Израильская политика слишком часто включает в себя вещи, которые скрыты от общественности, и это, безусловно, верно в отношении поразительно сложных отношений между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его бывшим помощником, председателем партии Исраэль Бейтейну (Наш дом - Израиль) Авигдором Либерманом.
Израильтяне привыкли к политическому подтексту - подмигиванию, лицемерию и двуличию. Поэтому, несмотря на шквал официальных объяснений, всем в среду вечером было ясно, что настоящей причиной этой исключительной политической драмы не может быть закон «О воинской повинности». Вопрос о разработке ультраортодоксального закона преследовал Израиль десятилетиями. Если бы этот вопрос был персонифицирован, даже тогда не сделалось бы ясным, почему он внезапно был выбран в качестве оправдания для этого сюжетного поворота (Либерман отказался войти в общее правительство с Нетаньяху и религиозными партиями, по требованию которых следовало принять закон об отсрочке призыва в армию для религиозных евреев. Отказ Либермана привел к срыву переговоров о создании общего правительства и к новым выборам в израильский парламент - кнессет. - прим.).
Точно так же всем было ясно, что выборы 2015 года на самом деле не были вызваны “подрывным” поведением бывших министров Ципи Ливни и Яира Лапида, которые сделали правительство неуправляемым, как утверждала правящая партия Ликуд (партия, которой руководит Беньямин Нетаньяху - прим.). Тем не менее, эта причина была доведена до сведения общественности в отсутствие каких-либо чётких доказательств обратного.
«Частые выборы - это плохо, но правительство, которому не хватает управляемости, которое имеет министров, работающих против него изнутри – намного хуже, - заявил Нетаньяху на пресс-конференции в то время. - Нам нужно провести внеочередные выборы и сформировать широкое, единое, сильное правительство».
Были люди, которые говорили: реальной причиной этих выборов стал тот факт, что законопроект, направленный против бесплатно распространяемого ежедневного издания Шелдона Адельсона Israel Hayom, набирал силу в кнессете (Шелдон Адельсон - американский мультимиллионер, покровитель Нетаньяху и Трампа). Их обвинили в преувеличении, фантазиях и даже в распространении теорий заговора.
Но, чудо из чудес! Сам Нетаньяху в конечном итоге признал, что это была реальная причина для перевыборов. Он признал это в ответ на полицейское расследование его попытки заключить сделку с конкурентом, ежедневным изданием Yedioth Ahronot. Предполагалось, что Yedioth станет позитивно освещать деятельность Нетаньяху, в обмен на закон, ограничивающий деятельность Israel Hayom. Таким образом, «Нетаньяху - тот самый человек, кто заблокировал закон об ограничении работы Israel Hayom, когда он распустил кнессет и пошёл на выборы», внезапно стал официальным подозреваемым в связи с делом, в результате которого были назначены эти досрочные выборы.
В среду, за несколько часов до полуночи, когда истекал срок формирования правительства, представитель “Ликуд", Йонатан Урич написал в твиттере: «Это не обязательства и не принципы – Либерман хочет уничтожить Нетаньяху. Остальное – ерунда».
Многие люди в политической системе согласны с этим. По их мнению, тут акт личной мести – или, в более утилитарной версии этой теории – попытка Либермана укрепить свои позиции в гонке за пост премьер-министра после окончания эры Нетаньяху.
Но Либерман также настаивал на том, что он не войдёт ни в одно правительство, не возглавляемое Нетаньяху. И в свете этого отказа, данное объяснение кажется неудовлетворительным.
Комментатор 12 канала Амит Сигал любит утверждать, что поведение политиков в Иерусалиме больше похоже на израильскую комедию “Полишук”, чем на американскую драму “Карточный домик". Иногда это правильная оценка, но не всегда. Например, это совсем не так, когда речь идёт о Либермане. Вы можете сказать о нём много негативных вещей (список длинный), но он определенно не глуп. И он не эмоционален.
Все комментаторы, которые уверены, что знают ответы на вопрос о причинах этой политической драмы, комментаторы как изнутри кнессета, так и извне, должны быть уверены только в одном: они ничего не знают. Между Нетаньяху и Либерманом существует множество личных конфликтов и заговоров, потоки корыстных интересов и тёмных интриг. Только эти двое знают, почему Израиль втянут в очередной водоворот выборов. И ни у одного из них нет честных ответов на вопросы, когда дело доходит до требований прозрачности.