Киркук и курды на протяжении всей истории были как неразлучные близнецы. Сегодня оккупанты пытаются оторвать курдский город Киркук от его истинной идентичности, поселив в нем представителей разных национальностей. Хотя курды согласны жить вместе с другими народами, заговорщический турецкий национализм утверждает, что Киркук — это турецкая территория.
Народ, не знающий своей истории, не может сорвать заговоры и политику врагов и оккупантов и не может бороться с ними. В этой статье мы покажем, что Киркук — это город курдов и курдского менталитета, а также авторитарного курд ненавистнического менталитета оккупантов.
Киркук – территория, на которой курды, арабы, туркмены и ассирийцы веками жили вместе, — это город, на который, как и во время Первой мировой войны, делается больше всего расчетов. Киркук, богатый нефтяными ресурсами, после решения референдума, принятого в Южном Курдистане много лет назад, стал театром военных действий для многих международных держав, особенно Турции, Ирана и Ирака.
История города
Существует множество слухов о происхождении названия города Киркук. Считается, что этот город был основан шумерами и был родиной хуридов, которых называют протокурдами, а затем вавилонян и многих других цивилизаций. Одно из распространенных мнений заключается в том, что первая форма названия этого города — Каркук, что в переводе с шумерского означает «правильная работа». Иракский историк Тофик Вахби, напротив, утверждает, что название Киркук — это сочетание ассирийского слова «кер», означающего «крепость», и суффикса «хук». Автор Мухтасам Салаи утверждает, что Киркук был назван назарейцами «Карха».
Однако самые древние сведения об истории Киркука относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Утверждается, что в период, когда господствовали хуриды, также использовались названия Арбаха и Илани, означающие «город богов». Утверждается, что будучи под властью хуридов, центр города располагался в местечке Нузи, недалеко от нынешнего города Лейлан, а под властью гутисов — в местечке Арбаха, недалеко от нынешнего квартала Арафа.
Иракский историк Мухтесам Салаи сообщает, что Александр Македонский проезжал через Киркук по пути из Эрбиля в Вавилон в 321 году до нашей эры. Тогда же в исторических документах впервые были отмечены источники нефти, которая сегодня является бичом Киркука и за которую ведется всеобщая борьба. Салаи утверждает, что пылающие цистерны, которые привлекли внимание Александра Македонского, были названы его историками «Гургуром».
Существует множество четких документов, указывающих на то, что Киркук исторически принадлежал курдам. Например, в «Энциклопедии ислама» о районе Киркука говорится следующее: «Курды находятся у власти в районе Ардалан. Османская империя правила в этом городе после включения в его состав курдских мирликов Ардалана».
Опять же, в «Историческом словаре Турции», на котором сегодняшние историки основывают свои османские тезисы, Киркук и Курдистан определяются следующим образом: «Киркук относится к курдистанской провинции Мосул». Другими словами, источник называет провинцию Мосул Курдистаном и, осознанно или неосознанно, указывает на социальную и политическую реальность под названием Курдистан.
Прибытие туркмен в Киркук
Существует множество исторических документов о прибытии туркмен в Киркук. Некоторые историки утверждают, что они прибыли с целью войны, нападения и грабежа Ирака и Южного Курдистана. С другой стороны, существуют различные мнения и взгляды.
Некоторые историки утверждают, что в период правления Омеядов Абдулла ибн Зияд привез из Бухары в Басру 2 тысячи туркменских солдат, чтобы подавить и очистить движение Зандж.
Некоторые историки утверждают, что туркмены появились в Киркуке и его окрестностях во времена правления султана Мурада Четвертого. Тот факт, что такие историки, как Ибн Мехлхиль, Ибн Хукиль, Аль-Кезвини, Якут Аль-Хемви, Абу Фида, Ибн Фазлуллах Аль-Умри и Аль-Келькшанди, не упоминают о существовании туркмен не только в Киркуке, но и в Ираке, подтверждает этот тезис. Это опровергает ложные тезисы турецкой истории, написанные турецким государством.
Все эти писатели и путешественники посетили Ирак и Южный Курдистан и изучили социальное, географическое, этническое и культурное положение местного населения.
Прибытие турок-оккупантов в Киркук
Султан Сулейман Великолепный, один из османских султанов, в 1514 году начал волну вторжений с целью завоевания курдских земель. В ходе этой волны вторжений 22 августа 1554 года Киркук был захвачен. В этот период от провинции Диярбакыр (Амед) была отделена «провинция Мосул», находившаяся под властью Османской империи. В 1568 году османы сделали Киркук центром провинции Шаразур.
Согласно османскому документу от 21 октября 1568 года на странице 7 книги «Мухимейя Османиян», Киркук стал столицей государства Шарзур по указу султана. Однако позже, в 1879 году, он был присоединен к провинции Мосул.
Проблема провинции Мосул
Османская оккупация Киркука и других частей Курдистана закончилась поражением османов в Первой мировой войне и британской колонизацией Киркука, как и всего Ирака и Южного Курдистана, в соответствии с различными соглашениями между ведущими мировыми державами.
Всем историкам хорошо известно, что в этот период между турецким государством и британцами возник спор за провинцию Мосул. Обе стороны обратились с этим вопросом в Лигу Наций (ныне Организация Объединенных Наций). 30 сентября 1924 года Лига Наций учредила комитет по расследованию. Принимая во внимание критерии самобытности и национального статуса, комитет Лиги Наций заявил, что для курдов должно быть создано собственное государство. Опять же, по мнению комитета, если принимать во внимание экономический аспект, то оно должно быть связано с раздробленным Ираком, находящимся под контролем британских колонизаторов. К сожалению, капиталистические державы, основываясь на экономическом аспекте, привязали эту древнюю и историческую землю к фальшивому, необоснованному, отрицающему историю и лишенному самобытности государству.
Согласно одному из выводов комитета Лиги Наций, на этой территории существует три различных региона: Арабский Ирак, Джазира и Курдистан. Таким образом, граница Арабского Ирака не пересекает Хит, Тикрит и гору Хемрин на севере. Согласно предложению комитета, в географических документах, начиная с исламских завоеваний и до даты предложения комитета (1925 год), нет упоминаний о том, что провинция Мосул (Южный Курдистан) является частью Ирака. Комитет отверг мнение Турции о том, что «Мосул является частью Анатолии», заявив: «Это мнение неверно, поскольку Мосул и Анатолия, Сирия и Западный Курдистан — это два отдельных региона».
Заключение
Теперь курды, коренные и исконные жители Киркука, возвращаются сюда для того, чтобы поучаствовать в переписи населения. Некоторые из них стали жертвами политики арабизации Киркука, проводимой ненавидящим курдов баасистским режимом. Некоторые из них также являются жертвами сегодняшних правителей, менталитет которых совпадает с менталитетом павшего режима Баас. Этот менталитет, навязывая сегодня курдам статью 140, заставляет их пытаться доказать свою собственную историю. Весь мир должен знать, что сегодня оккупационное турецкое государство жаждет земли курдов.