По словам иранцев, встреча между Маском и послом Амиром Саидом Иравани продолжалась более часа и проходила в секретном месте. Иранцы, говорившие на условиях анонимности, описали встречу как «позитивную» и «хорошую новость».
Отвечая на вопрос о том, было ли такое заседание, Стивен Чунг, директор по связям с общественностью Трампа, сказал: «Мы не комментируем сообщения о частных встречах, которые состоялись или не состоялись». Маск не ответил на просьбу о комментарии.
Каролин Ливитт, пресс-секретарь переходного периода будущей администрации администрации Трампа и Вэнса, в своем заявлении сообщила: «Американский народ переизбрал президента Трампа, потому что доверяет ему руководить нашей страной и восстановить мир через силу во всем мире. Когда он вернется в Белый дом, он предпримет необходимые действия, чтобы сделать именно это».
Миллиардер Илон Маск стал самым влиятельным частным лицом во время переходного периода Трампа. Он присутствовал почти на каждом собеседовании президента с иностранными руководителями. Во время звонка на прошлой неделе президенту Украины Владимиру Зеленскому, избранный президент передал трубку Маску.
Ранняя прямая встреча высокопоставленного иранского чиновника с Маском повышает вероятность изменения тона в отношениях между Тегераном и Вашингтоном при администрации Трампа, несмотря на всю напряженную историю отношений между избранным президентом и Ираном. Один из иранских чиновников заявил, что именно Маск попросил о встрече и что посол выбрал место для нее.
Во время своего первого срока Трамп вывел Соединенные Штаты из ядерного соглашения 2015 года между Ираном и мировыми державами (отказ Ирана от программы создания ЯО в обмен на снятие с него экономических санкций), назвав его «ужасной односторонней сделкой, которую никогда не следовало заключать», и ввел жесткие экономические санкции в отношении доходов от продажи иранской нефти и международных банковских операций. Он также отдал приказ об убийстве высокопоставленного иранского генерала Касима Сулеймани в Ираке в 2020 году.
В ответ верховный лидер Ирана запретил любые переговоры с администрацией Трампа, а иранские чиновники поклялись отомстить за убийство Сулеймани. На прошлой неделе американские федеральные прокуроры заявили о том,
что Иран планировал убийство Трампа еще до выборов.
Но теперь после избрания Трампа Иран открыто обсуждает, сможет ли он достичь новой и более долгосрочной сделки
с Соединенными Штатами. Многие члены кабинета нового президента Ирана Масуда Пезешкиана выступают за переговоры с Соединенными Штатами, утверждая, что Трамп любит заключать сделки, и что он сможет достичь нового, более долгосрочного соглашения, так что, у Ирана есть возможность добиться отмены санкций.
Многие представители консервативной фракции в Иране выступают против взаимодействия с Трампом. Они утверждают, что любые переговоры - или сделка - должны быть одобрены верховным лидером, аятоллой Али Хаменеи.
Трамп был заядлым сторонником Израиля, который ведет войну с поддерживаемыми Ираном боевиками ХАМАС и «Хезболла» с момента нападения 7 октября прошлого года.
В четверг министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в своем сообщении на сайте X заявил: «Разногласия могут быть решены путем сотрудничества и диалога. Мы договорились действовать с мужеством и доброй волей». Иран никогда не покидал стол переговоров по своей мирной ядерной программе».
Г-н Арагчи сделал эти комментарии после встречи в Тегеране с Рафаэлем Гросси, главой атомного надзора ООН.
Аналитики отметили, что, несмотря на всю историю неприязненных отношений с Трампом, иранцы, похоже, хотят держать дверь в дипломатию открытой. Трамп, похоже, тоже заинтересован в этом, полагают они.
«В целом, с Трампом все возможно», - сказал Али Ваэз, директор по Ирану в Международной кризисной группе. «Похоже, он заинтересован в сделке с Ираном». Но некоторые советники Трампа, по его словам, предпочитают другие подходы, в том числе усиление давления на Иран.
Два иранских чиновника сказали, что встреча с Маском обеспечила обходной путь для Ирана, позволяющий ему избежать прямой встречи с американскими чиновниками. Однако вскоре Маск будет играть официальную роль. Он назначен содиректором нового правительственного агентства по повышению эффективности.
Один из сотрудников Министерства иностранных дел Ирана сообщил, что посол Иравани сказал Маску во время встречи, что он должен получить санкции от Казначейства и перенести некоторые из своих предприятий в Тегеран.
Представительство Ирана при Организации Объединенных Наций заявило, что не будет публично комментировать эту встречу.