эмоции.
- Людям искусства порой приходится уходить, оставляя творчество навсегда. Многие сравнивают это с физической гибелью? В чём смерть художника и существует ли она?
- Мир не идеален, и это невозможно изменить. Можно работать над собой, над своим мышлением и установками. В 2014 году я познакомилась и подружилась с замечательной курдской художницей Басэ Джафаровой, которая известна всем своими гобеленами. В тот период жизни ей уже было сложно и дорого создавать полотна. Процесс создания гобелена медленный и очень трудоёмкий. Ей было не под силу. Но она не растерялась. Она стала создавать свои живописные работы в компьютерной графике, освоив навыки работы в графических программах. Нет смерти, есть перерождение!
- Может ли живопись противостоять насилию, войне, несправедливости? Стать для мира лекарством от разрушений?
- Да, может. Предназначение искусства, и, в частности, живописи, – оставить человеку надежду и подсказать путь к познанию себя. Ведь красота, – а живопись и должна выражать истинную красоту – одухотворяет человека, даёт ему силы жить. Красота - это критерий силы выживания кого-либо или чего-либо.
Предназначение искусства – напоминать людям, что они пришли в этот мир не убивать, не разрушать, а созидать и творить! Искусство помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь ещё сильнее любить жизнь, людей и природу. Начинаешь ещё сильнее всё ценить!
- О чём говорят картины, посвящённые женщинам на войне? Как Вы считаете, мужчины и женщины воспринимают войну по-разному?
- Эти картины говорят о мужестве и бесстрашии женщин, которые отличаются безумной отвагой, страстным, подчас необычайно трогательным жизнелюбием. Горжусь курдскими женщинами-воинами, их выносливостью, их решимостью оставаться свободными и не угнетенными исламистами.
Войну женщины и мужчины воспринимают одинаково. У них одна цель - освободить, отстоять, выиграть!
- Какого цвета эмоции людей, душа женщины, любовь к жизни? Всё ли в нашем мире можно нарисовать, или есть нечто, неподвластное кисти художника?
- Каждый сам окрашивает свою душу, эмоции. Всё зависит от человека. Мне кажется, душа радужная и постоянно меняет цвет и так часто, что трудно определить, какой же цвет преобладает. Однозначно, цвет женской души зависит от каждого нового дня, от настроения, от людей вокруг, от обстоятельств, от погоды.
Любовь к жизни, наверное, белого цвета. Белый цвет - символ чистоты и совершенства. Он базовый цвет. Его можно смешать с любым цветом и получить миллионы оттенков цветов. Художник-творец может всё! Мне кажется, нет такого, что было бы неподвластно его кисти.
- Какова роль живописи в сохранении национальных традиций и воспитании патриотического чувства?
- Благодаря произведениям художников разных времён, до нас дошла образная история наших предков. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили. Сегодня обращение к духовным ценностям культуры достаточно актуально. В силу исторических условий культура нашего народа ассимилировалась с другими культурами, поэтому сохранить национальную идентичность непросто. Сегодняшняя курдская культура должна быть мостом между прошлым и настоящим, она должна тщательно и неизменно сохранять свое наследие и передавать его новым поколениям.
Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы для сплочения народа в единое целое.
- В чём особенность курдского изобразительного искусства?
- Быт курдского народа является основной темой в живописи курдских художников. В их картинах нет случайных элементов: детали одежды, украшения, головные уборы, орнаменты, оружие, убранство помещений — всё исторически достоверно и является бесценным посланием из прошлого. Основой для сюжета произведений служат всевозможные обыденные события: трудовые будни, веселые забавы, национальные праздники и трагические моменты. Картины бытового жанра служат прекрасным инструментом для изучения нравов, обычаев и традиций своего народа.
- Первые в СССР курдские женщины-деятели культуры и науки, о которых в те непростые времена писали даже зарубежные источники, оставили блистательный след в истории народов. Чему учат примеры их судеб в наши дни?
- Среди ученых достойны внимания: Юсупова Зара Алиевна, Алоева Люся Мамедовна, этнограф Пашаева Ламара Борисовна. Джафарова Басе Паяловна — известная художница. К сожалению, известных курдских женщин на постсоветском пространстве не так много было. Так или иначе, эти женщины вписали свои имена в историю нашего народа и навсегда останутся в памяти потомков. Мы восхищаемся ими. Они учат нас своим примером никогда не сдаваться, как бы тяжело не было. Они напоминают нам о том, что всегда нужно сохранять свою подлинность!
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто участвовал в развитии моей творческой жизни. Спасибо всем за неравнодушное отношение и поддержку. Ламара Миранги.
Интервью взяла Одинцова Татьяна. Член региональной общественной организации содействия реализации прав курдских женщин «Воля».