Скандалы подливают масла в огонь протестов в Ираке
Народные протесты в Ираке все еще распространяются, загоняя правительство в угол и затрагивая весь Ближний Восток.
Народные протесты в Ираке все еще распространяются, загоняя правительство в угол и затрагивая весь Ближний Восток.
Каждый день в Ираке разгорается новый скандал, касающийся правительства. Последний связан с документами, обнародованными 17 ноября, содержащими разоблачения относительно власти Тегерана в Ираке. Неопознанные ополченцы время от времени обстреливают зеленую зону – в последний раз это было 17 ноября, – угрожая правительствам США и Ирака, если эти правительства предпримут действия против проиранских ополченцев. Иранцы и американцы соревнуются за будущее Ирака, а протестующие пытаются перевернуть всю политическую систему с ног на голову.
Итак, кто с кем воюет и как стороны передвигают свои шахматные фигуры на карте конфликта
Политический класс
Недавно просочившиеся в СМИ документы о мощной сети влияния Ирана в Ираке, переданные в New York Times, которые использовали их 17 ноября, пошатнули политические основы Ирака, придавая больше энергии и настойчивости протестующим и разогревая скандалы, которые затрагивают почти всех иракских политиков.
Иракский политический класс кажется беспомощным, изолированным и неспособным справиться с кризисом, который угрожает лишить его власти. Было сделано несколько предложений, но ни одно из них не принято, что привело протестующих к дальнейшей эскалации и увеличению их требований.
18 ноября большинство парламентских блоков – коалиция Фатх, связанная с поддерживаемыми Ираном фракциями в Силах народной мобилизации (СНМ – шиитские милиции, созданные для борьбы с ИГИЛ*, превратившиеся сегодня в одну из главных военных и политических сил в Ираке. - Прим.), коалиция Наср бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади, Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана, движение Хикма Аммара аль-Хакима и две основные суннитские коалиции – Альянс иракских сил во главе со спикером парламента Мухаммедом Аль-Халбуси и Национальная коалиция во главе с Айядом Аллави – собрались в Багдаде. Они согласовали предложения о проведении реформ в течение 40 дней, включая создание специального суда по борьбе с коррупцией, изменение избирательного законодательства и избирательной комиссии, перестановки в кабинете министров, судебное преследование сил, которые атаковали протестующих, и принятие ряда предложений, касающихся нефти и газа, социального обеспечения и других вопросов.
Коалиция Наср и движение Хикма предупредили, что они сформируют оппозиционный блок в парламенте и предпримут шаги, чтобы лишить доверия премьер-министра Аделя Абдула Махди, если он не приступит к реализации предложения о реформе в течение 40 дней.
В этом предложении почти нет ничего нового: президент Ирака Бархам Салих и премьер-министр Адиль Абдул Махди выдвигали аналогичные планы, но они не были реализованы.
Бывший американский советник иракского правительства США, который только что посетил укрепленную зеленую зону Багдада (район, где находятся офисы иракского правительства), сказал «Аль-Монитор»: «История этого места почти закончена. Руководство не имеет ни малейшего понятия о том, что происходит. Это все равно что сидеть в Версальском дворце 4 мая 1789 года (отсылка к последним дням французской монархии перед Французской революцией). Политический класс Ирака совершенно невежествен и разобщен».
В такой обстановке требования демонстрантов о смене режима действительно звучат громко.
Вооруженные силы
Протестами занимаются несколько групп силовиков. Местную полицию, иракскую армию и силы по борьбе с терроризмом можно увидеть в большом количестве почти везде в Багдаде. Но за большинством актов насилия против протестующих стоят спецназовцы в масках. Спецназ, похоже, опережает остальных, отдавая приказы и иногда оттесняя другие подразделения безопасности и занимая их позиции.
Похоже, правительство было захвачено неназванными силами, о которых говорят все официальные лица, но которые никто не осмеливается назвать. Например, об этом заявил министр обороны Ирака Ниджа Аль-Шиммери 15 ноября, во время его визита во Францию. Он утверждал, что его силы не получили от него никакого приказа о нападении на протестующих и что третья сторона нацелена как на силы безопасности, так и на протестующих.
