Израильский политический ландшафт в преддверии парламентских выборов

До парламентских выборов 17 сентября осталось чуть больше месяца, и израильские политики продолжают сплачивать свои электоральные базы, обращаясь к потенциальным союзникам.

До парламентских выборов 17 сентября осталось чуть больше месяца, и израильские политики продолжают сплачивать свои электоральные базы, обращаясь к потенциальным союзникам. В хаотичном политическом ландшафте Израиля, по-видимому, нет постоянных союзов, поскольку бывшие правительственные чиновники поворачиваются против своих бывших политических лидеров, а новые отколовшиеся группы пытаются оставаться актуальными, изменяя свое послание избирателям. Израильские комментаторы и наблюдатели отражают как могут эту калейдоскопическую реальность, призывая или предостерегая, в зависимости от обстоятельств, против образования нового политического союза или против откола от него. 

По словам Аншеля Пфеффера из Haaretz, этот продолжающийся пересмотр альянсов и политических расчетов имеет один общий знаменатель, который ведет к прекращению долгого правления нынешнего премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху: «Решение Либермана два месяца назад не присоединяться к коалиции Нетаньяху, инициировав вторые выборы 2019 года, привело в движение ряд процессов. Ни один из опросов, проведенных за последние пять недель, не дал Нетаньяху шанса сформировать правую/религиозную коалицию без [Авигдора] Либермана. Если действительно таким будет результат выборов 17 сентября, это будет катарсический момент для израильской политики, после которого возможны любые перестановки и самые причудливые коалиции. Стороны договариваются, объединяются и максимально используют свои возможности в рамках подготовки к этому моменту».

Защитники Нетаньяху, такие как Иси Лейблер из Jerusalem Post, признают, что существует реальная возможность того, что премьер-министр может проиграть в сентябре, и беспокоятся о том, что, если этот сценарий реализуется, конечным результатом станет ослабление Израиля. Также они отмечают, что лидеры, такие как Бени Ганц (лидер Бело-голубого альянса), не имеют необходимых качеств: «Обладает ли Ганц качествами, чтобы возглавить страну? Может ли он, как Нетаньяху, успешно пройти по дипломатическому канату, натянутому между Трампом и Путиным? Ганц не проявляет ни харизмы, ни сильного имиджа лидера. Большой вопросительный знак висит над его способностью эффективно руководить страной в течение следующих 12 месяцев, когда необходимо будет принять важные решения. И если не Ганц, то кто в любой из партийных группировок имеет квалификацию, чтобы возглавить управление страной? Жестокая правда — никто! Именно поэтому, несмотря на то, что Нетаньяху не вызывает симпатии у большинства израильтян, в то же время опросы показывают, что даже сегодня многие считают его единственным компетентным кандидатом на пост премьер-министра. Действительно, есть много тех, кто ненавидит его, но все же они предпочли бы, чтобы он сохранил бразды правления в течение предстоящего решающего года».

В открытом письме, написанном для издания Israel Today, Цви Садан отмечает, что появление альянса, основанного на принципе «кто угодно, но не Нетаньяху«, похоже, дало новую жизнь другим политикам, таким как бывший премьер-министр Эхуд Барак, которые находились в политической пустыне с момента изгнания из власти: «Демократический Израиль, новая партия бывшего премьер-министра Эхуда Барака, является искрой, которая, похоже, зажгла вторую избирательную кампанию 2019 года. Зная об усталости общественности от выборов, большинство политиков за последние несколько недель избегали начала преждевременных кампаний, которые, вероятно, только приведут к росту апатии избирателей перед голосованием 17 сентября. Но шумное возвращение Барака на политическую арену не оставило руководителям других партий иного выбора, кроме как ответить на его резкую критику, направленную против всех и каждого, кто не смог согласиться с его повесткой, цель которой — свергнуть Биньямина Нетаньяху... Есть признаки того, что начинает формироваться левоцентристский блок, состоящий из лейбористов, Мереца и бело-голубых».

Но некоторые аналитики сомневаются, что такой левоцентристский блок, называемый Демократическим Израилем — Союз демократического Израиля Эхуда Барака с Мерецем и бело-голубыми — сможет стать королем на предстоящих выборах. Это также оценка Севера Плокера, который в своей статье для Yedioth Ahronoth предположил, что, несмотря на все волнения, связанные с объявлением о недавно сформированном демократическом союзе, альянс «еще не показал себя. Эхуд Барак потерпел неудачу в своих попытках возглавить жизнеспособный единый левоцентристский блок. Опрос предсказал, что его партия в одиночку не пересечет минимальный порог, чтобы войти в Кнессет. Более поздний опрос, проведенный сразу после совместной пресс-конференции, посвященной слиянию Барака с Мерецем, показал, что вместе они получат 10 мест. Опросы, проводимые с тех пор, указывают на то, что это число падает, и на данный момент они прогнозируют не более семи мест, если бы выборы состоялись сегодня... У Демократического союза нет веских причин существовать отдельно от бело-голубой партии, поэтому все участники должны отбросить свою личную вражду и вместо этого проявить некоторую политическую смекалку. И Барак может утешиться тем, что в настоящее время отсутствует левая фракция Центристской партии».

