Президенты США и Ирана готовят сделку

Встреча президентов США и Ирана может привести к сделке. К таким выводам приходят представители сил безопасности Израиля после встречи премьер-министра Биньямина Нетаньяху с министром обороны США Марком Аспером в Лондоне в прошлый четверг.

Как всегда, следует добавить одно предостережение: этот саммит состоится, если наименее предсказуемый член из этой пары, Дональд Трамп, не передумает в последнюю минуту.

Тегеран и Вашингтон усиливают ястребиную риторику. Иран объявил, как и планировалось, о дополнительных нарушениях условий своей ядерной сделки с мировыми державами, заключенной в 2015 году. США продолжают нагромождать новые санкции на Иран и Хезболлу. И все же складывается ощущение, что на фоне этих взаимных обвинений стороны постепенно готовятся к встрече, возможно, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в конце месяца.

Вовсе не визит вежливости для встречи с новым британским премьер-министром Борисом Джонсоном был причиной полета Нетаньяху в Лондон, а встреча с Аспером. В течение трех лет Нетаньяху пользовался огромным влиянием на Трампа и его помощников, но сегодня, похоже, это меняется. Ожидаемая встреча президента США с его иранским коллегой Хасаном Роухани вызовет явное огорчение Иерусалима. Выступая на встрече с журналистами в Лондоне, Нетаньяху признал, что встреча Трампа с Роухани стала возможна, и сказал: «Я не говорю президенту США, с кем ему встречаться и когда».

Человек, ведущий наиболее непримиримую ястребиную линию против Ирана в администрации Трампа, — это Джон Болтон, советник по национальной безопасности. Но он потерял расположение президента. Ожидается, что другие высокопоставленные должностные лица, включая госсекретаря Майка Помпео, который в прошлом году изложил очень агрессивный план из 12 пунктов, направленный против Ирана, будут придерживаться новой линии президента.

Готовность Америки провести прямые переговоры с Ираном может привести в дальнейшем к ожиданию того, что Израиль снизит накал страстей вокруг Хезболлы и иранской Революционной гвардии. Армия обороны Израиля не получила никаких указаний на этот счет, и она продолжают вести активную, настойчивую линию в отношении Тегерана, как это видно из инцидентов последних нескольких недель.

Оборонное ведомство по-прежнему сосредоточено на северной границе. Иранская Революционная гвардия еще не свела счеты с Израилем в связи с убийствами 24 августа в результате удара ВВС Израиля двух ливанских боевиков, которые действовали от имени сил Кудс (элитное соединение иранской Революционной гвардии, прим.). И совсем не ясно, рассматривает ли Хезболла свой запуск противотанковых ракет вблизи Авивима неделю назад как окончание приграничной напряженности с Израилем. Лидер Хезболлы Хасан Насралла намекнул, что его организация планирует дополнительные меры, возможно, против израильских беспилотников, действующих в воздушном пространстве Ливана. Дни, которые остаются до израильских выборов, будут особенно чувствительны на севере Израиля.

На заднем плане маячит нерешенная проблема высокоточного ракетного проекта Хезболлы в Ливане. Недавно армия обороны Израиля обнаружила еще один сборочный конвейер для высокоточных ракет в ливанском регионе Бекаа. Шиитская организация предприняла шаги, чтобы замести следы. Ливанские СМИ сообщили, что Помпео предупредил президента Ливана Мишеля Ауна, что Израиль планирует нанести удар по объекту, если этот объект не будет демонтирован.

Поскольку все взгляды устремлены на север, Сектор Газа остается менее приоритетным направлением. В прошлые выходные там состоялся еще один мини-раунд боевых действий. ХАМАС осознает, что Израиль более уязвим для вымогательств в преддверии выборов. Между тем, в ходе пятничных протестов, 2 палестинских мальчика в возрасте 14 и 17 лет были застрелены израильскими солдатами.

В ответ на это пять ракет были выпущены по израильской территории, а танки АОИ обстреляли позиции ХАМАС вблизи границы с Израилем. В субботу впервые беспилотник сбросил взрывчатку на военный джип недалеко от границы. Очевидно, за ракетными ударами и беспилотником стоял Исламский Джихад (наиболее про-иранская политическая и военная группировка в Палестине, чье влияние среди палестинских арабов в последнее время растет, прим.) . Поощряемая Ираном организация занимает более воинственную линию в сравнении с ХАМАС и пытается втянуть ХАМАС в конфронтацию с Израилем. Египетская дипломатическая группа, вероятно, посетит Газу на этой неделе в попытке успокоить ситуацию.

Реакция Израиля на ракеты оставалась сдержанной, несмотря на политическую критику в адрес Нетаньяху. Премьер-министр будет продолжать занимать жесткую позицию на северном направлении, чтобы отклонить критику тех, кто обвиняет его в бездействии перед лицом ракетных обстрелов израильских территорий вблизи границы с Газой. На Западном берегу реки Иордан в субботу продолжилась серия нападений на израильских гражданских лиц: палестинский подросток нанес ножевые ранения мужчине и его сыну-подростку, которые приехали из Офакима для лечения у стоматолога в Аззуне.

После выборов в Израиле, которые состоятся 17 сентября, Соединенные Штаты предположительно представят вторую часть ближневосточного мирного плана Трампа. Это может стать предлогом, чтобы втянуть Бенни Ганца и Кахоль Лаван (крупнейшая центристская оппозиционная партия в Израиле, прим.) в правительство национального единства, если у Нетаньяху возникнет такая потребность.

Но это долгосрочные проблемы: на данный момент премьер-министр пытается выиграть 61 место в Кнессете для Ликуда (правящая правоцентристская партия, прим.) и его сателлитов 17 сентября.

Предпринимаются интенсивные усилия в надежде добиться какого-то дипломатического жеста, который мог бы помочь партии до выборов. Как сообщалось в Haaretz на прошлой неделе, помощники Нетаньяху лоббировали советников президента США с целью достижения обещания Трампа защитить Израиль от любой угрозы в будущем (в качестве прелюдии к возможному созданию пакта о взаимной обороне). Кроме того, Нетаньяху пытается организовать встречу с президентом России Владимиром Путиным или повторение встречи советников по национальной безопасности Израиля, России и США, состоявшейся в Израиле в июне.