Турция

Тюремная одиссея семьи Карак

Мюслюм Карак проводит большую часть своего времени в дороге между разными тюрьмами, чтобы навестить брата, племянника, сына и зятя. Его брат Мехмет провёл в заключении уже 29 лет.

Мехмет Карак провел в турецкой тюремной системе уже 29 лет. Он был арестован в первый раз после военного переворота 12 сентября 1980 года вместе с шестью братьями и сестрами и своим отцом. Семью задержали во время облавы в деревне Кубика Чареба в Суруче (Пирсус), после чего он оказался в заключении почти на четыре года. После освобождения Мехмета вынудили пойти на военную службу. Затем его снова арестовали, и он провел в тюрьме ещё восемь месяцев. Следующий арест имел место в 1989 году, когда мужчину оставили в заключении на 18 месяцев, а в 1992 году он попал в тюрьму на три месяца. Когда его арестовали в пятый раз в 1995 году, он уже был отцом шестерых детей и был приговорен судом государственной безопасности к пожизненному заключению по обвинениям в «сепаратизме».

Освобождение Карака могло произойти через тридцать лет после того, как он начал отбывать срок, и эту дату ждали в июне 2025 года. Однако, как он узнал в сентябре, перспектива досрочного освобождения по УДО в течение следующих шести лет была исключена. Следующий пересмотр его дела назначен на 2031 год, а в его тюремном файле появилась запись «пожизненное заключение». Причина этого исхода – три дисциплинарных взыскания, которые вынесли Караку в тюрьме. В 1996 году он столкнулся с дисциплинарным расследованием за участие в голодовке против перенесенных пыток, в 2006 году – за якобы имевшую место «террористическую пропаганду» в заявлении в прокуратуру, а в последний раз – в 2024 году, поскольку при переводе в Эрзинджан у него были обнаружены «запрещенные предметы», которые были разрешены в предыдущей тюрьме.

Четыре родственника в заключении

Журналист Джейлан Шахинли из информационного агентства «Месопотамия» (MA) побеседовал с братом заключенного, Мюслюмом Караком, который рассказал, что их семья подвергалась репрессиям с момента военного переворота в 1980 году. Помимо брата, в тюрьме в Эрзинджане сидит его племянник, сын отбывает срок в тюрьме в Анкаре, а зять – в тюрьме в Кыршехире. «Сейчас в тюрьмах находятся четыре члена нашей семьи, – сказал Мюслюм, добавив. – В воскресенье мы едем в Эрзинджан, чтобы в понедельник навестить моего племянника Барана Карака, а во вторник – моего брата Мехмета. Затем мы отправимся в Анкару. В четверг я навещу своего сына Исмета в тюрьме Синджан, а в пятницу – зятя Шюкрю Карака, с которым я встречусь в Кыршехире. Наша жизнь проходит в основном в дороге между тюрьмами. Сегодня в Турции говорят о мире, но мы испытываем нечто иное».

Результат отказа решать курдский вопрос

То, что переживает семья, – результат отказа решать курдский вопрос и закономерное следствие политической изоляции, объясняет наш собеседник. Хотя в последнее время появились намеки на возможность начала процесса мирного урегулирования, притеснения в тюрьмах участились. «Они хотят, чтобы мы страдали, – говорит Карак. – Мы никого не грабили и не притесняли. Мы боремся за свой народ. Мы выбрали правильный путь, и мы будем его придерживаться. Мы ничего не требуем для себя. Мы хотим, чтобы в страну пришел мир, чтобы Абдулла Оджалан получил свободу, а больные заключенные были немедленно освобождены».

Его брат сказал во время своего последнего визита: «Мы не боимся наказаний. Тюремная администрация ждет от нас раскаяния. Если бы мне было, о чем сожалеть, я сказал бы об этом в день ареста. Неужели я зря просидел за решеткой все эти годы?».