Стратегия Эрдогана по линии Киркук – Мосул

Турецкое государство продолжает курс отрицания и уничтожения курдов. Но при этом власти этой страны не стали ограничиваться политическими играми в Курдистане. О том, чего ждать от Эрдогана в будущем, читайте в нашей статье.

С одобрения Соединенных Штатов в 2003 году к власти в качестве реализатора практики «умеренного ислама» на Ближнем Востоке был приведен президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. До 2011 года Эрдоган полностью действовал по указке и прихотям своих американских покровителей. Но в 2011-м в Тунисе, Египте и Ливии поднялась волна народных протестов, которые привели к свержению правителей. А после 2013 года Эрдоган начал заигрывать в Сирии с боевиками, сражающимся против курдов, и тем самым заявил о своих грязных намерениях.

Позже международные силы, особенно США, Россия, Иран, осознали, что турецкие власти используют боевиков в своих интересах. И с Турцией стали говорить иначе. Каждая страна попыталась ответным ходом использовать Турцию и реализовывать тем самым свои цели. США решили накрутить отношения с турками через боевиков, которые были связаны с Турцией. Но союзные Эрдогану группировки, такие как «Аль-Каида»* и ИГИЛ*, оказались позже большой головной болью для западных стран, в частности США.

Россия, в целях продолжить свое присутствие в Сирии и проводить региональную политику через ее правительство, решила укреплять отношения с Турцией за счет соглашений о поддержке режима. Иран, понимая ход событий и американскую угрозу, пошел по стопам своих российских коллег и, забыв все прежние обиды, установил хорошие отношения Турцией. Это нужно было, чтобы усилить свое влияние в Ираке и Сирии.

Эрдоган, используя поддержку России и Ирана, продолжил курс на уничтожение и отрицание курдов. Он попытался сделать все возможное, чтобы курды не смогли добиться для себя каких-либо прав. Вместе с тем, чтобы достичь своей цели, он использовал боевиков и политику шантажа, в которой весьма преуспел. При помощи них он пригрозил большими проблемам США и Европе.

Народная революция, которая произошла в Рожаве (Западный Курдистана) и на северо-востоке Сирии, сорвала сценарий Эрдогана. И тогда Эрдоган приступил к открытой оккупации северо-востока Сирии. После 2016 года турецкие войска заняли такие районы, как Джараблус, Баб, Азаз и Ахтарин. А затем, с молчаливого согласия России, солдаты Эрдогана ринулись на Идлиб. Позже был оккупирован Африн. В течение последних двух месяцев этого года Эрдоган то и дело угрожает напасть на северо-восток Сирии, подтягивая свои силы на границе. Что это может означать?

Понятное дело, что конечной целью Эрдогана является не только северо-восток Сирии. Он настроен против всех четырех частей Курдистана. Оставаясь верным традициям тирании турецких властей, Эрдоган следует политике оккупации и разрушений. Одновременно с этим он начал вести свою политику по оккупации Рожавы, северо-востока Сирии и Южного Курдистана. Параллельно с захватом Африна он начал наступление на регион Брадост в Южном Курдистане. Таким образом наглядно выстраивается линия оккупации. Но он не стал останавливается и уже в этом году расширил агрессию по линии региона Брадост. Здесь, в Южном Курдистане, его грязные планы затронули такие районы, как Хакурк и Хафтанин.

Получив поддержку со стороны властей курдской автономии на севере Ирака (тот же Южный Курдистан), он устроил масштабное наступление. Конечно силы в этом регионе не будут открыто заявлять о своей причастности к этой агрессии. Но очевидно, что правящая ДПК поддерживала эти действия турецких войск путем заключения с ними секретных соглашений. Несмотря на то что Эрдоган стремится оккупировать все четыре части Курдистана и ликвидировать все достижения курдского народа, власти в Южном Курдистане пытаются не обращать на это внимание. Однако этот план Эрдогана был разоблачен действиями по направлению Киркука и Мосула.

После Киркука пошел на Мосул

Эрдоган четко заявил свое мнение по вопросу Киркука. Он неоднократно утверждал, что Киркук не имеет никакого отношения к курдам и тем более страшному для него слову «Курдистан». Здесь он постарается воплотить свои грязные планы через Иракский фронт туркоманов (ИФТ). Из числа этой этнической группы он сформировал вооруженную банду, которой ежемесячной выплачивал зарплату и тренировал в Анкаре. Позже эта группировка вошла в повестку дня Патриотического союза Курдистана (ПСК) и центрального правительства Ирака.