Другим политиком и бывшим союзником Нетаньяху, ставшим ныне политическим соперником, является Авигдор Либерман, который, как отмечает Хеми Шалев из Haaretz, в последнее время пережил «метаморфозу, превратившись из секторального лидера (за Либермана и его партию Наш дом — Израиль голосуют преимущественно выходцы из бывшего СССР, причем, это стареющий электорат, — прим.), который скован справа и находился на пороге политического вымирания, в того, кто делает политиков королями. Он сам стал политиком с двузначными цифрами в опросах. Этот человек, что весьма трудно переварить, стал великой надеждой израильских левоцентристов... И что это за Либерман: не тот человек, кого видели перед последними выборами, когда он пытался поднять мертвую русскую лошадь, но смелый индивидуалист, который обвел всю политическую сцену вокруг пальца... Готовность Либермана бросить вызов ожиданиям, сбить с толку Нетаньяху и показать нос своим бывшим союзникам справа выделила его как «сильного человека», о котором многие русские, а также многие израильтяне мечтают по ночам».

(После предыдущих выборов 9 апреля 2019 г ожидалось, что Либерман, правый политик, занимающий жесткую позицию по отношению к палестинским арабам, войдет в правое правительство, возглавляемое Ликудом и лидером Ликуда Нетаньяху, занимающим схожие позиции в отношении арабов. Но неожиданно Либерман отказался это сделать, не желая выполнения условий вхождения в правительство ультра-религиозных партий, попытавшихся превратить Израиль в клерикальное государство, напоминающее Иран. Именно это решение Либермана привело к политическому кризису и новым досрочным выборам, которые состоятся 17 сентября. Либерман превратился в глазах электората в ярого сторонника светского государства и его поддержка вышла за пределы среды русскоязычных евреев из бывшего СССР, — прим.

Проблемы Нетаньяху не ограничиваются нападками со стороны центра и левоцентристов. Он также подвергается атакам со стороны правых. Многие до сих пор обвиняют его в отсутствии единого фронта, «Широкого объединения правых», против того, что Дов Фишер из Arutz Sheva характеризует как «катастрофу Осло» (имеются в виду соглашения в Осло между Израилем и палестинцами о прекращении израильской оккупации и создании Палестинского государства, — прим.). Такие люди призывают к созданию сплоченного блока правых перед сентябрьскими выборами: «По сей день Израиль и евреи во всем мире платят ужасную цену за катастрофу Осло, которая никогда бы не произошла, если бы израильские правые не раскололись, тем самым растрачивая и теряя тысячи голосов, которые составляли избирательное большинство. Враги Израиля и на этот раз подорвали позиции премьер-министра Нетаньяху за помощь в переговорах о включении Оцмы (ультраправая расистская партия, — прим.) в блок [Союз правых партий], а невежды затем повторили эти критические замечания, не понимая лежащих в основе сложностей. Израиль, как обычно, принял бесчестный удар и, как обычно, пережил его. Хорошей новостью является то, что по нескольким причинам на этот раз должно быть намного проще включить Оцму в технический блок — Союз правых».

Здесь, как и во многих других случаях, обвинение возглавляет бывший прислужник Нетаньяху, Шломо Питерковский. Он указывает на то, что после предыдущей неудачной избирательной кампании глава Объединенных правых, Айлет Шакед, теперь получила второй шанс сделать объединенных правых незаменимым политическим актором: «Многие сторонники правых партий пришли в негодование по отношению к своему руководству в этот период, и эти настроения теперь должны быть обращены вспять, чтобы кампания по завоеванию голосов избирателей стала успешной... Неспособность Новых правых пройти электоральный порог в ходе голосования в апреле 2019 г была связана с плохой стратегией их избирательной кампании, в то время как кампания Еврейского дома была в ретроспективе также далеко не эффективна.... Чтобы провести хорошую кампанию, кандидаты должны проявить лидерские качества и быть настроены на своих избирателей и сторонников. На этот раз задача прочно легла на плечи Айлет Шакед. Ее навыки как лидера этого политического союза подвергнутся суровому испытанию».

Затерянный среди всех разговоров о создании коалиций и выигрышных стратегиях избирательной кампании, и лежащий в основе самого повествования о некогда маргинальных политических фигурах, ставших королями, вопрос — это вопрос политической ответственности. Как пишет блогер Times of Israel, Алона Виноград, «чтобы иметь возможность реализовать наше основное право голоса, нам нужно знать, что наши избранные представители делают с нашими деньгами в те часы, когда они находятся на работе (за которые мы платим); какие идеи и программы они продвигают, в какой степени существует соответствие между их обещаниями и тем, что они на самом деле сделали, [находясь у власти]. Без ответов на все эти вопросы мы обречены быть пленниками хорошо отлаженных механизмов фейковых новостей, пропаганды и дезинформации... Пока наши избранные представители по собственной инициативе не поделятся с общественностью существенной информацией о своей политической деятельности, мы должны настаивать на достоверной информации и транспарентном (прозрачном, — прим.) поведении тех, кто хочет возглавить страну. Предвыборный сезон — отличное время, чтобы начать требовать этого».