Шиммери также сказал: «Слезоточивый газ, используемый для разгона протестующих, небезопасен и убил нескольких людей. Мы узнали после расследования, что этот слезоточивый газ не был импортирован иракским правительством».
Шиммери добавил, что откажется от любого приказа генерала Касема Солеймани, командующего иранскими элитными силами Кудс, размещенными в Ираке.
Агентство «Рейтер» сообщило, что Солеймани принял участие в совещании высокого уровня по вопросам безопасности в Багдаде в конце октября, чтобы предотвратить свержение Абдула Махди. Солеймани также призвал главу организации Бадр Хади аль-Амири продолжать поддерживать Абдула Махди.
Абдул Махди также обвинил третью сторону в нападении как на протестующих, так и на силы безопасности, но не назвал эту группировку.
В прошлом месяце агентство «Рейтер» процитировало нескольких иранских и иракских чиновников, которые обвинили поддерживаемых Ираном ополченцев в размещении снайперов на крышах Багдада.
Влияние Ирана внутри иракских сил безопасности является широким и не ограничивается шиитскими группировками СНМ. В одном из перехваченных документов указано, что бывший глава военной разведки иракской армии генерал Хатам Максуси сказал иранскому агенту в 2015 году: «Вся разведка иракской армии – считайте ее своей. Скажите мне, что вам нужно, и я предоставлю это вам».
За исключением нескольких проиранских группировок, таких как организация Бадр и бригады Хорасани, большинство СНМ дистанцируются о происходящего, пытаясь избежать любых столкновений с протестующими. Многие члены СНМ выразили свою поддержку протестующим и осудили применение насилия в отношении демонстрантов с помощью видеороликов, опубликованных в социальных сетях.
Религиозное учреждение
Шиитская семинария Наджафа поддерживает требования протестующих с тех пор, как в начале октября начались демонстрации. Помимо еженедельного заявления Великого шиитского аятоллы Али Систани в поддержку протестующих, в протестах активно участвовали священнослужители в Наджафе и сотрудники шиитских святынь.
В своей последней пятничной проповеди официальный представитель Систани призвал удовлетворить требования протестующих, подчеркнув необходимость изменения всего политического истеблишмента путем проведения досрочных выборов и принятия нового избирательного закона, а также осудив применение правительством насилия в отношении протестующих.
Систани наращивает свои выступления против правительства, продвигая требования демонстрантов, поскольку насилие в отношении протестующих растет.
Почти 320 человек были убиты и около 15 000 ранены
Старший священнослужитель, близкий к Систани, сказал Аль-Монитор, что он сказал премьер-министру Абдулу Махди: «Любая капля крови будет встречена серьезной эскалацией против правительства».
Митингующие
Несмотря на различия в возрасте, поле, социальном классе, племени и местоположении, протестующие собрались под одним национальным зонтиком, призывая к сильному, объединенному Ираку с мощным и эффективным правительством, которое не позволит посторонним влиять на его политику.
В Багдаде протестующие собрались на площади Тахрир, пытаясь продвинуться в сторону зеленой зоны. 17 ноября они продвинулись к зеленой зоне, получив контроль над мостом Ахрар. Они также продвинулись в центр Багдада, взяв под свой контроль площадь Аль-Халлани и несколько других площадей и улиц. Силы безопасности продолжают применять слезоточивый газ для их разгона.
Протестующие очень активны на Багдадской площади Тахрир, где они создали ежедневную газету под названием «Тук-Тук». Они ремонтируют улицы, тротуары и фонтаны. Они управляют клиниками и другими общественными учреждениями и установили общественные палатки, где ученые читают лекции по иракской конституции и законам. «Если бы у сменявших друг друга иракских правительств был хотя бы 1% энергии этих детей, они могли бы исправить положение в стране», – сказал Аль-Монитору западный исследователь и журналист, который недавно посетил Тахрир, попросив остаться неизвестным. Поддержка и влияние Систани среди протестующих видны всюду, о чем свидетельствуют вывешенные фотографии клирика.
В заключение можно сказать, что протесты создали мощную динамику в иракской политике, которая, несомненно, изменит будущее Ирака. Как сказал Систани в своей последней пятничной проповеди, Ирак после протестов уже не будет прежним.
* – террористическая организация, запрещенная на территории РФ.