Пытается ли Иран перехватить требования иракских протестующих?

В ответ на продолжающиеся массовые протесты, начавшиеся 1 октября, Высший Судебный Совет рассматривает Конституцию Ирака и представит со временем предлагаемые к ней поправки в парламент.

Впрочем, протестующие опасаются, что это только отсрочит принятие мер по их требованиям.

Парламент сформировал комитет по поправкам, который должен завершить свои рекомендации в течение четырех месяцев, чтобы ответить на требования протестующих о реформах, направленных на уничтожение коррупции и системы избирательных квот; последняя основана на религиозной и этнической принадлежности.

Однако предположение о том, что основной целью народных протестов является внесение правительством поправок в Конституцию, является ироничным, поскольку демонстранты призывают нынешнее правительство уйти в отставку до того, как выборы будут организованы в соответствии с новым законом и под наблюдением ООН. Протестующие обвиняют нынешнее правительство в коррупции и нелегитимности, ссылаясь на низкую явку на выборах, поджог избирательных урн и фальсификацию результатов.

«Протестующие в Багдаде отвергли парламентский комитет по поправкам, потому что члены [комитета] являются представителями партий и сектантских блоков, которые способствовали разрушению страны. Мы вышли на улицы, чтобы отстранить их от власти, и неразумно принимать их в качестве законодателей для следующего этапа [изменений политической системы]», — сказал «Аль-Монитор» Наим Аль-Шувайли, гражданский активист в Багдаде.

«Приоритет должен быть отдан новому избирательному закону, который принимает прямое индивидуальное голосование и конституционные выборы под полным контролем ООН. Будущий парламент будет тем, кто внесет поправки в Конституцию. ... Нынешний парламент обсуждает конституционные поправки с целью напрасной траты времени и затягивания обсуждения справедливого избирательного законопроекта».

Что касается призыва к новому закону «О выборах», то президент Ирака Бархам Салах и Кабинет министров на этой неделе подготовили свои проекты и могут объединить свои предложения, как сообщает государственное иракское информационное агентство. Президентская версия предусматривает сокращение числа депутатов парламента, допуск более молодых кандидатов и формирование новой избирательной комиссии без использования системы квот, по которой была сформирована нынешняя комиссия. Однако все это должен обсудить и принять тот самый парламент, который протестующие отвергают.

Что касается конституционных поправок, то различные политические блоки выразили три различные позиции. Шииты — в частности альянс «Фатх», который связан с поддерживаемыми Ираном добровольческими вооруженными ополчениями Силами народной мобилизации (СНМ) — хотят преобразовать парламентскую политическую систему в президентскую (СНМ были изначально созданы для борьбы с запрещенным ИГИЛ, они насчитывают около 150 тысяч бойцов, преимущественно шиитов, в различных ополчениях, зарплату им выплачивает правительство Ирака. Не все эти группировки являются про-иранскими. Тем не менее, влияние Ирана на часть этих групп очень велико, — прим.). Курды хотят сохранить свои политические завоевания, особенно связанные со спорными территориями (и автономией, — прим.). Сунниты, тем временем, стремятся сохранить систему парламентских квот, которая призвана обеспечить их представителям определенный процент министерских должностей, а также должность спикера парламента. (В Ираке из 40 млн. населения 26 млн. шиитов, суннитов — около 7 млн. и столько же курдов. Определенное количество министерских постов призвано обеспечить присутствие меньшинств в правительстве, — прим.).

Согласно заявлению от 7 ноября члена Комитета по поправкам Рашида Аль-Аззави наиболее важными предложениями, подлежащими обсуждению, являются: определение того, следует ли придерживаться парламентской или президентской системы; статья 76, в которой говорится о власти крупнейшего политического блока; должны ли губернаторы избираться непосредственно народом или провинциальными советами; и определение судьбы провинциальных советов, если они будут сохранены.

Парламент также планирует обсудить закон о нефти и газе, а также вопрос о том, должно ли число членов парламента оставаться таким, как прежде — 1 на каждые 100 000 граждан, или оно должно определяться провинцией.

Между тем, член Курдского парламента Дияр Тайеб сказал «Аль-Монитор»: «Мы считаем, что проблемы Ирака связаны с невыполнением Конституции, а не наоборот. Это означает, что нет никаких проблем с Конституцией, и она не нуждается в поправках. Если мы хотим добиться реформы, нам просто нужно применить конституционные положения».

Тайеб отметил, что внесение поправок в Конституцию является сложной задачей. «Парламентские блоки не могут согласовать конкретные поправки в установленный спикером срок», — сказал он.

Атил аль-Нуджаифи, член Фронта спасения и развития и бывший губернатор провинции Ниневия, подчеркнул, что большинство суннитских партий отказываются менять нынешнюю политическую систему.

Он написал в Твиттере 29 октября: «Нынешний парламент не имеет права на принятие поправок к конституции и нынешнее правительство не имеет права убеждать протестующих в том, что оно удовлетворит их требования, которые заключаются в отставке правительства, формировании временного правительства, члены которого не участвовали в выборах, в проведении выборов с новым избирательным законом и под наблюдением ООН и во внесении конституционных поправок всенародно признанным органом».

С другой стороны, шиитские блоки и лидеры, особенно члены альянса «Фатх», заявили о необходимости внесения поправок в Конституцию с целью создания президентской, а не парламентской системы. Нынешняя система «доказала свою несостоятельность и стала причиной квот и коррупции», — заявил лидер про-иранской бригады «Бадр» и лидер «Фатх» Хади аль-Амири.

Представляется маловероятным, что политические партии смогут договориться о поправках в течение четырехмесячного периода. Это маловероятно по многим причинам, особенно в связи с существенными различиями в их взглядах в отношении статей, которые должны быть рассмотрены при принятии поправок. Кроме того, как отметил Тайеб, механизмы внесения поправок в Конституцию Ирака очень жесткие и сложные. Например, поправка должна быть одобрена абсолютным большинством членов парламента. Но и это еще не все, поправка будет внесена в Конституцию, если за нее проголосует большинство провинций и если она не будет отклонена двумя третями избирателей в трех или более провинциях.

Требование внести поправки в Конституцию в рамках деятельности нынешнего парламента исходит только от шиитских про-иранских групп, поддерживающих премьер-министра Аделя Абдула Махди, — главным образом от альянса «Фатх». Судя по всему, Тегеран хочет переориентировать ход протестов с отставки правительства и досрочных выборов на изменение нынешней системы с парламентской на президентскую, что будет служить шиитским политическим интересам за счет других блоков.

Примечательно, что протестующие никогда не предлагали сменить парламентскую систему на президентскую. Некоторые политические блоки призывали к этому изменению в течение многих лет, но столкнулись с серьезным отказом, поскольку другие блоки опасаются возвращения диктатуры, если президенту снова будет предоставлена большая часть власти.

Между тем, критики говорят, что любые поправки, которые может предложить Комитет по поправкам, не облегчат иракский кризис и даже не приблизятся к фундаментальным требованиям протестующих о всеобъемлющих политических изменениях.

(Основные требования протестующих являются экономическими и социальными. Они требуют предоставления им рабочих мест, коммунальных услуг, развития дешевой или бесплатной медицины, перераспределения нефтяных средств в пользу населения. Ирак является одной из самых богатых стран на Ближнем Востоке и четвертым экспортером нефти в мире. 40 процентов иракской молодежи не имеют работы. Часть населения Ирака страдает от отсутствия чистой питьевой воды).