Присутствие Ирана в Ираке угрожает Израилю?

Израильская разведка говорит, что Иран предоставляет иракским шиитским ополченцам более точные ракеты, чем ливанской «Хезболле». Эти ракеты способны поразить любую точку на территории Израиля.

Иран начал укреплять свое присутствие в Ираке после того, как Израиль активизировал воздушные атаки на иранские цели в Сирии, а президент Сирии Башар Асад восстановил контроль над большей частью своей страны. Усилия Израиля по пресечению попыток Ирана ввести в Сирию современное вооружение привели к тому, что Тегеран вернулся к своему старому методу опоры на местные ополчения, с которым Израилю труднее бороться.

По оценке разведки Израиля, несмотря на трудности Ирана в том, что касается его попыток закрепить свое военное присутствие в Сирии, он не отказался от своих амбиций создать региональную гегемонию через альянсы, распространяющиеся из Ирана через Ирак и Сирию в Ливан. Тем не менее, продолжают израильские аналитики, «Иран был вынужден изменить методы, с помощью которых он пытается реализовать свое региональное видение. Эти изменения позволили Ирану осознать, что внутренняя и международная ситуация в Ираке создает для него лучшие возможности для реализации своих региональных планов».

Израильские военные чиновники говорят, что Иран переместил процесс развертывания ракетных систем за пределами страны в Ирак, который труднее атаковать Израилю, чем Сирию. Последние авиаудары по Ираку, которые лондонская газета Asharq Al-Awsat приписала Израилю во вторник, были направлены на иранские ракетные установки.

По данным израильской разведки, Иран в настоящее время предоставляет иракским ополченцам ракеты, которые имеют дальность от 200 до 700 километров и способны поразить любую точку Израиля. Эти ракеты более точны, чем те, что есть в арсенале «Хезболлы». Иран может использовать их либо для нанесения ударов по Израилю непосредственно из северного Ирака, либо для передачи их по мере необходимости в Сирию и Ливан.

Региональное развертывание иранских вооружений в значительной степени основано на использовании ракетных комплексов, потому что Иран не уверен, что его воздушные и наземные силы способны противостоять западным армиям. Поэтому в последние годы Иран сосредоточился на повышении как дальности, так и точности своих ракет.

По данным СМИ, последние авиаудары, приписываемые Израилю, были нанесены на северо-западе Ирака. Они были нацелены на склады оружия, ракеты и базы, где присутствовали иранские советники.

Две недели назад СМИ сообщили об ударе беспилотника в Ираке, в результате которого погибли члены иранской Революционной гвардии и ливанской шиитской милиции «Хезболла». По сообщениям иностранных СМИ, целью этого удара была база, где хранились ракеты, предназначенные для поддерживаемых Ираном ополченцев в Ираке.

Иностранные СМИ также сообщили о нескольких других нападениях на Ирак, часть которых были приписаны Израилю.

Однако до сих пор Израиль хранил молчание обо всех этих атаках. Единственное исключение – видеоролик, опубликованный правящей партией «Ликуд», в котором премьер-министр Биньямин Нетаньяху в своей речи в ООН поклялся действовать против Ирана в любом месте, в том числе в Ираке. Этот клип, представленный через три дня после нападения на базу, где были убиты иранские военные, можно рассматривать как намек на то, что за этим ударом стоит Израиль.

Но Израиль имеет гораздо меньше свободы действий в Ираке, чем в Сирии, потому что, хотя у него есть возможность нанести удар по Ираку, это может создать проблемы с администрацией Соединенных Штатов.

Президент США Дональд Трамп хочет скорейшего восстановления спокойствия в Ираке, а любой авиаудар по этой стране подрывает ее стабильность и отпугивает иностранных инвесторов и государства-доноры. Следовательно, Иран является единственной страной, чья торговля с Ираном была де-факто освобождена от санкций США.

Американские самолеты-шпионы в последнее время активизировали операции вдоль иракско-сирийской границы. Это может быть сигналом Израилю о том, что Америка позаботится о предотвращении передачи сложного оружия «Хезболле» в Ливане и поддерживаемым Ираном боевикам в Ираке и Сирии. Кроме того, Америка, возможно, начала принимать меры против союзников Ирана в Ираке, опасаясь, что спонсируемые Ираном ополченцы в Ираке нападут на американские силы.

Шиитские ополченцы являются вторым краеугольным камнем военного присутствия Ирана в Ираке, наряду с развертыванием его ракетных систем. Экономические проблемы и растущий религиозный экстремизм во многих арабских странах позволили Ирану вербовать добровольцев для ополчений, которые он поддерживает. И эти ополченцы позволяют Ирану проводить военные операции, не беря на себя ответственность за них.

Иран имел связи с ополченцами в Ираке еще в 1980-х и 1990-х гг. Но эти ополченцы становились все более мощными в военном отношении по мере совершенствования иранских технологий и роста политической власти ополченцев.

