Иран обещал поддержать ХАМАС и ИД

С тех пор как ХАМАС и ИД остались в стороне от Гражданской войны в Сирии и покинули свои офисы в Дамаске, Иран, верный союзник сирийского режима, приостановил финансовую поддержку обоих движений, отрезав их от крупнейшего источника финансирования

Однако возвращение этих отношений, по-видимому, не за горами, особенно в связи с последними событиями в регионе. 28 мая премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что его правительство намерено аннексировать 30% территории Западного берега реки Иордан.

Глава политического бюро ХАМАСа Исмаил Хания заявил 6 июля, что получил послание от верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, подтверждающее, что его страна продолжит оказывать поддержку палестинцам.

«Иран не пожалеет усилий, чтобы поддержать палестинский народ в восстановлении его прав и сдерживании злых планов сионистского образования», — говорится в послании. (Иранцы не признают государство Израиль, и поэтому называют его «сионистским образованием», по аналогии со злокачественным образованием опухоли или геологическим образованием, — прим.).

Это сообщение появилось после того, как спикер иранского Совета Шуры Мохаммад Багер Галибаф сделал два телефонных звонка Хании и генеральному секретарю организации «Исламский джихад» Зияду Аль-Нахале 1 июля, чтобы обсудить механизмы и пути срыва плана аннексии Израиля.

Галибаф выразил поддержку своей страны палестинскому народу перед лицом американского ближневосточного мирного плана, известного на местном уровне как «сделка века».

В последние месяцы ХАМАС прилагает огромные усилия в попытке восстановить иранскую поддержку. ХАМАС осудил убийство Касема Солеймани, командующего силами «Кудс» Корпуса Стражей Исламской революции Ирана, в результате удара США в Багдаде 3 января. Хания также отправился в Тегеран, чтобы принять участие в похоронах Солеймани.

Махмуд аз-Захар, член Политического бюро ХАМАСа, заявил в интервью газете «Аль-Нахда Ньюс» 9 июля 2019 года, что ХАМАС прилагает большие усилия в попытке восстановить отношения с сирийским правительством, поддерживаемым иранским режимом.

Известный лидер ХАМАСа, который говорил с «Аль-монитором» на условиях анонимности, сообщил следующее: «Иран решил оказать палестинскому сопротивлению максимально возможную поддержку, чтобы противостоять израильскому плану аннексии Западного берега. Эта поддержка будет больше, чем когда-либо, без каких-либо ограничений и в любом случае, как того желает палестинское сопротивление».

Хотя Иран объявил, что он будет продолжать поддерживать палестинское сопротивление, на этом пути стоит серьезная проблема, которая заключается в том, что Палестинская администрация и израильская политика иссушают источники финансирования ХАМАСа, принимая строгие меры для предотвращения поступления денег из-за пределов палестинских территорий в «Исламское движение» через местные банки.

«У ХАМАСа есть свои способы получить деньги. Банки больше не являются частью этой схемы», — говорит источник ХАМАСа.

В докладе Reuters, опубликованном 26 апреля 2019 года, говорится, что ХАМАС все чаще использует сложные методы сбора денег с помощью биткоинов, что подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются власти при отслеживании криптовалют, с помощью которых финансируются такие группы.

«Здесь для общественности не важно, как эта поддержка достигнет сопротивления, но важно то, где и как такая поддержка будет использована на местах для срыва израильского плана аннексии», — пояснил источник.

Он добавил: «Иранская поддержка будет направлена главным образом на Западный берег, который сейчас находится под угрозой из-за израильского плана аннексии. Поддержка будет также сосредоточена на мобилизации палестинского народа для противостояния этой схеме».

2 июля Генеральный Секретарь Центрального комитета ФАТХ Джибриль Раджуб и лидер ХАМАСа Салах аль-Арури, базирующийся в Бейруте, провели редкую совместную видеоконференцию для обсуждения совместного плана действий по противодействию израильскому плану аннексии.

«Мы должны осознать, что сейчас полем битвы является Западный берег реки Иордан, и наши люди в Газе готовы любыми средствами [противостоять этому плану]. Абу Обайда [представитель военного крыла ХАМАСа, бригады Изз ад-Дина аль-Кассама] сказал, что аннексия является «объявлением войны», — отметил Арури во время селекторного совещания.

Лидер «Исламского джихада» Ходр Хабиб заявил «Аль-Монитору»: «Поддержка Ирана имеет первостепенное значение для палестинского сопротивления и будет в значительной степени способствовать эскалации сопротивления израильской оккупации в предстоящий период».

Он подчеркнул, что между руководством его движения и иранскими официальными лицами продолжается общение для обсуждения механизмов перевода средств — того, что было согласовано в ходе недавних контактов с Ираном на местах.

Он добавил: «Фракции сопротивления проводят регулярные встречи для выработки практических мер по выполнению плана противостояния Израилю. Все наши усилия на предстоящем этапе будут сосредоточены на сопротивлении и срыве плана [аннексии], и мы, безусловно, преуспеем в этом».

Талал Окаль, политический аналитик и писатель базирующейся в Рамалле газеты «Аль-Айям», сказал «Аль-Монитору»: «Нынешняя позиция Ирана по оказанию максимально возможной поддержки ХАМАСу и Исламскому джихаду в рамках противостояния израильскому плану аннексии является кульминацией больших усилий, предпринятых руководством двух движений для восстановления своих отношений с Ираном».

Он сказал, что ХАМАС считает, что совершил историческую ошибку, отделившись от Ирана из-за сирийского конфликта, и по этой причине вынужден был искать альтернативные источники финансирования, такие как поддержка Катара.

Окаль пояснил, что ХАМАС выяснил следующее. Оказалось, что поддержка Катара обусловлена сохранением спокойствия в отношениях с Израилем, что находится в прямом противоречии с принципами и целями движения, направленными на увековечение конфликта с Израилем. ХАМАС был вынужден сохранять спокойствие с Израилем в данный момент, чтобы получить больше средств от Катара, тем более что он борется с крупным финансовым кризисом с тех пор, как Египет создал буферную зону вдоль границ с Сектором Газа в 2014 году, чтобы уничтожить пограничные туннели. (По этим тоннелям в Сектор Газа поступала контрабанда, — прим.).

«ХАМАС понял, что он крайне нуждается в иранской поддержке — больше, чем в любом другом источнике финансирования, поскольку Иран предоставит ее без каких-либо предварительных условий», — заключил Окаль.

Хасан Абдо, писатель и политический аналитик, близкий к «Исламскому джихаду», сказал «Аль-Монитору»: «Недавние контакты между ХАМАСом и «Исламским джихадом» с одной стороны и Ираном с другой стороны — и послание Хаменеи — являются доказательством того, что все разногласия между сторонами незначительны в свете израильской аннексии».

Он добавил: «Многие арабские страны повернулись спиной к палестинцам и внесли свой вклад в усиление их блокады, освободив место для американской «сделки века» и плана израильской аннексии Западного берега реки Иордан, который является частью сделки. Позиция Ирана была прямо противоположной».