Европа

Новые шокирующие доказательства поставок британцами дронов-убийц туркам

Новые шокирующие доказательства раскрывают шестилетнюю секретную историю о поставляемых Великобританией технологий, которые Турция использовала в войнах.

кампании в Великобритании потребовали срочного правительственного расследования, поскольку новые доказательства раскрыли шестилетнюю секретную историю британских поставок «дронов-убийц» в Турцию.

Компания Brighton Against the Arms Trade (BAAT) вчера заявила, что транснациональный производитель оружия EDO MBM продолжил подпольную продажу бомбодержателя для микробоек Hornet в Турцию, несмотря на ряд публичных опровержений.

Были обнаружены шокирующие новые обстоятельства, которые, по сообщениям BAAT, доказали, что EDO MBM продолжала тайно поставлять в Турцию оборудование, компоненты и технологии в течение последних шести лет на фоне обвинений в военных преступлениях и геноциде против курдов.

Недавно были распространены фотографии, на которых запечатлен бомбодержатель Hornet на турецком беспилотнике, сбитом армянскими солдатами в Нагорном Карабахе.

А вчера BAAT обнародовало новую информацию, показывающую, что правительство одобрило около 18 экспортных лицензий, разрешающих отгрузку бомбодержателей Hornet и других соответствующих компонентов в Турцию в период с 2014 по 2020 год.

BAAT потребовало срочно расследовать то, что он назвал «секретной торговлей», которая способствовала разжиганию смертоносной войны Турции при помощи дронов, унесшей тысячи жизней. Последние события вызывают серьезные вопросы по поводу соучастия Великобритании в военных преступлениях Турции.

Курды обвинили правительство Турции в совершении ряда злодеяний, включая казнь трех женщин, Зехры Беркель, Хебун Меле Шелиль и Амины Вайси, в результате целенаправленного удара беспилотника в Кобани в июне прошлого года.

«Поставляла ли Великобритания ракетную установку, убившую трех курдских революционерок в Рожаве?» – спросила член курдской общины, узнав о последних событиях. «Мы требуем ответов. Британское государство несет ответственность за военные преступления против курдов», – сказала она.

Турции позволили вести войны с использованием беспилотников благодаря готовности торговцев оружием обходить эмбарго на поставки оружия, используя свои глобальные операции для обхода законодательства и ведения своей смертоносной, но прибыльной торговли.

Участники кампании обвинили EDO MBM в том, что США используют их для обхода своих строгих законов о продаже оружия, что позволяет им продолжать снабжать самые авторитарные режимы мира инструментами для угнетения собственного народа.

Утверждается, что материнская компания 3Harris обошла внутренний контроль над оружием в США, использовав свою британскую дочернюю компанию EDO MBM, чтобы воспользоваться более мягкими правилами страны в отношении экспорта оружия и поставить технологию в Турцию.

В отчете Guardian за 2019 год утверждалось, что EDO MBM продало бомбодержатель Hornet турецкой компании Baykar Makina. Эта технология сыграла важную роль в том, что Bayraktar TB2 стал первым вооруженным дроном Турции, выпустившим свою первую ракету в 2015 году.

Но зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана Сельчук Байрактар, главный технический директор Baykar Makina, гневно отреагировал на сообщение, заявив в Твиттере, что их компания разработала более дешевый и надежный бомбодержатель.

Активисты обвинили директора Байрактар во лжи после того, как его опровержение в 2019 году было поспешно удалено после отчета Армянского национального совета Америки (ANCA) за ноябрь 2020 года на которых был запечатлен бомбодержатель «Hornet», прикрепленный к турецкому дрону, сбитому в ходе нагорно-карабахского конфликта.

Турецкие беспилотники TB2 Bayraktar помогли склонить чашу весов в пользу Азербайджана в шестинедельной войне, в которой были убиты тысячи людей, в том числе мирные жители, а также разрушены многие здания и дома.

На фотографиях также были запечатлены топливные насосы, поставляемые британской компанией Andair Ltd, которая в понедельник объявила о прекращении поставок компонента после 8000 общественных петиций и письма посла Армении.

