Министр промышленности Ирана уволен на фоне развала экономики
Президент Ирана неожиданно уволил министра промышленности, поскольку этот сектор все больше страдает от американских санкций, неукротимой инфляции и коррупции.
Президент Ирана неожиданно уволил министра промышленности, поскольку этот сектор все больше страдает от американских санкций, неукротимой инфляции и коррупции.
Президент Хасан Роухани уволил министра промышленности, шахт и торговли в один из самых тяжелых моментов для промышленности страны, особенно автомобильного сектора. В последние два месяца иранская автомобильная промышленность находится на спаде, а цены на отечественную продукцию взлетели на 60%.
Однако в официальных объяснениях и обменах мнениями по поводу увольнения Резы Рахмани об этой турбулентности не упоминалось. В публичном письме министр заявил, что уважает решение президента. Пытаясь приоткрыть дверь в тайную кухню иранской политики, Рахмани назвал Махмуда Ваези, главу президентского штаба, человеком, который вынудил его уйти. Как один из ближайших союзников президента, Ваези считается влиятельной фигурой, управляющим делами президента Роухани.
В письме уволенного министра содержался намек на то, что его отстранение, по-видимому, является следствием разногласий из-за спорного законопроекта, который правительство Роухани настойчиво продвигает. Внутреннее столкновение было также раскрыто в заявлении администрации президента в ответ на письмо Рахмани. В заявлении отмечается, что увольнение министра было вызвано его неспособностью обуздать трех законодателей, которые пытались убить законопроект.
На смену Рахмани приходит один из его заместителей, Хосейн Модаррес Хиабани, который будет исполнять обязанности министра до того, как президент официально предложит парламенту нового министра для вотума доверия. Рахмани стал седьмым министром, покинувшим кабинет Роухани из 18 членов. Еще два увольнения министров или их отставки могли бы фактически подтолкнуть правительство Роухани к кризису легитимности. В соответствии с иранской Конституцией, президент должен будет затем поставить весь список своих министров на новый вотум доверия от нового парламента, который набит консервативными критиками президента, сторонниками жесткой линии.
Хотя из двух писем стало ясно, что решение Роухани не было упреком министру за неудачу в автомобильной промышленности, ведущие СМИ все же заговорили об этом. Прореформистская газета «Афтаб-э-Йезд» опубликовала целую серию передовых статей, критикующих «некомпетентность» уволенного министра в деле управления не только автомобильным рынком, но и бумажной промышленностью. Этот шаг Роухани, по словам «Афтаб-и-Йезд», отразил мнение народа, но был запоздалым. Ультраконсервативный «Джаван» также сообщил: «Гордость покинула министра». Это издание сослалось на производство иранского бюджетного автомобиля, который заслужил дурную славу за свои низкие стандарты безопасности и непропорциональные цены. Отечественный продукт – это версия малолитражного автомобиля Kia Motors, который был снят с производства южнокорейской фирмой в 2000 году. Несмотря на то что иранский автомобиль почти не претерпел улучшений в области безопасности и не было даже косметических мер по апгрейду, цены на него выросли в 10 раз за десятилетие.
Многолетние санкции США, банковские ограничения, ограниченные поставки и безудержная коррупция в настоящее время подталкивают двух крупнейших государственных автопроизводителей Ирана – Iran Khodro и Saipa – к краху. Чтобы избежать банкротства, обе компании сейчас настаивают на том, чтобы правительственный регулирующий орган одобрил 40-процентное повышение цен на их продукцию.
Согласно официальной статистике, производство этих двух компаний сократилось примерно на 50% за последние два месяца. Тысячи автомобилей застряли на больших заводских стоянках из-за нехватки запасных частей, попавших под санкции. Ситуация ухудшилась на фоне многонедельной блокады, введенной в стране из-за пандемии коронавируса.
Вопрос о том, имело ли увольнение Рахмани отношение к положению, сложившемуся в автомобильной промышленности, в настоящее время является предметом жарких дебатов в политических кругах Ирана. Даже среди сторонников президента растет число аргументов в пользу того, что это решение было скорее политическим, нежели связанным с борьбой с инфляцией на автомобильном рынке.
«Чтобы избежать ответственности за свою собственную некомпетентность, Роухани будет продолжать обвинять других», – пишет реформистская газета Седай-э-Эслахат, предсказывая, что президент предпримет еще больше таких шагов по мере приближения к концу срока пребывания на своем посту.