Динавари — гений всех эпох, определявший мир с курдской точки зрения
Абу Ханифи Динавари родился в 820 году в Динаваре, в 67 километрах от Кирмашаха в Восточном Курдистане. Уроженец Динавара, он изучал астрономию, математику и механику в Исфахане (Иран), а филологию и поэзию — в Куфе и Басре (Ирак).
Хотя точная дата рождения и смерти Динавари, полное имя которого Абу Ханифи Ахмед Давуд аль Динавари, неизвестна, принято считать, что примерные даты его жизни — 820 год и 24 июля 895 года нашей эры. Несмотря на то, что турецкие и иранские историки, пытающиеся присвоить все курдские ценности, говорят, что Динавари был персом, а арабы стараются подчеркнуть только его религиозный аспект, многие историки говорят о нем: «Он был фигурой мирового уровня, смотревшей на мир через курдскую перспективу, которая принадлежит не какому-то определенному времени или группе, а всем эпохам и всем народам».
Абу Ханифи Динавари родился в 820 году в Динаваре, в 67 километрах от Кирмашаха в Восточном Курдистане. Уроженец Динавара, он изучал астрономию, математику и механику в Исфахане (Иран), а филологию и поэзию — в Куфе и Басре (Ирак).
Поскольку город Динавар находился на Шелковом пути, соединявшем в свое время Восток и Запад, в нем выросло много ученых, историков, астрологов и поэтов, таких как герой нашего рассказа. В своих трудах Динавар охватывал многие дисциплины, такие как история, астрология, ботаника, логика, география. Он занимался курдами даже в период уммаизма и написал свой труд «Ансаб аль-Акрады» («Родословная курдов»), что ставит его для этого народа в совершенно особое положение.
Динавари, оставивший человечеству богатейшее наследие, умер 24 июля 896 года в Динаваре, городе, где он родился.
Благодаря своим обширным трудам он стал наставником многих ученых
При жизни Динавари был автором многих работ. Он написал труды по множеству тем — от флоры до солнечных затмений, от исчисления до положения звезд, от всеобщей истории до географии. Динавари также внес огромный вклад в курдскую культуру и историю, объединив свои исследования о происхождении и родословной курдов в труде «Ансаб аль-Акради». Кроме того, его книга по истории под названием «Узун хабарлярин китабы», что в переводе означает «Книга длинных новостей», на протяжении сотен лет преподавалась в учебных заведениях и помогла воспитать многих ученых.
Первый автор, использовавший курдские термины для обозначения местных растений
Тот факт, что Динавари был первым автором, который использовал курдские термины для обозначения растений Курдистана в своей «Китаб-и Набат» («Книге флоры») в то время, когда активно развивались уммаизм и даже арабизм, ставит его в особое положение.
«Китаб-и Набат», одна из самых важных работ Динавари, представляет собой ботаническую энциклопедию и состоит из двух основных частей. Если первая часть организована в виде глав по темам, то вторая часть, составляющая около трети объема, состоит из ботанического словаря, расположенного в алфавитном порядке. Этот труд, в котором он представил 637 растений, представлен в 6 томах.
Видно, что Динавари в своем труде не просто давал краткие сведения, а скрупулезно и подробно объяснял состояние растений на всех стадиях — от прорастания до зрелости, их морфологическое строение, физиологию, значение в медицине и питании. При этом он подчеркивал роль, которую играют почва, дождь, вода и экологические условия, являющиеся основными факторами развития и роста растений, и классифицировал растения в соответствии с их характеристиками.
Среди примечательных особенностей работы — полезная информация автора о различных фруктах, акцент на запахах и красителях, получаемых из растений, а также интересные статьи о нефти и смоле.
Эта книга Динавари также представляет большую ценность в области медицины и фармации. Такие деятели, как Ибн Самаджун, Ахмад б. Мухаммад аль-Гафики и Ибн аль-Байтар, часто цитировали Динавари в своих трудах по медицине и предпочитали его другим авторам.
Курдский ученый Динавари, также известный как «ученый, говорящий с растениями», особенно знаменит благодаря своим успешным работам в области ботаники.
«Книга Динавари не только достигла уровня греческих мыслителей, но и превзошла их»
Немецкий ученый Бруно Зильберг заново открыл труд Динавари для Европы благодаря своей диссертации, написанной в 1908 году в Бреслау. В этой работе он представил описание 400 растений. Зильберг выразил ценность труда «Китаб-и Набат» следующими строками: «После 1000 лет научных исследований ботаника греков была обобщена в трудах Теопраста (372-287 гг. до н.э.) и Диаскореда Педаниуса (I в. до н.э.). Однако книга Динавари во втором веке исламской науки не только достигла уровня греков, но и превзошла их. Следует также отметить, что книга Диаскорида еще не была переведена на арабский язык в то время, когда Динавари занимался написанием своих трудов. Поэтому эта работа является оригинальным произведением».