Но что очень важно, отчет ANCA впервые раскрыл характерный внутренний механизм ракетной установки TB2 Bayraktar.

Исследование BAAT показало, что патентный чертеж 2014 года для бомбодержателя Hornet, похоже, идентичен внутреннему дизайну того, что было обнаружено на сбитом дроне на фотографиях 2020 года.

Это подпитывает давнюю веру участников кампании в то, что бомбодержатели Hornet продолжают продаваться, несмотря на уклончивость правительства и молчание со стороны EDO MBM по этому вопросу, который был предметом парламентских вопросов и бесконечных спекуляций.

В 2020 году Департамент международной торговли Великобритании (DIT) подтвердил, что для EDO MBM было одобрено 18 стандартных индивидуальных экспортных лицензий (SIEL) на экспорт бомбодержателей Hornet и связанных с ними компонентов и технологий в Турцию в период с 2014 по 2020 год.

Согласно исследованию BAAT, большая часть из них досталась турецкой компании, известной как Rokestan, которая в период с 2015 по 2016 год тесно сотрудничала с Baykar Makina в целях развития способности Bayraktar TB2 стрелять ракетами.

Но экспорт бомбодержателя Hornet в Турцию EDO MBM охватывает шесть лет с 2014 по 2020 год, что далеко за пределами стадии разработки.

Британское правительство одобрило экспорт EDO MBM сотен единиц оборудования, компонентов и технологий для ракет и боеприпасов, специально разработанных для БЛА (беспилотные летательные аппараты), в Турцию в течение более шести лет на сумму в миллионы фунтов стерлингов.

Также BAAT поставило под сомнение маловероятные заявления основного производителя БПЛА в Турции о том, что он их не использует. Теперь, говорится в сообщении, доказательства показывают, что он в течение шести лет занимался тайной продажей своей технологии смерти с ведома и при поддержке британского правительства.

Торговля оружием окутана тайной, а в законе есть бесчисленные лазейки, которые могут  использовать военные кампании, что затрудняет отслеживание продаж и привлечение компаний к ответственности в том, что многие называют «теневым миром».

С 2015 года Великобритания предоставила около 80 открытых лицензий с неограниченной стоимостью, которые позволяют неограниченную передачу оборудования в течение заранее установленного периода времени, обычно в течение 5 лет.

Но, как объясняет Эндрю Смит, национальный представитель Кампании против торговли оружием (CAAT): «Общие данные никогда не публикуются, поэтому у нас нет возможности узнать, что произошло».

Он настаивает на прекращении продажи оружия Турции, ссылаясь на ужасающие нарушения прав человека в стране и на все более агрессивную роль Турции на международном уровне. Он приветствует усилия Andair Ltd по прекращению поставок своих топливных насосов после того, как столкнулся с доказательствами, но говорит, что этого недостаточно, чтобы оставлять принятие решений на усмотрение отдельных компаний.

«Это требует вмешательства правительства. Необходимо прекратить политическую и военную поддержку, которую Даунинг-стрит оказывает [Турции]», – сказал он.

Но торговля оружием – прибыльный бизнес для Британии. В октябре правительство с гордостью хвасталось своим статусом второго по величине государства, которое поставляет оружие в мире после США.

Правительство привело заказы на сумму около 11 миллиардов фунтов стерлингов, которые были выиграны в 2019 году. С 2010 года оно выиграло контрактов на сумму 100 миллиардов фунтов стерлингов, включая продажу «тайфунов» Саудовской Аравии и ракет Катару.

В то время как правительство настаивало, что его смертоносная торговля означает создание высококачественных рабочих мест, Смит обвинил Великобританию в «вооружении и поддержке репрессий во всем мире».

Правительство Великобритании приложило немало усилий, чтобы защитить свою смертоносную торговлю, игнорируя три своих собственных комитета и отклоняя доказательства военных преступлений, обращаясь в суд, чтобы предотвратить ее блокировку от продажи оружия Саудовской Аравии, которая ставит Йемен на грань самого страшного глобального голода в мире за столетие.

