Израиль и Сектор Газа договорились о прекращении огня. Надолго ли?

 

Израиль и Палестина при посредничестве Египта достигли в понедельник соглашения о прекращении огня в секторе Газа. Об этом сообщило агентство Reuters. С 4 мая палестинцы из сектора Газа выпустили по Израилю свыше 600 ракет, 150 из которые были перехвачены израильской системой ПВО "Железный купол". В результате обстрелов погибли четверо израильтян. В свою очередь, израильские военные поразили порядка 300 военных целей в секторе Газа, при этом не менее 14 палестинцев погибли, десятки пострадали.

Итак, соглашение заключено. Но вот надолго ли? Журналисты из “Нью-Йорк Таймс” пытаются разобраться в этой ситуации
По мере усиления боевых действий в Газе израильтяне и палестинцы хоронят своих погибших

Боевые действия между Израилем и Газой быстро обострились в воскресенье в ходе наихудших столкновений со времени последней полномасштабной войны в 2014 году, когда палестинские ракеты убили четырёх израильских гражданских лиц и израильские силы целились в боевиков Газы.

Должностные лица Газы заявили, что число погибших палестинцев за два дня достигло 22 человек. Только в воскресенье погибли по меньшей мере девять боевиков и столько же мирных жителей. В том числе беременная женщина, 12-летний мальчик и 4-месячная девочка - заявляют представители палестинской системы здравоохранения.

Палестинцы так же отметили в начале понедельника, что они достигли прекращения огня с Израилем. Эта новость, как представляется, получила косвенное подтверждение, когда израильские военные в понедельник утром сняли ограничения в отношении граждан, проживающих вблизи границы с Газой, хотя школы в пострадавших районах оставались закрытыми в течение дня.

Вспышка насилия, как представляется, началась в пятницу, когда палестинский снайпер ранил двух израильских солдат. И это является жестоким, но локальным проявлением палестинского нетерпения в связи с неспособностью Израиля облегчить тяжелую гуманитарную ситуацию в Газе.

К воскресенью столкновения превратились в демонстрацию огневой мощи с обеих сторон. Израильская армия заявила, что жители Газы выпустили 600 снарядов за два дня: тайные вооруженные группировки выпустили сотни ракет, которые долгое время были спрятаны в арсеналах.

Завывание сирен, шум воздушных налётов и жужжание смартфонов заставили десятки тысяч израильских граждан спрятаться в укрытиях. Противоракетные батареи "Железного купола" сбили много палестинских ракет, но далеко не все, когда израильские военные с грохотом вступили в бой со своими реактивными самолетами, беспилотниками, танками, артиллерией и штурмовыми вертолетами.

Палестинцы использовали любую возможность для того, чтобы сеять хаос, убив израильское гражданское лицо противотанковой ракетой, когда он совершил ошибку, заехав на своем грузовике в пределах досягаемости Газы. Они произвели ещё один выстрел, на этот раз безуспешный, по израильскому бронетранспортеру, который был лишь частично скрыт оборонительными заграждениями.

В ответ Израиль взорвал автомобиль, в котором, по его словам, находился террорист из Газы, и опубликовал видео этого авиаудара в качестве предупреждения другим. Он сровнял с землёй дома нескольких командиров боевиков, заявив, что эти здания использовались для хранения оружия или в качестве оперативного штаба. И обстрелял ряд палестинцев, которые, по его словам, занимались пусками ракет.

Израиль также атаковал здание, которое вроде как использовалось в качестве базы для кибератак против страны.

С тех пор как в 2007 году в Газе к власти пришла воинствующая исламская группа "ХАМАС", а Израиль ввёл сухопутную, морскую и воздушную блокаду территории и её примерно двух миллионов жителей, эти два антагониста то и дело вступают в войну. Но как бы они ни ненавидели друг друга, они также зависимы друг от друга: ХАМАС использует своё неповиновение Израилю, чтобы изобразить себя истинным голосом палестинского сопротивления. В то время как правое правительство Израиля использует непокорность Газы, чтобы утверждать, что ему не хватает партнёра для мирных переговоров.

Ярость боевых действий в выходные дни отразила палестинское разочарование медленными темпами Израиля в том, что касается ослабления ограничений (блокады - прим.), которые отправили густонаселённую и бедную территорию Газы в экономическое свободное падение. Об этом заявил Тарек Бакони, аналитик Международной кризисной группы.

