Планы Турции по Евфрату зависят от Трампа

Турция не удовлетворена работой совместного оперативного центра, созданного на сирийской границе в процессе сотрудничества с США.

По мнению Турции, этот центр ограничивает всеобъемлющую, тотальную операцию Турции, которую она хочет провести к востоку от Евфрата против курдских сил, которые Турция объявила угрозой своей национальной безопасности.

Турецко-американское совместное патрулирование в регионе началось 8 сентября, однако глубина района патрулирования не соответствует ожиданиям Турции. Турецкое правительство во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом настаивает на создании зоны безопасности глубиной 30-40 километров (18-24 мили), а также формулирует новую цель: превратить весь район к востоку от Евфрата – от Ракки до Дейр эз-Зора – в «мирный коридор» и перевести в зону безопасности 3 миллиона сирийских беженцев, которые в настоящее время находятся в Турции.

Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что целью является также создание постоянных турецких военных баз на севере Сирии, как это сделала Турция в северном Ираке.

«Мы построим базы для патрулирования к востоку от Евфрата, – сказал Акар. – Должны ли мы остановиться на этом? Нет. Наша цель – создать вдоль границы 30-40-километровую зону безопасности. Затем, построив там дома, мы будем поощрять сирийцев к возвращению в этот район. Это будут совместные американо-турецкие базы. Мы хотим, чтобы они были постоянными. Они могут быть похожи на те, что находятся в северном Ираке. Их местонахождение и численность будут определены по мере продвижения переговоров. Если США попытаются затормозить этот проект, то наши планы B и C готовы».

Турция начала рассматривать вопрос о создании совместного с США оперативного центра 7 августа. Это произошло вслед за американо-турецким торгом, который был спровоцирован скоплением турецких танков на границе между Гре Спи и Кобани. Через три недели после соглашения о создании совместного американо-турецкого оперативного центра президент Эрдоган заявил, что даже если американцы не были довольны планом Турции по созданию зоны безопасности, они, тем не менее, согласились с ним.

Турция и Соединенные Штаты провели свое шестое совместное воздушное патрулирование 21 сентября в контексте Соглашения о создании зоны безопасности к востоку от Евфрата.

Эрдоган в последние дни повторил свое предупреждение: «Если в течение двух недель не будет найдено никакого решения, чтобы открыть путь для Турции, мы осуществим наш план операции». Он придает большое значение встрече, которую он надеется провести с президентом Трампом, хотя эта встреча все еще не назначена и Эрдоган ожидает решения Трампа.

Эрдоган сделал критические замечания перед своим отъездом в Нью-Йорк, подчеркнув, что если Соединенные Штаты остановят процесс, то Турция, как это было в Бабе, Джараблусе и Африне, будет действовать в одностороннем порядке для создания зоны безопасности и начнет военную операцию к востоку от Евфрата.

Эрдоган рассказал о переселении беженцев в этот район. Он повторил свое утверждение о том, что «истинными владельцами этой территории, около 85-90%, являются арабы», чем вызвал опасения этнических чисток среди курдов.

Также внимание привлекли приказы, отданные министерством здравоохранения своим сотрудникам в рамках подготовки к военной операции в Сирии. Турецкое правительство отменило отпуск врачей в Шанлыурфе. При этом в Шанлыурфу и в Мердин были вызваны дополнительные врачи из 19 провинций в рамках подготовки к возможной военной операции.

Степень давления Эрдогана на Соединенные Штаты зависит от понимания, к которому он пришел со своими партнерами по переговорам в Астане – Ираном и Россией. Заключительное коммюнике 16 сентября на саммите в Анкаре отразило серьезное изменение в осторожном подходе России и Ирана. Они отвергли инициативы курдского самоуправления под предлогом «борьбы с террором, который направлен на ослабление территориальной целостности и суверенитета Сирии».

Одновременно в письме сирийского МИДа в Совет Безопасности ООН СДС была охарактеризована как «террористическая милиция, выступающая в качестве субподрядчиков США», что дополняло образ, который хотела бы создать Анкара.