Иран оказывает им военную, экономическую, материально-техническую и религиозную поддержку. В обмен они помогут Ирану, если он попросит их, по словам высокопоставленного израильского военного чиновника, прийти к ливанским или сирийским границам для участия в боевых действиях против Израиля. Центр междисциплинарных военных исследований Дадо, который является частью израильских сил обороны, также заявил недавно, что Израиль должен учитывать этих ополченцев в качестве участников будущих боевых действий.

Самым сильным ополчением, поддерживаемым Ираном, является ливанская «Хезболла». (Хезболла насчитывает 20-30 тысяч бойцов и считается одной из лучших армий в регионе. Добровольческое ополчение ливанских шиитов, бойцы которого получают заработную плату из Ирана, располагает силами герильи, специально подготовленными для партизанско-диверсионных операций против израильской армии. Кроме того, «Хезболла» располагает бронетанковыми, артиллерийскими и пехотными соединениями, прошедшими войну в Сирии на стороне Асада, а также ракетным потенциалом, нацеленным на Израиль. Организация имеет гражданские социальные службы, поддерживающие шиитское население Ливана. «Хезболла» – это параллельное государство, доминирующее в Ливане. – Прим. ред.). Именно эту модель Иран стремится воспроизвести в других странах, вооружая и организуя там шиитские ополчения.

С 2014 года он также поддерживает сеть шиитских ополченцев в Ираке. Эти ополченцы, ныне известные как Силы народной мобилизации (СНМ, Хашд аль-Шааби), уступают только «Хезболле» с точки зрения их важности для Ирана. Это различные добровольческие ополчения, которые объединились под зонтиком СНМ по настоянию аятоллы Али Систани – священнослужителя иранского происхождения, который является духовным лидером иракских шиитов.

Самым сильным ополчением в СНМ является организация «Бадр», которая имеет как политическое, так и военное крыло. Последнее, как считают некоторые аналитики, располагает около 50 000 бойцов. Организацию возглавляет Хади аль-Амири, бывший министр транспорта, который близок к Кассему Солеймани, главе элитного подразделения иранской Революционной гвардии «Кудс» («Иерусалим»). Организация также боролась против Исламского государства.

Еще одним важным элементом СНМ является милиция «Катаиб Хезболла». Она была основана Абу Махди аль-Мухандисом, иракским шиитом, обученным в Иране для создания иракской организации, напоминающей «Кудс». Он очень близок к Солеймани и в прошлом говорил, что готов сражаться вместе с Ираном. («Катаиб Хезболла» насчитывает 30 тысяч бойцов. – Прим. ред.).

В состав СНМ также входит «Асаиб Ахль аль-Хак» – милиция, которая совершала нападения на американские войска в Ираке. Его лидеры очень близки к старшим должностным лицам ливанской «Хезболлы», и «Хезболла» помогает финансировать данную милицию. «Асаиб Ахль аль-Хак» также получает миллионы долларов каждый месяц из Ирана (организация насчитывает около 10 тыс бойцов. - Прим. ред.).

***

Израиль расширил масштабы своих антииранских атак и нанес удары по целям в Ираке, как сообщила во вторник лондонская арабская газета Asharq Al-Awsat.

Согласно докладу, который цитирует анонимных западных дипломатов, Израиль дважды за последний месяц наносил удары по иранским складам с оружием и ракетами в лагере Ашраф, к северо-востоку от Багдада.

19 июля по базе был нанесен удар израильским истребителем F-35, как добавили источники. Утверждается, что в воскресенье база была вновь атакована.

База ранее использовалась Народными моджахедами Ирана (Моджахеддин-хальк) – ополчением, которое боролось против иранского режима.

Лагерь «Ашраф» расположен примерно в 80 км от иранской границы и в 40 км к северо-востоку от Багдада. В сообщениях говорится, что иранские советники были ранены в результате нападения и что оно было нацелено на партии баллистических ракет, которые недавно были доставлены из Ирана в Ирак.

За последний год Израиль нанес ряд ударов по иранской Революционной гвардии и ливанскому ополчению «Хезболла» в Сирии.

В среду утром сирийские государственные СМИ сообщили, что Израиль нанес удар по базе сирийской армии в Тель-Аль-Хара на Голанских высотах, а также по другим целям в Кунейтре и деревне Саса к юго-востоку от Дамаска. Западные разведывательные источники ранее заявили, что поддерживаемые Ираном ополченцы базируются в Тель-Аль-Харе.

Министр регионального сотрудничества Израиля Цахи Ханегби заявил на прошлой неделе, что Израиль является единственной страной в мире, которая убивает иранцев в течение двух лет.

Ханегби добавил: «Израиль наносил удары по иранцам сотни раз в Сирии, иногда признает это, а иногда об этом свидетельствуют иностранные сообщения. Иногда начальник штаба раскрывает это, иногда уходящий начальник ВВС, но все это – скоординированная политика. Израиль очень агрессивен, когда речь заходит о нашей национальной безопасности. Пока мы не видим, чтобы иранцы отступили от своего намерения закрепиться в Сирии военным путем, и эта кампания еще не закончена. Но они точно знают, с кем связываться и кого можно раздражать. Нас нельзя».