Иран

За прошлый год в Иране были казнены не менее 975 человек

17-й ежегодный доклад о смертной казни в Иране свидетельствует об ужасающей эскалации применения этой высшей меры наказания в Исламской Республике в 2024 году. За указанный период было приведено в исполнение по меньшей мере 975 смертных приговоров.

В 17-м ежегодном докладе о смертной казни в Иране, подготовленном организацией «Права человека в Иране» (IHRNGO) и «Вместе против смертной казни» (ECPM), можно ознакомиться с оценкой и анализом тенденций применения смертной казни в Исламской Республике Иран за прошедший год. Документ содержит данные о количестве смертных казней в 2024 году, тенденциях по сравнению с предыдущими годами, законодательной базе и процедурах, обвинениях в адрес подсудимых, распределении приговоров по провинциях и помесячном количестве их исполнения. Упоминаются казни женщин и несовершеннолетних.

В докладе также рассказывается об иранском движении, протестующем против этой меры наказания, включая «Вторники без смертной казни»; приводятся идеи о том, как международное сообщество может способствовать улучшению ситуации в Иране.

Этот сводный документ за 2024 год – результат напряженной работы участников и сторонников IHRNGO, которые принимали участие в подготовке отчета, сборе и анализе данных. Мы особенно благодарны источникам IHRNGO в Иране – людям, которые подвергают себя значительным рискам, сообщая о тайных казнях в тюрьмах 30 различных провинций. Учитывая крайне непростой контекст, отсутствие прозрачности и очевидные риски и ограничения, с которыми сталкиваются правозащитники в Исламской Республике Иран, данный документ не дает полной картины проблемы. Поступали 39 сообщений о казнях, которые не включены в данный отчет из-за отсутствия подробностей или невозможности подтвердить эти кейсы через два разных источника. Тем не менее, цель отчета – предоставить наиболее полные и реалистичные данные, насколько это возможно сделать в нынешних условиях. Мы не включили случаи смерти в заключении, вызвавшие подозрения, ситуации, когда приговоренные умирали в тюрьме до казни, а также смерти под пытками.

ECPM поддерживает публикацию и распространение этого отчета в рамках своей международной просветительской деятельности против смертной казни. Чтобы преодолеть проблему непрозрачности ситуации, связанной со смертной казнью в Иране, необходима комплексная стратегия распространения информации. Общая цель IHRNGO и ECPM при публикации этого отчета – привлечь внимание к фактам и предать их гласности, чтобы изменить национальные и международные взгляды на проблему. Мы должны помнить, что Иран занимает первое место в мире по числу казней на душу населения.

Общие данные отчета за 2024 год

В 2024 году было казнено не менее 975 человек, что на 17% больше 834 случаев в 2023 году.

Только 95 казней (менее 10%) фигурировали в официальных источниках по сравнению с 15% в 2023 году, 12% в 2022 году, 16,5% в 2021 году и в среднем 33% в 2018-2020 годах.

90% всех казней, включенных в отчет за 2024 год, то есть 880 кейсов, были приведены в исполнение, не сообщая о них населению.

По меньшей мере 503 человека (51,6%) были казнены по обвинениям, связанным с наркоторговлей, по сравнению с 471 в 2023 году, 256 в 2022 году, 126 в 2021 году и в среднем 24 казнями в год в 2018-2020 годах.

Только 15 (3%) из 503 казней, связанных с наркоторговлей, фигурировали в официальных источниках.

По меньшей мере 419 казней (43% всех случаев) были приведены в исполнение по обвинению в убийстве.

Среди казненных по обвинению в убийстве было 2 участника народных протестов.

По меньшей мере 31 человек, среди которых 9 курдских политзаключенных и один политический диссидент, похищенный на территории соседней страны, были казнены по обвинению в нарушении безопасности (такие тяжкие преступления, как moharebeh – «война против бога» и efsad-fil-arz – «коррупция на земле»).

По меньшей мере 22 человека были казнены по обвинению в изнасиловании.

4 человека были повешены в общественных местах.

Среди казненных был как минимум один несовершеннолетний, а дела ещё трех подозреваемых в совершении преступлений всё ещё расследовались на момент написания статьи.

Была казнена по меньшей мере 31 женщина, и это наиболее высокий показатель за последние 17 лет.

По меньшей мере 5 казненных страдали от психосоциальных и интеллектуальных расстройств.

В 2024 году было казнено не менее 80 граждан Афганистана по сравнению с 25 в 2023 году и 16 в 2022 году.

По меньшей мере 534 казни в 2024 году и более 5 075 казней с 2010 года были приведены в исполнение на основании смертных приговоров, вынесенных революционными судами.

По меньшей мере 649 заключенных, приговоренных к смертной казни по обвинению в убийстве, были прощены семьями жертв убийства в соответствии с законами «кисас» (наказание, равное по тяжести совершённому противоправному деянию в мусульманском праве).

Этот 17-й ежегодный отчет о смертной казни в Иране, опубликованный IHRNGO и ECPM, свидетельствует об ужасающей эскалации применения этой меры в Исламской Республике в 2024 году. За год в исполнение привели по меньшей мере 975 смертных приговоров, что на 17% больше, чем 834, зафиксированных в 2023 году. Этот всплеск представляет собой самое большое число казней в стране за более чем два десятилетия, причем особенно резкий рост наблюдался после президентских выборов и назначения Масуда Пезешкиана на этот пост во второй половине года на фоне эскалации напряженности между Ираном и Израилем.