В ноябре Израиль согласился ослабить ограничения в рамках договорённости, достигнутой при посредничестве Египта с ХАМАС. "ХАМАС согласился сдержать протесты в обмен на уступки, - сказал г-н Бакони, имея в виду частые и жестокие пограничные демонстрации, которые начались в Газе в марте 2018 года. - Они [уступки] не материализовались”.

Решение Израиля в эти выходные прибегнуть к целенаправленным убийствам и заявить о своей готовности к наземной войне стало напоминанием о низкой терпимости страны к гибели гражданских лиц.

Но, как и во многих других раундах боевых действий в последние месяцы, насилие быстро стало настолько интенсивным, что каждая сторона, казалось, готова притормозить на достаточно долгое время, чтобы услышать слова "прекращение огня".

В конце воскресенья их произнес Исмаил Хания, политический руководитель ХАМАС. Он сказал, что "возвращение к состоянию спокойствия возможно и зависит от приверженности сил оккупации полному прекращению огня" и от "немедленного начала осуществления договоренностей", достигнутых с помощью Египта.

Но он также пригрозил эскалацией, если Израиль не выполнит это требование, и вскоре последовали новые предупреждения Израиля о приближающихся ракетах.

Израильские гражданские лица погибли впервые в столкновениях с Газой после короткого, но разрушительного конфликта 2014 года.

Палестинец, проживающий в Израиле, был убит в результате ракетного обстрела Ашкелона в ноябре. Один израильтянин был убит в воскресенье, когда он вышел из безопасной комнаты, чтобы выкурить сигарету, и во дворе дома взорвалась ракета. Во второй половине дня в результате взрыва на израильском цементном заводе в южном городе Ашкелоне погиб рабочий-бедуин. Человек, убитый после остановки своего грузовика, находился недалеко от Ханера, крошечного кибуца в двух милях от границы с Газой. А в южном городе Ашдоде был убит раввин, когда он вышел из машины и попытался убежать в укрытие.

В ответ Израиль выполнил давнюю угрозу, которую в последние дни все чаще можно слышать от политиков-ястребов - начать убивать отдельных боевиков в ходе целенаправленных атак.

Авиаудар, уничтоживший автомобиль в городе Газа, убил человека, который, по словам израильских военных, был ответственен за крупные денежные переводы из Ирана движению ХАМАС и конкурирующей группировке в Газе, которая называется Палестинский Исламский джихад. Израиль сказал, что этот человек — Ахмад Хамад Аль-Худари, 34 лет. Он владел компанией, занимавшейся финансовыми операциями. Израиль назвал её террористической организацией в июне прошлого года.

На вопрос, почему Израиль возобновил давно дремлющую тактику целенаправленных убийств, подполковник Йонатан Конрикус, спикер израильской армии, ответил: "Для ХАМАСа и Палестинского исламского джихада важно понять всю серьёзность ситуации".

"В целом, из девяти боевиков, убитых в воскресенье, только один был членом ХАМАС", - заявили чиновники Газы. Восемь принадлежали к палестинскому Исламскому джихаду, в том числе двое погибли в результате авиаудара по лагерю беженцев Аль-Бурейдж.

В ходе атак из Газы в основном наносились удары по объектам на юге Израиля, не имеющим военного значения, включая здание детского сада в городе Сдерот и онкологическое отделение Медицинского центра Барзилай в Ашкелоне.

Военный пост в общине Киссуфим был обстрелян из миномёта, выстрел которого попал в синагогу, легко ранив двух солдат.

Когда падали ракеты и мины и звучали сирены по всему югу Израиля (каждые несколько минут), премьер-министр Биньямин Нетаньяху назвал происходящее “массированными ударами", после чего военные развернули бронетанковую бригаду и пехотную бригаду Голани возле границы Газы для возможного наземного вторжения в Сектор. Другая пехотная бригада была переведена в резерв.

В воскресенье Израиль агрессивно выступил против палестинских обвинений в том, что накануне израильские военные убили беременную женщину из Газы и молодого человека днём раньше. Представители армии настаивали на том, что эти люди погибли в результате осечки палестинской ракеты, а не израильскими выстрелами. Должностные лица Газы продолжали обвинять Израиль в том, что они называли военным преступлением.

Президент Трамп в воскресенье решительно выступил на стороне Израиля, осудив ракетные обстрелы из Газы. "Народу Газы эти террористические акты против Израиля не принесут ничего, кроме еще больших страданий", - написал он в Twitter.

