Европа

Настойчивость Турции в желании воевать истощает бюджет

В Турции растет разрыв между доходами граждан и расходами правительства на военные цели. Несмотря на растущую безработицу и обнищание людей, правительство настойчиво продолжает преследовать политику войны, которая поглощает бюджет.

Несмотря на экономический кризис, турецкое государство продолжает атаковать зоны обороны Мидии. В какие же суммы обходятся военные дроны и истребители F-16, а также ракеты, которые они запускают?

23 апреля турецкая армия начала широкомасштабную операцию вторжения против зон обороны Мидии Южного Курдистана (северного Ирака) в регионах Метины, Авашина и Запа. По информации пресс-службы НСС (Народных сил самообороны Курдистана), турецкая армия бомбардирует упомянутые территории днем и ночью в ходе текущих боев.

Глава ЦБ Турции Шахап Кавджиоглу говорил о 128 миллиардах долларов утерянного с 24 апреля резерва – с начала периода атак. Он заявил: «Эти БПЛА, включая военные, летают не бесплатно. Эти солдаты едут туда не бесплатно». Не впервые признается тяжкая ноша военных расходов в Курдистане для Турции.

В феврале 2019 года президент Турции Эрдоган говорил: «Знаете ли вы стоимость одной пули? Вы считали, сколько денег тратится, пока наши вертолеты летают над Габаром и Джуди?»

Рост на 86% за 10 лет

По информации Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), военные расходы Турции возросли на 86%, достигнув 20,4 миллиардов долларов США в период с 2010 до 2019. Они повысились на 5,8% в 2018-2019. Недавно SIPRI был сделан доклад, в котором сообщалось, что в 2019 году Турция заняла 15 место среди государств с самыми высокими военными расходами. В 2020 она была на 16 месте с тратами в 17,7 миллиарда долларов. В последнем докладе SIPRI упомянуто, что военные расходы Турции выросли на 77% с 2011 по 2020 год, и особо резким был рост с 2015 года. Причина такой ситуации – в политике войны и геноцида правительства ПСР/ПНД/ Эргенекона против народа курдов, усилившейся с лета 2015.

Компания-производитель БПЛА освобождена от налогообложения

Повышают военные расходы БПЛА (беспилотные летательные аппараты), описываемые в таких терминах, как «технологии переднего края [науки]», «внутренние и национальные», которыми Турция так хвалится в последние годы и при помощи которых совершались массовые убийства в Курдистане. Неизвестно, сколько в точности стоит Турции производство БПЛА.

По информации прессы, лояльной ПСР, компании Baykar Machine Company под руководством зятя Эрдогана Сельчука Байрактара, производящей ударные беспилотные летательные аппараты (тур. SIHA), платят по 4 миллиона долларов за единицу такой военной техники. Только в ноябре 2020 года еще 47 миллионов долларов было уплачено за 12 ударных оперативно-тактических средневысотных БПЛА модели «Bayraktar TB2».

Количество денег, переведенных семье Эрдогана путем торговли дронами, является «государственной тайной». Более того, Baykar Machine Company освобождена от налогообложения и не платит государству налогов с прибыли со своих продаж. Выяснилось, что за один 2016 год за 6 БПЛА ей заплатили 36 миллионов долларов.

Цена использования дронов и F-16

По расчетам экспертов, ежедневные расходы на БПЛА приближаются к расходам на истребители F-16. Вот средняя стоимость ракет, которые они выпускают, а также необходимого на минутный полет топлива:

Истребители F-16: F-16 часто используются турецкими войсками при авиаударах по зонам обороны Мидии. Они потребляют около 600 литров топлива в минуту. Часовой полет обходится в 25 тысяч долларов, 24-часовой полет без остановок – в 600 тысяч долларов. Цена боевых снарядов, которые такой истребитель несет в каждом полете, достигает 65 тысяч долларов.

Истребители F4: Часовой полет F4 обходится в 30 тысяч долларов. Стоимость каждой авиационной бомбы типа МК-82, которые несут такие истребители, 26 тысяч долларов.

БПЛА: БПЛА, используемые в целях разведки, тратят топливо на 6 тысяч долларов. Когда к этому добавляется стоимость расходов на управляющие аппаратами центры, цена такого БПЛА приближается к стоимости истребителя F-16. Стоимость единицы боеприпаса MAM-L, которыми пользуются SIHA, составляет 40 тысяч долларов.

Вертолеты «Кобра»: Часовая стоимость полета таких военных вертолетов – около 6 тысяч долларов.

20 миллионов долларов за 4-часовую атаку

Достаточно обратить внимание на заявленную стоимость 4-часовой атаки в зонах обороны Мидии в декабре 2007 года, чтобы рассчитать, сколько стоят авианалеты и разведывательные вылеты в Авашине, Метине и Запе за более чем 2 недели. По информации, которую сообщало на этот раз правительство ПСР, цена атаки 52 истребителей F-16 и F-4 с артиллерийской поддержкой составила 20 миллионов долларов.

Военные расходы заставляют расти внешний долг

Военные расходы Турции, возрастающие с каждым годом, обеспечиваются за счет других отраслей бюджета, таких как образование, здравоохранение, транспорт, коммуникации и энергетика. Турецкие «расходы на оборону» превышают средний уровень таковых как стран – членов НАТО, так и других стран в отношении к валовому внутреннему продукту. Разрыв между доходами граждан и расходами правительства на военные цели постоянно увеличивается.

По расчетам экономистов, от 20% до 30% внешнего долга страны существует из-за «расходов на оборону». Если вникнуть в информацию Министерства финансов Турции, можно ясно увидеть взаимоподкрепляющий рост внешнего долга и «расходов на оборону».

Эксперты обращают внимание на то, что 1% роста военных расходов повышает внешний долг на 0,6%, также 1% роста расходов на оборону снижает экономический рост примерно на 0,1%. Иными словами, военные инвестиции правительства ПСР/ПНД, каждая единица авиации, отправленная в зоны обороны Мидии, каждый снаряд, выпущенный в горах Курдистана, еще больше топят экономику Турции и заставляют расти внешний долг.