Раскол в партии Эрдогана

Попытка правящей партии ПСР президента Реджепа Тайипа Эрдогана отменить выборы мэра Стамбула привела к серьезным разногласиям среди рядовых членов партии.

Эти трения, включая отвратительное нападение на оппозиционного законодателя, продемонстрировали, насколько серьезный удар потеря Стамбула, все еще официально не подтвержденная, нанесла некогда, казалось бы, прочной структуре власти Эрдогана.

Первый раз за 25 лет – с тех пор как Эрдоган впервые получил власть в качестве мэра Стамбула в 1994 году – его Партия справедливости и развития потеряла контроль над своим городом и базой власти, а также над четырьмя другими крупными городами, включая столицу Турции Анкару.

ПСР обратилась с чрезвычайным призывом отменить стамбульские выборы и провести новые. Однако по-прежнему существуют глубокие разногласия относительно наилучшего пути продвижения вперед.

Сторонники и противники партии предупреждают, что аннулирование результатов предыдущих выборов с последующими новыми выборами само по себе несет большие риски и может усугубить негативные политические последствия для президента.

Трехнедельный спор по поводу результатов выборов в Стамбуле не принес облегчения и больной экономике Турции. Кроме того, политики и аналитики со всех сторон предсказывают, что повторное проведение выборов приведет к социальному хаосу.

Сторонники оппозиции, чей кандидат Экрем Имамоглу уже вступил в должность мэра Стамбула, по-прежнему разбивают лагеря в центрах подсчета голосов и, как ожидается, будут протестовать против любого повторного голосования.

Таким образом, вторые выборы ведут к дальнейшим репрессиям и юридическим спорам, а длительная борьба может вызвать еще один кризис доверия к экономике Турции.

Турецкая лира, которая потеряла 30 процентов своей стоимости в прошлом году, снова опустилась до рекордного минимума на этой неделе, достигнув отметки 5,9 к доллару в прошлый четверг. Безработица выросла почти до 14 процентов, и правительство истощило свои резервы, поддерживая валюту в преддверии выборов 31 марта.

Эрдоган подвергся нападкам со стороны своей собственной партии: таким образом вскрылись конфликты, таившиеся под его все более авторитарным президентским правлением.

Ахмет Давутоглу, бывший министр иностранных дел, в редком для него публичном заявлении, сделанном на его странице в Facebook, раскритиковал работу правительства в экономике, а также новую президентскую систему, которая дала г-ну Эрдогану расширенные полномочия.

Но самую язвительную критику он приберег для ближайшего окружения президента, которое, по его словам, «видит себя выше комитетов нашей партии и стремится управлять партией как параллельная структура. Будущее нашей страны не может быть предоставлено заботам этой узкой и своекорыстной группы, участники которой являются рабами своих амбиций».

Считается, что именно эта группа самым настойчивым образом добивалась пересмотра выборов в Стамбуле, который был источником власти, престижа и огромного богатства для президента, его семьи и правящей клики. Группу возглавляет 41-летний зять Эрдогана Берат Албайрак, который в прошлом году был назначен министром финансов и казначейства. Министр внутренних дел Сулейман Сойлу, 49 лет, также стал агрессивным игроком, участвующим в деятельности группировки.

Г-н Давутоглу, харизматичный идеолог, который был отстранен после того, как Эрдоган исключил его из своего кабинета в 2016 году, также критиковал союз Эрдогана с Партией националистического движения (ПНД). Партия обеспечила важный альянс для Эрдогана на прошлогодних президентских и парламентских выборах и на местных выборах в прошлом месяце.

Но после выборов в Стамбуле лидер ПНД Девлет Бахчели еще больше разжег эмоции, выступив с критикой лидера оппозиции и призвав Высший избирательный совет (ВИС) повторно провести выборы «ради национального выживания».

Напряженность достигла пика в минувшие выходные, когда толпа напала на Кемаля Киличдароглу, лидера оппозиционной Республиканской народной партии и представителя алевитского меньшинства. Нападение произошло на похоронах турецких солдат. Киличдароглу был избит толпой после церемонии и молитвы, что потрясло многих турок.

Лидер оппозиции подвергался опасности линчевания. Его загнали в дом, и люди из толпы призывали сжечь его. Он был эвакуирован силами безопасности в бронированной машине.

Человек, который ударил Киличдароглу, оказался членом партии Эрдогана, которая пообещала ему дисциплинарные меры в качестве наказания.

Киличдароглу утверждал, что нападение было спланировано. Он сказал, что целью было заставить его партию выйти из альянса, который принес ей очевидный успех на выборах в Стамбуле. Этот союз включал в себя негласное сотрудничество с прокурдской ДПН (Демократическая партия народов), которую Эрдоган часто обвиняет в том, что она связана с определенной «террористической группой».

«Нападение на меня – это нападение на наше единство, – заявил Киличдароглу на митинге после атаки. – Они думают, что если мы нападем, он сдастся? Что бы вы ни делали, я не сдамся».

Расследование, проведенное членами его партии, показало, что дубинки были розданы одним человеком с крыши, что груды камней и бочек были размещены так, чтобы заблокировать его выход с похорон, и что полиция эвакуировала его, когда они узнали о толпе, вызывающей подкрепление из других деревень. Об этом сообщила оппозиционная газета Cumhuriyet в прошлый четверг.

Али Сирмен, обозреватель той же газеты, обвинил в случившемся Эрдогана, указав на разжигание последним напряженности и на обвинения президента в адрес оппозиции в пособничестве террористам во время избирательной кампании.

«Те, кто сеет ветер, начали пожинать бурю, – написал Сирмен. – Вместо того чтобы обсуждать, кто виноват, сейчас самое время поговорить о том, что нужно сделать, чтобы предотвратить гражданскую войну».

Эрдоган и Сойлу, министр внутренних дел, заявили, что нападение произошло из-за накала эмоций на похоронах. Но аналитики, близкие к правительству, говорят, что атака отражает столкновение внутри правящего альянса – между теми, кто хочет сохранить напряженность, чтобы заставить повторить выборы, и старшими руководителями в партии, которые хотели бы успокоить ситуацию.

Лидер парламентской группы ПСР Наси Бостанджи в своем выступлении на открытии сессии парламента 23 апреля осудил нападение на г-на Киличдароглу как неприемлемое. «Турция должна преодолеть все виды напряженности с помощью разума и ответственности», – сказал он.
«Те, кто разжигал напряженность, пытались саботировать идею, выдвинутую Эрдоганом для турецкого альянса, чтобы объединить турок после кровопролитной избирательной кампании, – написал Мухаррем Сарикая, обозреватель новостного канала Haberturk в четверг. – Определенной группе внутри ПСР неудобно, что массы наполнены негативной энергией. Они не удовлетворены тем, что напряжение доведено до такого высокого уровня».