«Китаб-и Набат» составлен и сделан доступным для изучения ботаниками
Несколько томов «Китаб-и Набат» были составлены и опубликованы индийским юристом и богословом Мухаммадом Хамдуллой.
Мухаммад Хамдулла работал в библиотеке Школы восточных языков в Париже, чтобы добавить недостающую информацию, после того как он дополнил значительную часть книги, найдя часть ее в библиотеке шейхуль-ислама Арифа Хикмет-бея в Медине, часть — в библиотеке Стамбульского университета, часть — в Йельском университете в Америке. За это время он проанализировал рукописи Лисан уль-араб (20 томов), Тадж уль-арус (10 томов), аль-Мухассас Ибн Сыда (17 томов), Ибн уль-Байтар (4 тома), рукописи Ибн Семаджуна в Оксфорде, рукописи Аль-Азхари в Лондоне, рукописи Мухкема и Убаба в Стамбуле и извлек все записи Динавари. Недостающие части работы были завершены, и она была сделана доступной для изучения ботаниками.
Динавари также добился значительных успехов в области алгебры
Несмотря на то, что ботаническое направление в трудах Динавари вышло на первый план, он также создал важные работы в области алгебры. «Китаб аль-Джабр ва'л-мукабала» («Книга алгебры»), «Китаб аль-Хисаб» («Книга арифметики») и «Ислах'уль-Мантык» («Совершенствование логики») — важные работы, написанные им в области математики. С другой стороны, Динавари также проводил важные исследования в области астрономии. Его книги, такие как «Китаб аль-Анва» («Книга о погоде»), «Китаб аль-Кусуф» («Книга о солнечном затмении») занимают важное место среди работ в этой области.
Динавари также известен как владелец обсерватории, интересовавшийся звездами. Динавари проводил астрономические наблюдения с помощью прибора, который он установил на крыше своего дома, и в результате своих исследований написал труд «Китаб аль-Анва». Обсерватория Динавари продолжала работать в течение двухсот лет и была разрушена, когда ее разграбили монголы.
Книга «Бал ве баларысы» («Мед и пчелы») написана литературным языком
Динавари, во всех своих произведениях и исторических трудах использовавший литературный язык, начинает свою книгу «Бал ве баларысы» («Мед и пчелы») следующим образом: «Во имя Аллаха, Прощающего и Милосердного. В этой книге мы поговорим о меде и медоносных пчелах. С Божьей помощью, мы будем изучать мед, который является продуктом, и факторы, влияющие на него, прилагая максимум усилий, не затягивая слов и не игнорируя важные моменты». В книге рассматриваются такие темы, как названия меда, виды медоносных пчел, сбор меда с цветов, медовые периоды, убежища медоносной пчелы, бедствия, с которыми сталкиваются медоносы, извлечение меда из ульев, чистый мед и отходы.
«Он смотрит на мир с курдской точки зрения»
«Величайший из курдских знаменитостей, величайший ум, который когда-либо появлялся на землях ислама, — это Абу Ханифа Ахмад Динавари», — так говорит о нем Мехрдад Р. Изади, преподаватель Школы ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета.
«Как и многие его современники, Абу Ханифа — фигура мирового масштаба, принадлежащая не какому-то конкретному времени или группе, а всем эпохам и народам. Однако, учитывая тот факт, что он был курдом, и рассмотрев его труды, дошедшие до наших дней, можно понять, что Абу Ханифа смотрел на мир с точки зрения курда. Поэтому, когда мы смотрим на его работы, неудивительно, что его первым известным произведением является «Ансаб аль-Акрад», в котором речь идет о происхождении курдов», — говорит Изади, добавляя: «Самое поразительное качество, которое бросается в глаза каждому, кто читает рукописи Абу Ханифы, — это широта его знаний».
Изади рассказывает, что Ширази (персидский поэт и исламский ученый), комментируя «Хава Китабы» («Книгу воздуха»), с которой он впервые столкнулся в библиотеке обсерватории Диневари, сказал своим ученикам: «Эта книга — самая квалифицированная работа в своей сфере».
Из всех работ Динавари сохранилась только «Ахбар ат-Тивал» («Всеобщая история»), которая была предана забвению из-за курдской точки зрения. Только благодаря цитатам и примечаниям из книг Динавари, написанным другими авторами, работы этого ученого дошли до наших дней.
13-томный комментарий Динавари к Священному Корану был переведен и опубликован за рубежом на многих языках.
Независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, очень важно обратить внимание на важных мыслителей, которые оставили свой след в истории человечества и особенно в истории Курдистана. Людей, которые внесли свой вклад в накопление знаний и создали великое наследие, чтобы поделиться этой информацией со всем человечеством, сохранить свои знания живыми, перенеся их из прошлого в будущее.