Сможет ли Эрдоган вырвать уступки у Трампа, который пообещал ему 20-мильную зону безопасности? Если Эрдоган не получит зеленый свет от Трампа к концу сентября, предпримет ли Турция односторонние действия на севере Сирии?

Турция, которая несколько раз собирала войска вдоль границы, но воздерживалась от наступления, вряд ли начнет операцию без координации с США. Если Трамп прислушается к советам своих подчиненных, которые занимаются сирийским делом, его решение, скорее всего, не понравится Турции.

На брифинге 21 сентября сообщения бригадного генерала США Кристиана Уортмана и директора операций против «Исламского государства» (организация запрещена в России) Скотта Науманна еще больше возмутили Эрдогана. Во-первых, они заявили, что Соединенные Штаты продолжат поставлять СДС оружие и боеприпасы. Во-вторых, они указали на то, что США сосредоточены на пространстве между Гре Спи и Серекании, которое имеет важное значение для них. В-третьих, они подчеркнули, что если одной из целей Объединенного оперативного центра является решение проблем безопасности Турции, то другой целью является ограничение незапланированных военных операций, которые будут препятствовать борьбе с ИГИЛ*.

(СДС, основой которых являются курдские Отряды народной самообороны, ОНС, – главный союзник США в Сирии по борьбе с ИГИЛ. Так же вместе с курдами в военных операциях против ИГИЛ принимают участие ВВС США и около 1 тысячи бойцов сухопутных сил. Хотя основные силы ИГИЛ разгромлены, в Сирии все еще остаются ячейки этой организации. После поражения ИГИЛ на севере и востоке Сирии действует Автономная администрация, управляющая регионом с населением около 4 млн человек, большинство из которых – курды. Этот район охватывает 25 процентов территории Сирии. Автономная администрация опирается на СДС. Турция стремится уничтожить ее, объявляя, что СДС связаны с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая ведет борьбу за курдскую автономию против турецкого режима. Но США в настоящий момент исходят из того, что они не могут отказаться от поддержки своих курдских союзников и сдать их Турции. Во-первых, они все еще нуждаются в СДС для окончательного уничтожения ИГИЛ. Во-вторых, США сложно предать своего союзника, потому что такое решение нанесет Соединенным Штатам большой морально-политический ущерб на мировой арене. В-третьих, из-за осложнения отношений с Эрдоганом у администрации США нет большого желания идти ей навстречу. Тем не менее Турция является членом НАТО и союзником Америки. Поэтому США пытаются найти компромиссное решение. – Прим. ред.).

Тем временем Соединенные Штаты добиваются прогресса в своих усилиях, направленных на то, чтобы убедить своих союзников присоединиться к политическому процессу к востоку от Евфрата в интересах Автономной администрации северной и восточной Сирии. Например, 16-20 сентября британская делегация в составе 13 человек провела встречи на севере Сирии.

Официальные лица из министерств иностранных дел Франции и Германии посетили Ракку 18 сентября, а затем обсудили ситуацию в районе с должностными лицами Автономной администрации в Айн-Исса.

В то же время председатель Ассамблеи демократической Сирии Ильхам Ахмад и заместитель председателя Автономного исполнительного совета Элизабет Геврийе отправились в Вашингтон для переговоров. Командир СДС Мазлум Абди заявил, что СДС не позволят создать зону безопасности глубиной больше 14 километров.

Турция, которая сталкивается с американскими санкциями из-за покупки российской ракетной системы С-400, должна иметь веские основания для получения поддержки Трампа, чтобы противостоять санкциям и позициям Пентагона и Конгресса США в отношении Сирии (Пентагон выступает в защиту курдов и Автономной администрации северной и восточной Сирии. – Прим. ред..

На данный момент Турция пытается заставить Трампа принять импульсивное решение в ее пользу в надежде, что, возможно, это сработает. Но что, если это не сработает? Действительно ли у Турции есть альтернативные планы на случай отказа США помогать ей в деле создания зоны безопасности?

*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