Последний раунд насилия начался так же, как и несколько других с прошлого лета. Израиль и Газа оказались в замкнутом круге столкновений, за которыми быстро последовала деэскалация, причём переговоры при посредничестве Египта неоднократно достигали временного охлаждения вдоль границы.

В ноябре, по-видимому, был прорыв. Израиль обещал улучшить условия в Газе, предоставив Катару возможность привести наличные средства, а также топливо и гуманитарную помощь в Газу. Кроме того, Израиль пообещал расширить зону в Средиземноморье, в которой он позволит рыбакам Газы вести промысел, а также облегчить передвижение людей на обнищавшую приморскую территорию и из неё.

ХАМАС согласился в ответ сдерживать протесты вдоль своей границы с Израилем (эти протесты часто переходили в насилие). Но перемирие длилось всего несколько недель.

Некоторые случаи возобновления насилия были непредсказуемы. В октябре по прихоти природы - в результате удара молнии - по Израилю запустили ракету. В ноябре в Газе была обнаружена израильская тайная группа, которая устроила перестрелку во время побега, а затем два дня продолжался обмен ракетными обстрелами и авиаударами.

Ракетный обстрел в середине марта был назван результатом "человеческой ошибки", а не решения ХАМАС. Но Израиль снова обвинил ХАМАС и палестинский Исламский джихад в использовании насилия в политических целях.

В конце марта, за две недели до парламентских выборов в Израиле, ракета попала в дом к северо-востоку от Тель-Авива и заставила Нетаньяху прервать поездку в Вашингтон.

Теперь, в связи с празднованием Дня памяти и Дня Независимости на этой неделе, и потоком международных исполнителей, прибывающих для участия в конкурсе песни "Евровидение" в Тель-Авиве в конце этого месяца, группы боевиков Газы, возможно, рискнули продемонстрировать, что Нетаньяху заплатит еще более высокую цену за тишину в краткосрочной перспективе.

"Оба организации считают, что только давление и сила заставят Израиль ослабить ограничения блокады, - сказал аналитик Бакони. - И Израиль только подтвердил этот урок".

В воскресенье вечером, накануне Рамадана, месячного мусульманского праздника, Израиль усилил свою хватку на шее Газы. Он заявила, что прекратит поставки всего топлива на территорию Газы через Израиль.

Омар Шабан, экономист, который руководит Pal-Think for Strategic Studies - мозговым центром Газы, сказал, что некоторые из взаимных обвинений между Израилем и должностными лицами Газы в связи с требованиями облегчения трудностей в Газе не имели смысла. "В Газе нет недостатка в продовольствии, но у людей нет покупательной способности, потому что нет рабочих мест, - сказал он. - Есть некоторые требования политических фракций, которые не могут быть реализованы: если вы открываете переходы, пока у людей нет денег для частного сектора, это бессмысленно. Газе нужен пакет помощи".

С израильской стороны даже некоторые критики Нетаньяху заявили, что цикл насилия с Газой лишь укрепляет его политическую позицию.

"Его точка зрения, которая, кстати, логична, заключается в том, что разделение между Газой и Западным берегом, которое проистекает из хронического конфликта между ХАМАСом и ФАТХом, ослабляет национальное палестинское движение и стоит головной боли, присущей работе с этими двумя полуфункциональными политическими образованиями", - написал израильский аналитик палестинской политики Шимрит Меир в ежедневной газете "Едиот Ахронот".

Две палестинские территории, Газа и Западный берег, управляются соперничающими палестинскими группировками ХАМАС и ФАТХ.

В воскресенье, когда семья одного из израильтян, убитого в результате нападения, 58-летнего Моше Агади, готовилась похоронить его, она попросила общественность избежать посещения церемонии, опасаясь нового удара из Газы.

Сотни израильтян всё равно пришли, и солдаты тыла в оранжевых беретах раздавали инструкции, что делать, если кладбище подвергнется нападению. "Мы пришли, чтобы почтить его память и показать, что мы их не боимся, - сказала 56-летняя Ципи Бен-Давид, в то время, как издалека со стороны Газы, звучали взрывы. - Посмотри, сколько их пришло, даже в такой ситуации".

Дом, где жил Агади, был домом мечты жителя пригорода, выкрашенным в золотистый цвет. Большие шрапнельные отверстия во внешней стене, поваленное дерево и грейпфруты, разбросанные по земле — всё свидетельствовало о том, что убило хозяина дома.