Комментируя доклад, иранский правозащитник Махмуд Амири-Могаддам сказал: «Пока внимание всего мира было приковано к эскалации напряженности между Ираном и Израилем, Исламская Республика использовала отсутствие международного контроля для террора в отношении собственного народа, устраивая по 5-6 казней каждый божий день. Иранский народ, требующий соблюдения своих основных прав, стал крупнейшей угрозой для режима, а смертная казнь остается самым мощным инструментом политического подавления. Эти казни – часть войны Исламской Республики против собственных граждан, чтобы сохранить власть».

Официально было объявлено только о 95 казнях (менее 10%), что значительно меньше, чем 15%, о которых стало известно в 2023 году. Несмотря на неоднократные призывы международного сообщества, отсутствие прозрачности не только подрывает подотчетность, но и скрывает истинные масштабы применения государством данной меры наказания.

В этом году также было зарегистрировано самое большое количество казней по принципу «кисас» за более чем два десятилетия: по меньшей мере 419 человек были казнены по обвинению в убийстве. Жестокие и бесчеловечные законы, применяемые в таких ситуациях, не только возлагают ответственность за выбор казни на плечи семьи жертвы убийства, но и, поскольку в законе нет ограничений на размер «дия» (компенсация, которую должен заплатить виновник преступления, совершённого неумышленно), всё больше обвиняемых казнят, потому что их близкие не могут позволить себе выплатить большие суммы. Примером тому служат такие случаи, как история Аббаса Карими, отца двоих детей, который был повешен, потому что его семья не могла позволить себе дия в размере более одного миллиона евро. В другом ужасном случае Ахмад Ализаде был повешен на 28 секунд. Его сняли и реанимировали по просьбе истца, а спустя несколько недель казнили снова.

Иранские власти продолжили подавление политического инакомыслия, казнив не менее 10 человек, связанных с запрещенными оппозиционными группами, включая девять курдских политзаключенных и одного политзаключенного с двойным гражданством, похищенного на территории соседней страны. Все они были приговорены к смерти после фиктивных судебных процессов, проведенных революционными судами. Мохаммад Гобадлу и Реза Расаи, два участника народных протестов, прошедших в стране под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», были казнены по обвинению в убийстве. Реза Расаи, курдский активист, исповедующий веру Ярсан, был приговорен к смерти на основании признаний, полученных под пытками, и elme-qazi (решение, основанное исключительно на мнении судьи, без отсылки к законам). Нескольким участницам акции «Женщины, жизнь, свобода» по-прежнему грозит смертная казнь.

Масштабы казни женщин достигли тревожного рубежа: по меньшей мере 31 женщина была лишена жизни, и это самое большое число с тех пор, как в 2007 году был начат мониторинг смертных казней. Дискриминационные законы и социальные факторы способствуют уязвимости женщин в подобных ситуациях.

Две курдские активистки, Пахшан Азизи и Вариша Моради, были приговорены к смертной казни. Благодаря народным кампаниям и международному давлению их приговоры не были приведены в исполнение на момент написания статьи, но они по-прежнему находятся в опасности.

В условиях этой эскалации жестокости растет как внутренний, так и международный протест против смертной казни. В Иране заключенные инициировали кампанию «Нет смертной казни по вторникам», – протестное движение, которое получило глобальную поддержку и длится уже более года.

Комментируя эту кампанию, глава IHRNGO Махмуд Амири-Могаддам заявил: «По вторникам без смертной казни» – поворотный момент в движении за отмену этой меры в Иране. Впервые низовое движение, возглавляемое заключенными, еженедельно протестует против всех казней, а не только против казней политических заключенных. Это знаменует собой начало более широкого общественного движения, выступающего против данной меры во всей её полноте. Народ Ирана, правозащитные организации и международное сообщество должны поддержать это движение».

Резкий рост числа казней в 2024 году подчеркивает растущую зависимость Исламской Республики от данной чудовищной меры наказания, стремясь уничтожить инакомыслие и сохранить контроль. С 2010 года более 8 800 смертных приговоров было приведено в исполнение в стране, и власти продолжают использовать эту угрозу в качестве основного инструмента угнетения.

В марте 2025 года на 58-й сессии Совета ООН по правам человека Международная независимая миссия по установлению фактов представит свой заключительный доклад о зверствах, совершенных иранским режимом с начала общенациональных протестов под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода». Учреждение этой Миссии стало важным шагом международного сообщества по привлечению иранских властей к ответственности за грубые нарушения прав человека, включая казни демонстрантов. Безнаказанность и отсутствие подотчетности являются одними из самых серьезных препятствий на пути улучшения ситуации с правами человека в Иране. Учитывая масштабы нарушений прав человека в стране, включая систематическое использование смертной казни в качестве инструмента репрессий, в ближайшие годы необходимо создать постоянный и эффективный международный механизм подотчетности, чтобы привлечь Исламскую Республику к ответственности за совершенные её властями преступления.

В связи с публикацией данного отчета IHRNGO и ECPM призывают международное сообщество, включая Совет ООН по правам человека, УНП ООН и правительства, имеющие дипломатические отношения с Ираном, поставить вопрос о смертной казни на первое место в своей повестке дня при взаимодействии с правительством этой страны. Последовательное международное давление необходимо для того, чтобы повысить политическую цену казней и обуздать машину убийств Исламской Республики.