С 2015 года Великобритания предоставила Турции лицензию на оружие на сумму более 1 миллиарда фунтов стерлингов, что сделало ее одним из крупнейших в мире покупателей оружия британского производства.

Несмотря на короткую паузу в ноябре 2019 года в ответ на возмущение общественности незаконным вторжением Турции в Рожаву, продажи оружия вскоре возобновились и вернулись на свой обычный уровень.

Крис Коулз из британской неправительственной организации Drone Wars UK, выступающей за международный запрет на использование боевых дронов, предупредил, что компании должны гарантировать, что их компоненты, которые составляют небольшие части более крупных систем оружия, не способствуют злодеяниям в области прав человека. Он призвал к большей открытости и прозрачности в отношении того, куда экспортируются дроны.

BAAT поддержал эту точку зрения, потребовав «полного расследования экспорта EDO MBM в Турцию и немедленного прекращения их поставок для Bayraktar TB2 или любой другой турецкой системы вооружения».

Но факты не обнадеживают. Вчера британское правительство уклончиво ответило на представленные доказательства.

Представитель правительства настаивал на том, что оно серьезно относится к своим экспортным обязанностям и оценивает «все экспортные лицензии в соответствии со строгими критериями лицензирования».

«Мы не будем выдавать никаких экспортных лицензий, если это не соответствует этим критериям», – сказал он.

Но он не смог должным образом ответить на конкретные вопросы, поставленные относительно использования турецких беспилотников в военных преступлениях против курдского народа на севере Сирии или нарушения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию.

Вместо этого он указал на речь в Палате общин министра иностранных дел Доминика Рааба в октябре 2019 года после вторжения Турции в Африн вместе со своими союзниками-джихадистами. Хотя в то время продажи оружия были приостановлены в ожидании проверки, данные показывают, что это была лишь краткая и временная мера.

Г-н Рааб высказал некоторую критику в адрес Турции, но также напомнил парламентариям, что британское правительство признает «некоторые из законных опасений, которые вызывает у Турции 3,6 миллиона беженцев, которые она вывела из Сирии. А также озабоченность Турции по поводу угрозы ее безопасности со стороны РПК (прим. ред. Рабочая партия Курдистана) на южной границе с Сирией».

Аналогичную позицию придерживались союзники Турции по НАТО, отвернувшиеся от курдского народа в то время как сотни тысяч людей покинули свои дома, а группы джихадистов проводили внесудебные казни и стреляли ракетами по автобусам с мирным населением.

Во время вторжения в Сирию Турцию обвинили в военных преступлениях и использовании химического оружия, в частности белого фосфора, во время удара в Сарекание, чтобы заставить международное сообщество замолчать.

Турция также использовала беспилотники для авиаударов по лагерю беженцев Махмур. Считается, что беспилотный летательный аппарат был ответственен за кровопролитие в Куна-Маси, целью которого были дети, плывущие по воде на популярном туристическом курорте в Слемани, Иракский Курдистан.

По всей видимости, все эти инциденты были вызваны использованием бомбодержателей Hornet и нарушали критерии британской экспортной лицензии. На данном этапе неясно, как оценкам пришло правительство

Правительство не ответило на вопросы о стоимости контракта или каких-либо других подробностей о лицензировании бомбодержателя. С EDO MBM также связались для комментариев, но они не ответили на запрос.

Что такое бомбодержатель Hornet?

Бомбодержатель Hornet описывается как «умная рука», которая гарантирует, что ракеты, выпущенные с вооруженного беспилотника, достигают своих координат цели, что позволяет осуществлять высокоточные бомбардировки.

Впервые он был запатентован в 2014 году и разработанный компанией EDO MBM из Брайтона. Система бомбодержателя предназначена для перевозки небольших легких бомб, которые не утяжеляют дрон. EDO MBM поставило компании Байкар технологию, которая позволила компании достичь своей цели самостоятельно, выпустив первую ракету с беспилотника Bayraktar TB2 в 2015 году.