Эрдоган извлек выгоду из конфликта между ДПК (Демократическая партия Курдистана) и ПСК. Руководство первой, стоящее у власти в курдской автономии, предприняло все возможное, чтобы помешать ПСК попасть в Киркук. Поэтому из-за барьера ДПК в течение двух лет жители этой богатой провинции не могут избрать своего губернатора и членов местного парламента. Эрдоган продвинул главу ИФТ и лидера иракских туркоманов Эршада Салихи в парламент Ирака и посредством него продолжил блокировать многие соглашения по курдам.

Со временем Эрдоган переместил фокус своих интересов из Киркука в Мосул. В некоторых областях силы, ведущие информационную войну в Башике и связанные с турецкими властями, отправились на работу в Мосул для выполнения грязных поручений. Часть группировок связаны с бывшим губернатором Мосула Асилемом ан-Нуджайфи, который в свое время сдал Мосул боевикам ИГИЛ и бежал в Турцию к Эрдогану. Сегодня он действует в составе его сил в Башике. Все движения и группировки, действующие в Мосуле, а также его пригороде вместе с ИГИЛ, не прекращают оставаться в повестке дня федеральных властей.

В связи с этим Иран попытался сохранить союзные силы Хашд аш-Шааби. Эрдоган за счет связанных с ним групп хочет оставаться не только в Южном Курдистане, но и в Ираке. Для этого он пытался укрепить свои политические и боевые формирования по линии Киркук – Мосул. С другой стороны, он попробовал развивать такие связи, которые бы могли испортить отношения между администрациями Ирака и Южного Курдистана. Также он хотел через некоторых лиц в ДПК высосать все экономические ресурсы из Южного Курдистана. Чтобы исключить последних из игры, он рассмотрел пути, которые идут напрямую в Ирак и обходят Южный Курдистан. Известно, что деятельность по открытию приграничных ворот в Силопии, находящихся в сопредельных и подконтрольных иракским властям областям, нанесут в дальнейшем экономический удар по Южному Курдистану.

Эрдоган пытается реализовать свои планы посредством некоторых арабов-суннитов, базирующихся в Мосуле, многие из которых ранее были связаны с ИГИЛ. Эти планы он хочет осуществить через таких людей, как Асиль ан-Нуджайфи, Тарик Хашими, которые участвовали в создании ИГИЛ. А над ними стоят такие лица, как Осама ан-Нуджейфи, Хамис Хенчер, Зафер аль-Али.

Эрдоган за счет политических структур хочет завершить организацию вооруженных формирований в Мосуле и его окрестностях. В связи с этим при помощи образования политической партии он попытался предпринять для братьев ан-Нуджайфи и бывшего председателя парламента Ирака Осама ан-Наджейфи шаги в политической сфере. Недавно Наджейфи объявил о создании нового политического формирования под названием «Фронт освобождения и развития». Сообщается, что штаб-квартира этого формирования находится в Анкаре.

Эти действия показывают, что планы Эрдогана направлены не только на Южный Курдистан, но и на весь Ирак.

Арабы-сунниты, из числа которых Эрдоган сформировал новую партию, также поддерживают хорошие отношения с ДПК и Масудом Барзани. Раз в несколько месяцев их лидеры посещают Масуда Барзани. Эти визиты находят свое отражение в средствах массовой информации Демократической партии Курдистана.

Партия, которую образовала ПСР, может раздуть межконфессиональную войну

Одной из целей этого формирования является стремление Эрдогана эффективно проводить свою политику в Мосуле и базироваться на основе ДПК в Киркуке. Другая и наиболее опасная цель заключается в том, что эта политическая партия рискует спровоцировать межконфессиональные конфликты в Ираке, а это означает начало новых проблем в регионе. Учитывая, что межконфессиональный конфликт окажет негативное влияние на Ирак и эта волна может затронуть и Иран. Другими словами, с одной стороны, Эрдоган наряду с Ираном и Россией действует в Сирии, а с другой – пытается ударить по шиитам и соответственно Ирану.

Заручившись поддержкой США и России, Эрдоган продолжает политику уничтожения и отрицания курдов в Сирии, Иране, Ираке. Для достижения своих целей он сосредоточился на военных и политических провокациях. Другой вопрос – насколько его планы реалистичны. Но в любом случае надо отдавать себе отчет в том, что политика, которую ведет Эрдоган, очень опасна.

*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